Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Омской области от 24.12.2014 N 63 "Об утверждении Концепции по формированию и организации работы отрасли в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Омской области"



МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ
от 24 декабря 2014 г. № 63

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ
РАБОТЫ ОТРАСЛИ В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ
(БЫТОВЫМИ) ОТХОДАМИ НА ТЕРРИТОРИИ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

В соответствии со статьей 6 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", подпунктом 7 пункта 16 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 24 января 2011 года № 8:
1. Утвердить Концепцию по формированию и организации работы отрасли в сфере обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами на территории Омской области в соответствии с приложением к настоящему приказу.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра природных ресурсов и экологии Омской области Ю.В. Ярцева.

Министр
А.Ю.Винокуров





Приложение
к приказу Министерства природных
ресурсов и экологии Омской области
от 24 декабря 2014 г. № 63

Концепция
по формированию и организации работы отрасли
в сфере обращения с твердыми коммунальными (бытовыми)
отходами на территории Омской области

I. Общие положения

1. Предметом концепции по формированию и организации работы отрасли в сфере обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами на территории Омской области (далее - Концепция) являются отходы, которые образуются в многоквартирных и индивидуальных жилых домах в результате потребления товаров (продукции) физическими лицами и включают также товары (продукцию), использованные физическими лицами в целях удовлетворения личных потребностей и утратившие свои потребительские свойства.
2. В соответствии с данными регионального кадастра отходов производства и потребления ежегодно на территории Омской области образуется более 600 тыс. тонн твердых коммунальных (бытовых) отходов (далее - ТБО), в том числе на территории города Омска - 300 - 350 тыс. тонн. Однако, по расчетным данным, исходя из норматива образования отходов на одного человека в год, на территории региона должно образовываться около 1 млн. тонн ТБО без учета юридических лиц, в том числе 630 тыс. тонн - только на территории областного центра.
В переработку поступает только около 5% образуемых ТБО (по данным регионального кадастра отходов производства и потребления), остальной их объем направляется на захоронение. От расчетной величины значение этого показателя составляет всего около 2%.
3. Основные причины сложившейся ситуации:
- кардинально изменился морфологический состав отходов, произошел вертикальный, скачкообразный рост потребления населением товаров, а также увеличилось количество упаковки (объем ТБО в год увеличивается на 12 - 15 процентов);
- изношена инфраструктура в области обращения с отходами - техника, парк контейнерных площадок и т.д.;
- ликвидирована система заготовки и переработки вторичного сырья, которая функционировала в СССР, а надлежащая система управления деятельностью по обращению с ТБО за постсоветский период не создана;
- существенно изменено законодательство в сфере жилищно-коммунального хозяйства, которое повлекло системные и кардинальные изменения в области обращения с отходами;
- предусмотренный действующим законодательством механизм привлечения финансовых средств на создание и развитие инфраструктуры по удалению ТБО неэффективен (поправки в федеральное законодательство в части экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами в течение трех лет находятся на рассмотрении в Государственной Думе).
4. Преобладание удаления ТБО посредством захоронения и нарушение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при их размещении ведет к ряду проблем, которые связаны с негативным воздействием на окружающую среду и среду обитания, включая:
1) загрязнение и захламление земель;
2) загрязнение верхних водоносных горизонтов токсичными веществами, содержащимися в фильтрате, образующемся на полигонах захоронения ТБО;
3) выделение больших объемов биогаза, содержание в котором преимущественно метана и углекислого газа приводит к изменению климата, а также к самовозгоранию и горению полигонов захоронения ТБО;
4) негативное воздействие на среду обитания при возгорании полигонов (задымление).
Кроме того безвозвратно теряются материальные и энергетические ресурсы, которые могли быть повторно использованы, в том числе в качестве сырья для производства ряда товаров (продукции).
5. Передача в 2004 году полномочий по организации обращения с ТБО от субъектов Российской Федерации органам местного самоуправления еще более усугубила ситуацию. При выполнении своих обязанностей по организации обращения с ТБО муниципальные образования:
1) испытывают недостаток финансовых средств для реализации возложенных полномочий по регулированию деятельности по обращению с отходами;
2) располагают ограниченными возможностями по привлечению инвестиций для создания и развития инфраструктуры по удалению ТБО;
3) не могут принимать решения межмуниципального характера при выборе способа удаления образующихся ТБО.
