Постановление Администрации Саргатского муниципального района Омской области от 26.12.2014 N 1217-п "Об утверждении Положения о добровольной народной дружине по охране общественного порядка на территории Саргатского муниципального района Омской области"



АДМИНИСТРАЦИЯ САРГАТСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 декабря 2014 г. № 1217-п

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ДОБРОВОЛЬНОЙ НАРОДНОЙ ДРУЖИНЕ
ПО ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА НА ТЕРРИТОРИИ САРГАТСКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

В соответствии с пунктом 33 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", Федеральным законом от 02.04.2014 № 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка", Уставом Саргатского муниципального района Омской области постановляю:
1. Создать добровольную народную дружину Саргатского муниципального района Омской области как общественную организацию в целях организации общественного порядка во взаимодействии с органами внутренних дел (полиция) и иными правоохранительными органами.
2. Утвердить Положение о добровольной народной дружине по охране общественного порядка на территории Саргатского муниципального района Омской области согласно Приложению.
3. Опубликовать настоящее Постановление в газете "К новым рубежам" и разместить в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на сайте www.sargat.omskportal.ru.
4. Контроль за исполнением настоящего Постановления оставляю за собой.

Глава муниципального района
О.А.Исаев





Приложение
к Постановлению Администрации
Саргатского муниципального района
Омской области
от 26 декабря 2014 г. № 1217-п

ПОЛОЖЕНИЕ
о добровольной народной дружине по охране общественного
порядка на территории Саргатского муниципального района
Омской области

Настоящее Положение о добровольной народной дружине по охране общественного порядка на территории Саргатского муниципального района Омской области (далее - Положение) регулирует общественные отношения, возникающие в связи с участием граждан в охране общественного порядка на территории Саргатского муниципального района Омской области.

1. Общие положения

1.1. Добровольная народная дружина (далее - ДНД) - это коллективное общественное объединение, добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, основанное на членстве общественное объединение, участвующее в охране общественного порядка во взаимодействии с органами внутренних дел (полицией) и иными правоохранительными органами, при содействии органов государственной власти и местного самоуправления.
1.2. В целях обеспечения координации своих действий по охране общественного порядка ДНД создаются по инициативе граждан Российской Федерации, изъявивших желание участвовать в охране общественного порядка, в форме общественной организации с уведомлением органа местного самоуправления Саргатского муниципального района Омской области, территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел о своем создании, задачах и формах работы.
ДНД при решении возложенных на них задач взаимодействуют с органами местного самоуправления, правоохранительными органами, юридическими лицами, общественными объединениями, трудовыми коллективами и гражданами Российской Федерации.
Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий оказывают содействие правоохранительным, государственным и общественным органам по вопросам профилактики правонарушений, охраны общественного порядка и работе ДНД.
1.3. Правовую основу участия граждан в деятельности ДНД на территории Саргатского муниципального района Омской области составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, федеральные конституционные законы, Федеральный закон от 02.04.2014 № 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка" (далее - ФЗ № 44-ФЗ), Закон Омской области от 06.11.2014 № 1672-ОЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка в Омской области" (далее - Закон Омской области № 1672-ОЗ), другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, настоящее Положение, муниципальные нормативные правовые акты.
1.4. Работа ДНД строится на основе взаимодействия с органами исполнительной власти Омской области, органами местного самоуправления Саргатского муниципального района Омской области, городским и сельскими администрациями, органами внутренних дел (полицией), иными правоохранительными органами и основывается на принципах добровольности, законности, приоритетности защиты прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов юридических лиц.
Участие граждан в деятельности ДНД по охране общественного порядка на территории Саргатского муниципального района Омской области осуществляется на основе принципов законности, гласности, ответственности, гуманизма, добровольности, равноправия и уважения к личности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина.

2. Основные направления деятельности ДНД

2.1. Основными направлениями деятельности ДНД являются:
1) содействие органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам в охране общественного порядка;
2) участие в предупреждении и пресечении правонарушений на территории по месту создания ДНД;
3) участие в охране общественного порядка в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций;
4) распространение правовых знаний, разъяснение норм поведения в общественных местах.

