Решение Омского областного суда от 10.04.2014 N 3-7/14 <О признании недействующим пункта 26.1 Положения о порядке и условиях предоставления стационарного социального обслуживания в государственной системе социальных служб Омской области, утв. постановлением Правительства Омской области от 09.12.2009 N 235-п, в части слов "в течение календарного года">



ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 10 апреля 2014 г. № 3-7/14

Омский областной суд в составе
председательствующего судьи Цериградских И.В.
при секретаре Жуковой Н.П.
с участием прокурора Биенко Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 10 апреля 2014 года в городе Омске гражданское дело по заявлению Васильева С.А. о признании недействующим в части пункта 26.1 приложения № 3 "Положение о порядке и условиях предоставления стационарного социального обслуживания в государственной системе социальных служб Омской области" к постановлению Правительства Омской области от 9 декабря 2009 года № 235-п "О порядке и условиях предоставления отдельных форм социального обслуживания в государственной системе социальных служб Омской области",

установил:

Постановлением Правительства Омской области от 9 декабря 2009 года № 235-п "О порядке и условиях предоставления отдельных форм социального обслуживания в государственной системе социальных служб Омской области" утверждено приложение № 3 "Положение о порядке и условиях предоставления стационарного социального обслуживания в государственной системе социальных служб Омской области" (далее - Положение).
Постановление опубликовано в газете "Омский вестник", № 113, 11 декабря 2009 года.
Постановлением Правительства Омской области от 5 июня 2013 года № 123-п "О совершенствовании социального обслуживания в Омской области и установлении ежемесячной выплаты лицам, осуществляющим уход за гражданами пожилого возраста, инвалидами I, II группы и совершеннолетними недееспособными гражданами" Положение дополнено пунктом 26.1.
Подпункт 1 пункта 26.1 Положения изложен в следующей редакции:
"Временное выбытие граждан из учреждений в течение календарного года осуществляется, если иное не предусмотрено федеральным законодательством, на срок не более 1 месяца - из геронтологических центров, домов-интернатов для престарелых и инвалидов, психоневрологических интернатов, специальных домов-интернатов для престарелых и инвалидов.
Временное выбытие граждан из данных учреждений осуществляется по инициативе гражданина и с согласия директора (руководителя) соответствующего учреждения.
Разрешение о временном выбытии граждан из данных учреждений выдается с учетом заключения врача о возможности выезда и при наличии письменного обязательства принимающих их родственников или других лиц об обеспечении ухода за гражданином".
Постановление опубликовано в газете "Омский вестник", № 27, 7 июня 2013 года и вступило в законную силу через 10 дней после его официального опубликования.
На момент рассмотрения заявления постановление действует в редакции с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Омской области от 24 декабря 2013 года № 352-п "О внесении изменений в отдельные постановления Правительства Омской области", опубликованном в газете "Омский вестник", № 62, 27 декабря 2013 года.
Васильев С.А., отец <...>., инвалида с детства, проживающего в Пушкинском психоневрологическом интернате, обратился в суд с заявлением о признании недействующим со дня принятия пункта 26.1 приложения № 3 Положения в части слов "в течение календарного года".
В обоснование заявленных требований указал, что с 2013 года администрация Пушкинского психоневрологического интерната ограничивает время его общения с сыном в домашней обстановке, ссылаясь на пункт 26.1 Положения о том, что общее время выбытия из интерната в течение календарного года не может превышать одного месяца.
Считает, что постановление Правительства Омской области от 9 декабря 2009 года № 235-П "О порядке и условиях предоставления отдельных форм социального обслуживания в государственной системе социальных служб Омской области" в редакции постановления Правительства Омской области от 5 июня 2013 года № 123-п в оспариваемой части противоречит федеральному законодательству, а именно Положению о психоневрологическом интернате, утвержденному Приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 27 декабря 1978 года № 145, согласно которому временное выбытие граждан из психоневрологического интерната на период не более 1 месяца не ограничено календарным годом.
Ссылается на то, что оспариваемая норма Положения нарушает его права и права сына-инвалида на общение, препятствует социально-трудовой адаптации инвалида в условиях домашней обстановки, реализации прав и обязанностей, предусмотренных ч. 2 ст. 38 Конституции Российской Федерации (л.д. <...>).
В судебном заседании Васильев С.А., его представитель Литвиненко Н.Г. требования поддержали.
Представитель П.О. области Диденко Д.С. против удовлетворения заявленных требований возражал, ссылаясь на то, что оспариваемые нормы действующему федеральному законодательству не противоречат и не нарушают права граждан. Указал, что оспариваемое постановление принято уполномоченным органом исполнительной власти Омской области с соблюдением предусмотренных порядка и процедуры его принятия, подписано должностным лицом, наделенным соответствующими полномочиями (письменный отзыв - л.д. <...>).