6. К основным проблемным вопросам в сфере обращения с ТБО на территории Омской области относятся:
1) отсутствие эффективной финансовой модели управления в области обращения с ТБО и, в первую очередь, отсутствие Генеральных схем санитарных очисток территорий муниципальных образований;
2) низкий охват населения планово-регулярной системой сбора и вывоза бытовых отходов (средний показатель охвата населения планово-регулярной системой сбора и вывоза ТБО на территории муниципальных районов Омской области составляет 33%);
3) отсутствует необходимое количество контейнерных площадок для сбора ТБО, их обустройство не соответствует требованиям действующего законодательства;
4) неудовлетворительное состояние материально-технической базы сферы обращения с ТБО (имеющийся на балансе специализированных предприятий парк коммунальной техники не обеспечивает всего комплекса работ по санитарной очистке территорий населенных пунктов, основную часть существующего парка составляет морально и физически устаревшая спецтехника);
5) низкий уровень извлечения из ТБО вторичного сырья и вовлечения их в переработку;
6) несоответствие существующих объектов размещения ТБО требованиям природоохранного и санитарного законодательства. В настоящее время из 785 объектов размещения ТБО лишь 584 (74%) имеют документы о землеотводе, на 287 (37%) оформлены права собственности. Все объекты размещения отходов не имеют гидроизолирующего основания, систем сбора и очистки фильтрата, загрязняющего грунтовые воды. Вследствие несоблюдения технологии захоронения отходов в атмосферу выделяются газообразные продукты распада, являющиеся источниками загрязнения атмосферного воздуха. Не осуществляется мониторинг состояния окружающей среды.
Ситуация осложняется введением с 1 августа 2014 года запрета на размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр. В настоящее время в государственный реестр внесены только три объекта размещения ТБО - в Черлакском, Называевском и Одесском районах Омской области.
Особенно неблагоприятная ситуация сложилась на территории города Омска. Два из трех объектов размещения ТБО города Омска (эксплуатирующие организации - ООО "ОКК "Норма плюс" и ООО "ЭкоТЕХНОЛОГИИ") расположены в границах города Омска (нарушение требований пункта 5 статьи 12 Федерального закона "Об отходах производства и потребления"). В феврале и марте 2014 года истек срок действия лицензий на осуществление деятельности указанных организаций по размещению отходов IV класса опасности.
Не осуществляется рекультивация земельных участков, на которых размещены выведенные из эксплуатации объекты размещения ТБО - объекты накопленного экологического ущерба в результате прошлой хозяйственной деятельности, а именно бывших объектов размещения ТБО, расположенных на территории Советского и Центрального административных округов города Омска (свалка ТБО "Советская-1" и свалка ТБО рядом с садоводческим некоммерческим товариществом "Ромашка").
7. Концепция представляет собой систему целей, задач, принципов, приоритетов и направлений действий, которые должны реализовываться в региональных нормативных правовых актах, актах органов местного самоуправления, инвестиционных проектах и комплексах внепрограммных мероприятий, направленных на формирование и организацию работы отрасли в сфере обращения с ТБО.
8. Реализация направлений действий, предусмотренных Концепцией, должна обеспечить:
- сокращение образования ТБО;
- кратное увеличение объемов ТБО, вовлекаемых в хозяйственный оборот в качестве дополнительных материальных и энергетических ресурсов;
- сокращение объемов ТБО, направляемых на захоронение;
- уменьшение негативного воздействия отходов на окружающую среду и здоровье населения;
- увеличение поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации от платы за размещение отходов;
- улучшение качества предоставляемых услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
9. Концепция основывается на Конституции Российской Федерации, Федеральном законе "Об охране окружающей среды", Федеральном законе "Об отходах производства и потребления", Федеральном законе "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законе Омской области от 6 октября 2010 года № 673-ОЗ "Об охране окружающей среды в Омской области", Законе Омской области от 27 декабря 2006 года № 842-ОЗ "Об отходах производства и потребления в Омской области", Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р, Основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденных Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 года, Стратегии социально-экономического развития Омской области до 2025 года, утвержденной Указом Губернатора Омской области от 24 июня 2013 года № 93, Правилах благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории муниципальных образований Омской области.
10. В Концепции используются выводы и рекомендации, изложенные в научно-исследовательской работе по теме "Разработка комплексной схемы обращения с отходами на территории Омской области", выполненной в рамках долгосрочной целевой программы Омской области "Об охране окружающей среды в Омской области (2010 - 2015 годы)", утвержденной постановлением Правительства Омской области от 14 сентября 2009 года № 167-п.