3. Порядок создания и организации работы ДНД

3.1. ДНД создаются по инициативе граждан Российской Федерации, изъявивших желание участвовать в охране общественного порядка, в форме общественной организации с уведомлением органов местного самоуправления - Администрации Саргатского муниципального района, территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
3.2. Границы территории, на которой может быть создана ДНД, устанавливаются представительным органом Саргатского муниципального района. При этом на одной территории, как правило, может быть создана только одна ДНД.
3.3. ДНД могут участвовать в охране общественного порядка только после внесения их в региональный реестр.
3.4. ДНД действуют в соответствии с федеральным законом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, а также уставом ДНД.
3.5. ДНД решают стоящие перед ними задачи во взаимодействии с органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами внутренних дел (полицией) и иными правоохранительными органами.
3.6. В ДНД принимаются на добровольной основе граждане Российской Федерации, достигшие возраста восемнадцати лет, способные по своим деловым и личным качествам исполнять обязанности добровольных народных дружинников.
3.7. В ДНД не могут быть приняты граждане:
1) имеющие неснятую или непогашенную судимость;
2) в отношении которых осуществляется уголовное преследование;
3) ранее осужденные за умышленные преступления;
4) включенные в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма";
5) в отношении которых вступившим в законную силу решением суда установлено, что в их действиях содержатся признаки экстремистской деятельности;
6) страдающие психическими расстройствами, больные наркоманией или алкоголизмом;
7) признанные недееспособными или ограниченно дееспособными по решению суда, вступившему в законную силу;
8) подвергнутые неоднократно в течение года, предшествовавшего дню принятия в ДНД, в судебном порядке административному наказанию за совершенные административные правонарушения;
9) имеющие гражданство (подданство) иностранного государства.
3.8. Добровольно народные дружинники могут быть исключены из ДНД в следующих случаях:
1) на основании личного заявления добровольного народного дружинника;
2) при наступлении обстоятельств, указанных в части 2 статьи 14 ФЗ № 44-ФЗ;
3) при совершении добровольным народным дружинником, участвующим в охране общественного порядка, противоправных действий либо бездействии, повлекших нарушение прав и свобод граждан, общественных объединений, религиозных и иных организаций;
4) в связи с неоднократным невыполнением добровольным народным дружинником требований устава ДНД либо фактическим самоустранением от участия в ее деятельности;
5) в связи с прекращением гражданства Российской Федерации.
3.9. Добровольные народные дружинники проходят подготовку по основным направлениям деятельности народных дружин, к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, по оказанию первой помощи в порядке, утвержденном федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
3.10. Добровольные народные дружинники при участии в охране общественного порядка должны иметь при себе удостоверение добровольного народного дружинника, а также носить форменную одежду и (или) использовать отличительную символику добровольного народного дружинника. Образец и порядок выдачи удостоверения, образцы форменной одежды и (или) отличительной символики добровольного народного дружинника установлены Законом Омской области № 1672-ОЗ.
3.11. Запрещается использование удостоверения добровольного народного дружинника, ношение форменной одежды либо использование отличительной символики добровольного народного дружинника во время, не связанное с участием в охране общественного порядка.
3.12. Добровольный народный дружинник, обратившийся с просьбой об освобождении от обязанностей добровольного народного дружинника, выбывает из состава ДНД. Гражданин, выбывший из состава ДНД, обязан сдать удостоверение.
3.13. Граждане, участвующие в охране общественного порядка, не вправе выдавать себя за сотрудников органов внутренних дел (полиции) или иных правоохранительных органов, а также осуществлять деятельность, отнесенную законодательством Российской Федерации к исключительной компетенции этих органов.
3.14. Участие граждан в мероприятиях по охране общественного порядка, заведомо предполагающих угрозу их жизни и здоровью, не допускается.