Представитель Министерства труда и социального развития О. области Терехова Н.Ю. против удовлетворения заявленных требований возражала, пояснив, что порядок и срок временного выбытия граждан из стационарного учреждения социального обслуживания не урегулирован федеральными законами либо иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Приказ Министерства социального обеспечения РСФСР от 27 декабря 1978 года № 145 "Об утверждении положений о доме-интернате для престарелых и инвалидов и психоневрологическом интернате Министерства социального обеспечения РСФСР" не является действующим нормативным правовым актом, на предмет соответствия которому должны быть проверены оспариваемые положения нормативного правового акта субъекта Российской Федерации. Удовлетворение требований заявителя может повлечь причинение вреда здоровью и жизни опекаемых, трудности в исполнении обязанностей администрацией стационарных учреждений социального обслуживания из-за длительного отсутствия обслуживаемых граждан, нарушение прав граждан, нуждающихся в получении стационарного обслуживания. На 1 марта 2014 года очередность на стационарное обслуживание в учреждения психоневрологического типа составляет 347 человек с периодом ожидания очереди до 2 лет (письменный отзыв - л.д. <...>).
Представитель бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания Омской области "Пушкинский психоневрологический интернат" Евладенко А.В. (далее - БСУСО Пушкинский психоневрологический интернат") просила в удовлетворении заявления отказать (письменный отзыв - л.д. <...>).
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, и заслушав заключение прокурора Биенко Н.В., полагавшей, что заявление подлежит удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
Статья 19 Конституции Российской Федерации провозглашает равенство всех перед законом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно ст. 5 Федерального закона от 2 августа 1995 года № 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" (далее - Федеральный закон № 122-ФЗ) граждане пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) и инвалиды (в том числе дети-инвалиды), нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвижению, имеют право на социальное обслуживание, осуществляемое в государственном и негосударственном секторах системы социального обслуживания.
При этом деятельность в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов строится на принципах соблюдения прав человека и гражданина, ориентации социального обслуживания на индивидуальные потребности граждан пожилого возраста и инвалидов (ст. 3 Федерального закона № 122-ФЗ).
Государство гарантирует гражданам пожилого возраста и инвалидам возможность получения социальных услуг на основе принципа социальной справедливости независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств (ст. 4 Федерального закона № 122-ФЗ).
Ограничения прав граждан пожилого возраста и инвалидов при оказании им социальных услуг допускаются в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом (ст. 15 Федерального закона № 122-ФЗ).
При этом вопросы временного отсутствия граждан пожилого возраста и инвалидов в стационарных учреждениях социального обслуживания федеральным законом не урегулированы.
Условия приема, содержания и выписки из интерната престарелых и инвалидов урегулированы Приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 27 декабря 1978 года № 145 (с изменениями от 12 апреля 2007 года), которым утверждено Положение о психоневрологическом интернате.
Пунктом 25 Положения о психоневрологическом интернате предусмотрено, что временное выбытие из интерната престарелых, инвалидов может быть разрешено с учетом заключения врача о возможности выезда при наличии письменного обязательства родственников или других лиц об обеспечении ухода за больными и с согласия директора на срок не более 1 месяца.
Согласно ч. 2 раздела 2 Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 года, законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации.
Согласно ст. 2 Федерального закона № 122-ФЗ законодательство Российской Федерации о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Таким образом, Приказ Министерства социального обеспечения РСФСР от 27 декабря 1978 года № 145 "Об утверждении положений о доме-интернате для престарелых и инвалидов и психоневрологическом интернате Министерства социального обеспечения РСФСР" подлежит применению на территории Российской Федерации.
Анализируя вышеприведенные правовые нормы, суд приходит к выводу, что вопросы временного выбытия граждан пожилого возраста и инвалидов из стационарных учреждений социального обслуживания, в том числе и срок временного выбытия, урегулированы федеральным законодательством.
В соответствии с подпунктом 24 пункта 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ (редакция от 12 марта 2014 года) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится социальная поддержка и социального обслуживание граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Так, в рамках своей компетенции субъекты Российской Федерации согласно ст. 21 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" издают нормативные правовые акты в сфере:
- обеспечения реализации настоящего Федерального закона;
- разработки, финансирования и реализация региональных программ социального обслуживания;
- определения структуры органов управления государственной системой социального обслуживания и организация их деятельности;
- установления порядка координации деятельности социальных служб;