II. Главная цель и основные задачи Концепции

11. Главной целью Концепции является обеспечение благоприятной окружающей среды, предотвращение вредного воздействия ТБО на здоровье человека и окружающую среду, вовлечение компонентов, содержащихся в отходах (пластик, бумага, стекло, металл и другие), в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии, а также предоставление населению Омской области качественной жилищной и коммунальной услуги по сбору и транспортировке ТБО.
12. Достижение главной цели Концепции обеспечивается решением следующих основных задач:
1) совершенствование нормативно-правового регулирования отрасли по обращению с ТБО;
2) создание эффективной системы управления отраслью обращения с ТБО;
3) развитие инфраструктуры по раздельному сбору, утилизации (использованию), обезвреживанию и экологически и санитарно-эпидемиологически безопасному размещению ТБО;
4) обеспечение экологической и санитарно-эпидемиологической безопасности при сборе, обезвреживании и захоронении ТБО;
5) развитие системы экологической и гигиенической культуры, просвещения и воспитания населения и природопользователей по вопросам обращения с ТБО;
6) обеспечение сбора и представления достоверной информации о деятельности по обращению с ТБО;
7) увеличение поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации от платы за размещение отходов.

III. Целевые показатели деятельности по обращению с ТБО

13. Целевыми показателями, характеризующими деятельность по обращению с ТБО, являются:
1) количество образующихся ТБО (календарный год, куб.м (тонн));
2) количество образования ТБО на единицу площади жилых помещений (календарный год, куб.м/кв.м (тонн/кв.м));
3) количество ТБО, направляемых на захоронение (календарный год, куб.м (тонн));
4) доля утилизированных (использованных) ТБО во вторичной переработке в общем объеме образовавшихся ТБО (календарный год, проценты).

IV. Основные параметры формирующейся отрасли
в сфере обращения с ТБО на территории Омской области

14. Основными параметрами формирующейся отрасли в сфере обращения с ТБО на территории Омской области являются:
1) восполнение дефицита контейнерного парка и парка специализированной техники для своевременного и качественного предоставления услуги по сбору и транспортировке ТБО;
2) создание не менее 50 - 60 приемных пунктов сбора полезных фракций ТБО (вторсырья) на территории г. Омска, а также не менее одного пункта в каждом районе Омской области (не менее 32 приемных пунктов);
3) строительство мусороперегрузочных станций и площадок временного накопления ТБО (для удешевления затрат по транспортировке отходов в места утилизации и захоронения);
4) проектирование и строительство полигона ТБО, обеспечивающего прием отходов с территории г. Омска, Омского и Азовского районов;
5) приведение в соответствие с действующим законодательством существующих объектов размещения и захоронения отходов (полигонов ТБО) на территории районов по принципу агломерации (организация не более 12 - 13 полигонов - по 1 объекту на 2 - 3 района Омской области);
6) ликвидация несанкционированных объектов размещения ТБО на территории Омской области;
7) реконструкция выведенных из эксплуатации объектов размещения ТБО с генерацией свалочного газа в тепловую и электрическую энергию;
8) увеличение поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации от платы за размещение отходов

V. Ресурсное обеспечение реализации Концепции

15. Финансирование реализации Концепции осуществляется за счет средств областного бюджета (в рамках Государственной программы Омской области "Охрана окружающей среды Омской области"), местных бюджетов, а также за счет средств внебюджетных источников, в том числе в рамках государственно-частного партнерства с использованием механизма концессионных соглашений.

VI. Реализация Концепции

16. План по реализации мероприятий ("дорожная карта"), предусмотренных Концепцией, указан в приложении к настоящей Концепции.