4. Руководство деятельностью ДНД, структура ДНД, их
компетенция и порядок формирования руководящих органов

4.1. Руководство деятельностью ДНД осуществляют командиры ДНД, избранные членами ДНД по согласованию с органами местного самоуправления Саргатского муниципального района Омской области, территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
4.2. В целях взаимодействия и координации деятельности ДНД на территории Саргатского муниципального района Омской области создается штаб ДНД, который является постоянно действующим органом.
Структура ДНД включает в себя:
- общее собрание членов ДНД;
- руководитель ДНД;
- штаб ДНД;
- оперативные группы.
Общее собрание членов ДНД (далее - общее собрание) является высшим органом управления дружины.
К полномочиям общего собрания относятся:
- принятие решения о прекращении деятельности ДНД;
- избрание, прекращение полномочий руководителя ДНД;
- определение первоочередных направлений деятельности дружины;
- принятие правил поведения членов ДНД;
- заслушивание отчета руководителя ДНД о деятельности дружины;
- принятие решения об образовании, формировании персонального состава, прекращении деятельности штаба ДНД.
Руководитель ДНД избирается (наделяется полномочиями) и прекращает свои полномочия на основании решения, принятого не менее чем половиной членов ДНД, присутствующих на общем (Учредительном) собрании.
Основаниями прекращения полномочий руководителя ДНД являются:
- собственная инициатива руководителя дружины;
- инициатива не менее трех членов ДНД;
- прекращение деятельности ДНД.
К полномочиям руководителя ДНД относятся:
- текущее руководство деятельностью дружины, в том числе:
- планирование деятельности ДНД;
- определение графика дежурства, маршрутов патрулирования;
- инструктирование членов ДНД перед заступлением на дежурство;
- систематическое обобщение информации о деятельности ДНД;
- направление ходатайств о поощрении членов ДНД, отличившихся при исполнении своих обязанностей;
- взаимодействие с органами местного самоуправления, представителями органов внутренних дел и иных правоохранительных органов, юридическими лицами, гражданами и иными заинтересованными лицами;
- иные вопросы деятельности ДНД, не отнесенные к компетенции общего собрания и штаба дружины.
Штаб дружины создается в целях коллегиального решения вопросов текущей деятельности ДНД в период между заседаниями общего собрания.
Деятельность штаба возглавляет руководитель ДНД.
В состав штаба могут входить (по согласованию с ними) представители органов местного самоуправления Саргатского муниципального района Омской области, органов внутренних дел и иных правоохранительных органов, юридических лиц и иные заинтересованные лица.
К полномочиям штаба ДНД относятся:
- прием граждан в члены ДНД, исключение граждан из состава дружины;
- принятие решения о формировании или прекращении деятельности оперативных групп;
- утверждение ходатайств о поощрении членов ДНД, отличившихся при исполнении своих обязанностей.
Оперативные группы образуются из членов дружинников для осуществления отдельных направлений деятельности ДНД.
Заседания штаба ДНД проводятся под руководством начальника штаба ДНД по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.
В случае отсутствия начальника штаба ДНД заседание штаба ДНД проводит его заместитель.
Ответственный секретарь штаба ДНД осуществляет подготовку материалов для очередного заседания штаба ДНД, извещает членов штаба ДНД о времени и месте заседания штаба ДНД, ведет протокол заседания штаба ДНД. Протокол штаба ДНД подписывается председательствующим и ответственным секретарем штаба ДНД.
Заседание штаба ДНД считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины его состава.
Решения штаба ДНД принимаются простым большинством голосов членов штаба ДНД, участвующих в заседании штаба ДНД.
Работа штаба ДНД осуществляется на основании годового плана, разрабатываемого с учетом предложений всех членов штаба ДНД и утверждаемого на заседании штаба ДНД.
Организационное, материально-техническое обеспечение деятельности штаба ДНД осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления Омской области.
4.3. Командир ДНД:
- проводит работу по сплочению и укреплению ДНД, воспитывает у добровольных народных дружинников дисциплину, морально-волевые качества, необходимые для выполнения обязанностей по охране общественного порядка и борьбе с правонарушениями;
- организует изучение добровольными народными дружинниками основ законодательства, форм и методов борьбы с правонарушениями;
- организует физическую подготовку добровольных народных дружинников;
- планирует работу ДНД, инструктирует добровольных народных дружинников и контролирует их деятельность, ведет учет результатов работы добровольных народных дружинников, готовит для обсуждения на общем собрании ДНД вопросы деятельности ДНД;
- не реже одного раза в год отчитывается перед добровольными народными дружинниками о проведенной работе, организует отчет ДНД перед населением;
- ходатайствует перед соответствующими органами внутренних дел (полицией) и органами местного самоуправления муниципального района, организациями о поощрении наиболее отличившихся добровольных народных дружинников.