- создания, управления и обеспечения деятельности учреждений социального обслуживания;
- иные полномочия.
Таким образом, органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право осуществлять правовое регулирование, направленное на организационное обеспечение социального обслуживания граждан и инвалидов на уровне своего субъекта.
Из материалов дела следует, что <...>, <...> года рождения, является <...>. Решением Омского районного суда Омской области от <...> <...> признан недееспособным. С <...> находится в БСУСО "Пушкинский психоневрологический интернат" (л.д. <...>).
За период с января по февраль 2012 года <...> предоставлено 113 дней отпуска по просьбе родственника (л.д. <...>).
В 2013 году количество дней отпуска составило 32 календарных дня, в предоставлении дополнительных дней отпуска <...>. отказано со ссылкой на положения пункта 26.1 Положения (л.д. 26).
Анализ оспариваемой нормы права в системной взаимосвязи с поименованными выше федеральными нормами права приводит к выводу, что законодатель субъекта Российской Федерации, устанавливая, что срок временного выбытия граждан из учреждений социального обслуживания в течение календарного года не может превышать 1 месяца, вышел за пределы своей компетенции, ухудшил (ограничил) права граждан пожилого возраста и инвалидов по сравнению с действующим федеральным законодательством, изменив основной принцип предоставления социальных услуг, а именно принцип соблюдения прав человека и гражданина.
Оценивая в совокупности вышеназванные обстоятельства, суд считает, что доводы заявителя о нарушении его прав, а также прав его сына <...>, состоящих в ограничении срока временного выбытия <...>. из интерната и время общения с ними, являются убедительными, т.к. они нашли подтверждение в судебном заседании.
Установив иной срок временного выбытия граждан из геронтологических центров, домов-интернатов для престарелых и инвалидов, психоневрологических интернатов, специальных домов интернатов для престарелых и инвалидов, региональный законодатель фактически исказил суть и принцип механизма, установленного федеральным законодательством, ограничил права граждан на временное выбытие из стационарного учреждения социального обслуживания.
В статьях 2, 18 Конституции Российской Федерации провозглашено, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Введение ограничения временного выбытия граждан из стационарного учреждения социального обслуживания путем принятия субъектом Российской Федерации нормативного правового акта нарушает права граждан, пребывающих в стационарных учреждениях социального обслуживания, на максимально возможное пребывание их в привычной социальной среде, на социальную адаптацию вне стационарного учреждения.
Доводы представителей заинтересованных лиц о том, что оспариваемая норма необходима для осуществления контрольных функций стационарного учреждения социального обслуживания за опекаемыми гражданами и предоставления мест в стационарных учреждениях социального обслуживания всем нуждающимся гражданам, стоящим в очереди, не могут быть признаны обоснованными, поскольку является недопустимым исполнение органами государственной власти субъекта Российской Федерации своих обязанностей за счет уменьшения объема прав пожилых граждан и инвалидов.
В этой связи суд находит, что пункт 26.1 приложения № 3 "Положение о порядке и условиях предоставления стационарного социального обслуживания в государственной системе социальных служб Омской области" к постановлению Правительства Омской области от 9 декабря 2009 года № 235-п "О порядке и условиях предоставления отдельных форм социального обслуживания в государственной системе социальных служб Омской области" части слов "в течение календарного года" противоречит федеральному закону, имеющему большую юридическую силу.
Согласно ч. 2 ст. 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Учитывая, что положения пункта 26.1 приложения № 3 "Положение о порядке и условиях предоставления стационарного социального обслуживания в государственной системе социальных служб Омской области" к постановлению Правительства Омской области от 9 декабря 2009 года № 235-п "О порядке и условиях предоставления отдельных форм социального обслуживания в государственной системе социальных служб Омской области" применялись на территории Омской области, то суд с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в ряде постановлений, а именно от 16 июня 1998 года № 19П, от 11 апреля 2000 года № 6П, от 27 января 2004 года № 1П, считает необходимым признать его недействующим в части с момента вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 251 - 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

признать недействующими с момента вступления решения суда в законную силу положения пункта 26.1 приложения № 3 "Положение о порядке и условиях предоставления стационарного социального обслуживания в государственной системе социальных служб Омской области" к постановлению Правительства Омской области от 9 декабря 2009 года № 235-п "О порядке и условиях предоставления отдельных форм социального обслуживания в государственной системе социальных служб Омской области" в части слов "в течение календарного года".
На решение может быть подана апелляционная жалоба, представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Омский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Омского областного суда
И.В.Цериградских


------------------------------------------------------------------