Приложение
к Концепции по формированию и организации
работы отрасли в сфере обращения
с твердыми коммунальными (бытовыми)
отходами на территории Омской области

План
по реализации мероприятий ("дорожная карта"),
предусмотренных Концепцией по формированию и организации
работы отрасли в сфере обращения с твердыми коммунальными
(бытовыми) отходами на территории Омской области

№ п/п
Наименование мероприятия
Ответственные исполнители
Срок реализации
1
2
3
4
I. Совершенствование нормативно-правового регулирования деятельности по обращению с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами (далее - ТБО)
1
Организация разработки проекта закона Омской области "Об отходах производства и потребления в Омской области"
Министерство природных ресурсов и экологии Омской области (далее - Минприроды Омской области) во взаимодействии с заинтересованными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления Омской области, хозяйствующими субъектами
до 1 января 2015 года
2
Рассмотрение и утверждение изменений в Правила благоустройства муниципальных образований Омской области в части обращения с ТБО
Органы местного самоуправления Омской области во взаимодействии с Минприроды Омской области
до 1 января 2016 года
3
Разработка Генеральных схем санитарной очистки территории муниципальных образований Омской области
Органы местного самоуправления Омской области во взаимодействии с хозяйствующими субъектами по согласованию с Минприроды Омской области
до 1 января 2016 года
4
Разработка планов мероприятий ("дорожных карт") по реализации Генеральных схем санитарной очистки территории муниципальных образований Омской области
Органы местного самоуправления Омской области во взаимодействии с хозяйствующими субъектами по согласованию с Минприроды Омской области
до 1 апреля 2016 года
5
Внесение изменений в Схему обращения с ТБО на территории Омской области
Минприроды Омской области
до 1 апреля 2016 года
6
Внесение изменений в подпрограмму "Регулирование качества окружающей среды и биологического разнообразия" государственной программы Омской области "Охрана окружающей среды Омской области", утвержденной постановлением Правительства Омской области от 15 октября 2013 года № 255-п, в части включения мероприятий, направленных на совершенствование системы управления отходами с учетом разработанных Генеральных схем санитарных очисток территории муниципальных образований Омской области
Минприроды Омской области
до 1 июля 2016 года
7
Организация разработки нормативного правового акта, устанавливающего нормы накопления ТБО на территории Омской области для каждого муниципального образования Омской области
Минприроды Омской области
В течение шести месяцев после принятия проекта Федерального закона № 584399-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и другие законодательные акты Российской Федерации в части экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами"
8
Включение в документы территориального планирования Омской области объектов инфраструктуры, предоставляющих населению услуги по удалению ТБО и обеспечивающих их преимущественное использование
Минприроды Омской области, Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области (по согласованию), органы местного самоуправления Омской области
2015 - 2017
II. Создание эффективной системы управления в области обращения с ТБО
9
Формирование нового либо наделение полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере обращения с отходами производства и потребления существующего структурного подразделения в одном из органов местного самоуправления города Омска
Администрация города Омска
до 1 июля 2015 года
10
Осуществление назначения в структурных подразделениях муниципальных районов Омской области должностных лиц, исполняющих обязанности по решению вопросов местного значения в сфере охраны окружающей среды, в том числе в области обращения с отходами производства и потребления (муниципальных экологов)
Администрации муниципальных районов Омской области
до 1 июля 2015 года
III. Развитие инфраструктуры по раздельному сбору, утилизации (использованию), обезвреживанию и экологически и санитарно-эпидемиологически безопасному размещению ТБО
11
Восполнение дефицита контейнерного парка (с установкой контейнерных площадок) и парка специализированной техники для своевременного и качественного предоставления услуги по сбору и транспортировке ТБО
Администрация города Омска во взаимодействии с хозяйствующими субъектами по согласованию с Минприроды Омской области
1 января 2016 года
12
Восполнение дефицита контейнерного парка (с установкой контейнерных площадок) и парка специализированной техники для своевременного и качественного предоставления услуги по сбору и транспортировке ТБО
Администрации муниципальных районов Омской области во взаимодействии с хозяйствующими субъектами по согласованию с Минприроды Омской области
1 января 2016 года
13
Создание не менее 50 - 60 приемных пунктов сбора полезных фракций ТБО на территории города Омска
Администрация города Омска во взаимодействии с хозяйствующими субъектами по согласованию с Минприроды Омской области
до 1 июля 2016 года
14
Создание не менее одного приемного пункта сбора полезных фракций ТБО в каждом районе Омской области
Администрации муниципальных районов Омской области во взаимодействии с хозяйствующими субъектами по согласованию с Минприроды Омской области