5. Права и обязанности добровольных народных дружинников

5.1. Добровольные народные дружинники при участии в охране общественного порядка имеют право:
1) требовать от граждан и должностных лиц прекратить противоправные деяния;
2) принимать меры по охране места происшествия, а также по обеспечению сохранности вещественных доказательств совершения правонарушения с последующей передачей их сотрудникам полиции;
3) оказывать содействие полиции при выполнении возложенных на нее Федеральным законом от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ "О полиции" обязанностей в сфере охраны общественного порядка;

4) применять физическую силу в случаях и порядке, предусмотренных настоящим федеральным законом;

5) осуществлять иные права, предусмотренные настоящим федеральным законом, другими федеральными законами.
5.2. Граждане, достигшие возраста восемнадцати лет, вправе принимать участие в поиске лиц, пропавших без вести.
5.3. Граждане, достигшие возраста восемнадцати лет, могут привлекаться к внештатному сотрудничеству с полицией.
5.4. Привлечение граждан в качестве внештатных сотрудников полиции к участию в охране общественного порядка, а также по другим направлениям деятельности полиции осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
5.5. Граждане, достигшие возраста восемнадцати лет, вправе участвовать в деятельности общественных объединений правоохранительной направленности, создаваемых ими по месту жительства, нахождения собственности, работы или учебы в форме органа общественной самодеятельности без образования юридического лица.
5.6. Добровольные народные дружинники при участии в охране общественного порядка обязаны:
1) знать и соблюдать требования законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере охраны общественного порядка;
2) при объявлении сбора ДНД прибывать к месту сбора в установленном порядке;
3) соблюдать права и законные интересы граждан, общественных объединений, религиозных и иных организаций;
4) принимать меры по предотвращению и пресечению правонарушений;
5) выполнять требования уполномоченных сотрудников органов внутренних дел (полиции) и иных правоохранительных органов, не противоречащие законодательству Российской Федерации;
6) оказывать первую помощь гражданам при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, при наличии соответствующей подготовки и (или) навыков;
7) иметь при себе и предъявлять гражданам, к которым обращено требование о прекращении противоправного деяния, удостоверение установленного образца.
5.7. Добровольные народные дружинники могут привлекаться к участию в охране общественного порядка в их рабочее или учебное время с согласия руководителя организации по месту их работы или учебы.

6. Взаимодействие ДНД с органами внутренних дел (полицией)
и иными правоохранительными органами

6.1. Планы работы ДНД, место и время проведения мероприятий по охране общественного порядка, количество привлекаемых к участию в охране общественного порядка добровольных народных дружинников подлежат согласованию с органами местного самоуправления Саргатского муниципального района Омской области, территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иными правоохранительными органами.
6.2. Порядок взаимодействия ДНД с органами внутренних дел (полицией) и иными правоохранительными органами определяется совместным решением ДНД, органов местного самоуправления Саргатского муниципального района Омской области, территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иных правоохранительных органов.