2015 год
15
Строительство мусороперегрузочных станций и площадок временного накопления ТБО
Администрация города Омска, администрации муниципальных районов Омской области во взаимодействии с хозяйствующими субъектами по согласованию с Минприроды Омской области
2015 - 2017 гг.
16
Проектирование и строительство полигона ТБО, обеспечивающего прием отходов с территории города Омска, Омского муниципального района Омской области и Азовского немецкого национального района Омской области
Администрация города Омска, Администрация Омского муниципального района Омской области во взаимодействии с хозяйствующими субъектами по согласованию с Минприроды Омской области
2015 - 2016 гг.
17
Приведение в соответствие с действующим законодательством существующих объектов размещения ТБО на территории муниципальных районов Омской области по принципу агломерации (организация не более 12 - 13 полигонов ТБО - по 1 объекту на 2 - 3 района)
Органы местного самоуправления Омской области во взаимодействии с хозяйствующими субъектами по согласованию с Минприроды Омской области
2015 - 2016 гг.
18
Реконструкция выведенных из эксплуатации объектов размещения ТБО на территории Кировского и Ленинского административных округов города Омска (способ реконструкции объектов определить с учетом целесообразности и эффективности)
Администрация города Омска во взаимодействии с хозяйствующими субъектами по согласованию с Минприроды Омской области
2016 - 2018 гг.
19
Реконструкция выведенных из эксплуатации объектов размещения ТБО на территории Советского и Центрального административных округов города Омска (свалка "Советская-1" и свалка в районе садоводческого некоммерческого товарищества "Ромашка") (способ реконструкции объектов определить с учетом целесообразности и эффективности)
Администрация города Омска во взаимодействии с хозяйствующими субъектами по согласованию с Минприроды Омской области
2015 - 2017 гг.
IV. Обеспечение экологической и санитарно-эпидемиологической безопасности при сборе, обезвреживании и захоронении ТБО
20
Формирование Планов мероприятий ("дорожных карт"), а также проведение работ по ликвидации несанкционированных объектов размещения ТБО и рекультивации земельных участков на территории муниципальных образований Омской области
Органы местного самоуправления Омской области по согласованию с Минприроды Омской области
2015 - 2016 гг.
V. Развитие системы экологической и гигиенической культуры, просвещения и воспитания по вопросам обращения с ТБО
21
Организация работы по экологическому обучению должностных лиц органов местного самоуправления (специалистов-экологов) по вопросам обращения с отходами производства и потребления
Минприроды Омской области совместно с органами местного самоуправления Омской области
2014 - 2015 гг.
22
Проведение обучающих семинаров, направленных на обеспечение экологического просвещения в области обращения с отходами производства и потребления
Минприроды Омской области совместно с органами местного самоуправления Омской области
постоянно
23
Распространение знаний об обращении с отходами производства и потребления посредством организации конференций, фестивалей, конкурсов, экологических акций на территории муниципальных образований
Минприроды Омской области совместно с органами местного самоуправления Омской области и хозяйствующими субъектами
постоянно
24
Издание, распространение и размещение в местах массового пребывания населения информационных брошюр, листовок, плакатов, разъясняющих правила раздельного сбора ТБО
Минприроды Омской области, органы местного самоуправления Омской области
постоянно
25
Распространение материалов в области обращения с отходами производства и потребления в средствах массовой информации (сети "Интернет", печатных изданиях, телевидении)
Минприроды Омской области совместно с органами местного самоуправления Омской области и хозяйствующими субъектами
постоянно
VI. Обеспечение сбора и представления достоверной информации о деятельности по обращению с ТБО
26
Обеспечение ведения регионального кадастра отходов производства и потребления в Омской области, его адекватное наполнение данными по обращению с отходами производства и потребления, в том числе данными об объектах накопленного экологического ущерба прошлого периода
Минприроды Омской области во взаимодействии с муниципальными образованиями Омской области и общественными организациями
постоянно
27
Разработка и актуализация Экологических паспортов территорий муниципальных образований Омской области
Органы местного самоуправления Омской области во взаимодействии с Минприроды Омской области
1 июля 2015 года
28
Актуализация реестра хозяйствующих субъектов, обязанных осуществлять внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе за размещение отходов
Минприроды Омской области во взаимодействии с муниципальными образованиями Омской области и хозяйствующими субъектами
постоянно
29
Формирование, актуализация и сопровождение перечня приоритетных инвестиционных проектов Омской области в сфере обращения с ТБО
Минприроды Омской области во взаимодействии с муниципальными образованиями Омской области и хозяйствующими субъектами по согласованию с Министерством экономики Омской области и ОАО "Корпорация развития Омской области"
Формирование перечня проектов - 2015 г., актуализация, сопровождение постоянно


------------------------------------------------------------------