7. Ответственность добровольных народных дружинников

7.1. За противоправные действия добровольные народные дружинники несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
7.2. Действия добровольных народных дружинников, нарушающие права и законные интересы граждан, общественных объединений, религиозных и иных организаций, могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

8. Материально-техническое обеспечение деятельности ДНД

8.1. Материально-техническое обеспечение деятельности ДНД осуществляется за счет добровольных пожертвований, а также иных средств, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
8.2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут выделять средства на финансирование материально-технического обеспечения деятельности ДНД, предоставлять ДНД помещения, технические и иные материальные средства, необходимые для осуществления их деятельности в соответствии с действующим законодательством.

9. Контроль и надзор за деятельностью ДНД

9.1. Надзор за исполнением ДНД законов осуществляет прокуратура Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 17 января 1992 года № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации".
9.2. В случае приобретения ДНД прав юридического лица контроль за соответствием их деятельности уставным целям осуществляется органом, принимающим решение о государственной регистрации общественных объединений, в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ "Об общественных объединениях".
9.3. Контроль за деятельностью ДНД, указанной в части 6 статьи 12 ФЗ № 44-ФЗ, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Гарантии правовой защиты добровольных народных
дружинников и внештатных сотрудников полиции

10.1. Добровольные народные дружинники и внештатные сотрудники полиции при исполнении обязанностей добровольного народного дружинника или внештатного сотрудника полиции находятся под защитой государства. Их законные требования о прекращении противоправных действий обязательны для исполнения всеми гражданами и должностными лицами.

10.2. Никто не вправе принуждать добровольных народных дружинников или внештатных сотрудников полиции исполнять обязанности, которые не возложены на них настоящим федеральным законом. При получении указаний, противоречащих законодательству Российской Федерации, добровольные народные дружинники или внештатные сотрудники полиции обязаны руководствоваться настоящим федеральным законом и другими федеральными законами.
10.3. Воспрепятствование осуществляемой на законном основании деятельности добровольного народного дружинника или внештатного сотрудника полиции в связи с их участием в охране общественного порядка либо невыполнение их законных требований о прекращении противоправных действий влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

11. Материальное стимулирование, льготы и компенсации
добровольных народных дружинников и внештатных сотрудников
полиции

11.1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления за счет средств соответствующих бюджетов могут осуществлять материальное стимулирование деятельности добровольных народных дружинников в соответствии с действующим законодательством.
11.2. Органы государственной власти Омской области и органы местного самоуправления могут предоставлять добровольным народным дружинникам во время исполнения обязанностей добровольного народного дружинника проездные билеты на все виды общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (за исключением такси) в пределах территории муниципального района.
11.3. Добровольным народным дружинникам и внештатным сотрудникам полиции по месту работы предоставляется ежегодный дополнительный отпуск с сохранением заработной платы продолжительностью до пяти календарных дней.
11.4. Добровольным народным дружинникам и внештатным сотрудникам полиции может выплачиваться вознаграждение за помощь в раскрытии преступлений и задержании лиц, их совершивших.
11.5. Внештатные сотрудники полиции за активное содействие органам внутренних дел (полиции), оказание помощи полиции в выполнении возложенных на нее обязанностей могут поощряться в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
11.6. Органы государственной власти Омской области и органы местного самоуправления могут осуществлять личное страхование добровольных народных дружинников на период их участия в проводимых органами внутренних дел (полицией) или иными правоохранительными органами мероприятиях по охране общественного порядка, устанавливать дополнительные льготы и компенсации для добровольных народных дружинников, гарантии правовой и социальной защиты членов семей добровольных народных дружинников в случае гибели добровольного народного дружинника в период участия в проводимых органами внутренних дел (полицией) или иными правоохранительными органами мероприятиях по охране общественного порядка, а также использовать иные формы их материальной заинтересованности и социальной защиты, не противоречащие законодательству Российской Федерации.
11.7. Порядок предоставления органами государственной власти Омской области и органами местного самоуправления добровольным народным дружинникам льгот и компенсаций установлен Законом Омской области № 1672-ОЗ.

12. Заключительные положения

Прекращение деятельности ДНД проводится в соответствии с действующим законодательством.


------------------------------------------------------------------