Указ Губернатора Омской области от 25.08.2014 N 111 "Об утверждении Концепции построения и развития систем аппаратно-программного комплекса технических средств "Безопасный город" на территории Омской области"



ГУБЕРНАТОР ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

УКАЗ
от 25 августа 2014 г. № 111

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ПОСТРОЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СИСТЕМ
АППАРАТНО-ПРОГРАММНОГО КОМПЛЕКСА ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ
"БЕЗОПАСНЫЙ ГОРОД" НА ТЕРРИТОРИИ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

В целях реализации статьи 3 Закона Омской области "Об общественной безопасности на территории Омской области" постановляю:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию построения и развития систем аппаратно-программного комплекса технических средств "Безопасный город" на территории Омской области (далее - Концепция).
2. Рекомендовать территориальным органам федеральных органов исполнительной власти и органам местного самоуправления Омской области принять участие в реализации Концепции.

Губернатор Омской области
В.И.Назаров





Приложение
к Указу Губернатора Омской области
от 25 августа 2014 г. № 111

КОНЦЕПЦИЯ
построения и развития систем аппаратно-программного
комплекса технических средств "Безопасный город"
на территории Омской области

I. Общие положения

1. Актуальность принятия Концепции построения и развития систем аппаратно-программного комплекса технических средств "Безопасный город" на территории Омской области (далее - Концепция) обусловлена необходимостью комплексного подхода к решению задач обеспечения безопасности населения, профилактики правонарушений на территории Омской области.
2. Концепция является основой для разработки проектных решений по созданию в Омской области систем аппаратно-программного комплекса технических средств "Безопасный город" (далее - АПК "Безопасный город"), регулирования и координации деятельности всех участников процесса обеспечения безопасности жизнедеятельности.

II. Цель и задачи АПК "Безопасный город",
основные направления их реализации

3. Целью создания АПК "Безопасный город" является повышение уровня безопасности жителей Омской области за счет применения современных наукоемких информационных технологий.
4. Задачами АПК "Безопасный город" являются:
1) непрерывный сбор информации из различных информационных ресурсов, в том числе видеоинформации с территориально распределенных видеокамер;
2) передача видеоинформации об оперативной обстановке на объектах инфраструктуры в единый центр мониторинга (далее - ЕЦМ), а также в ведомственные центры мониторинга (далее - ВЦМ) или удаленные рабочие места;
3) обнаружение нештатных ситуаций, происшествий и подозрительных предметов, оставленных без присмотра в общественных местах;
4) своевременное реагирование на изменение оперативной обстановки в Омской области, состояние общественного порядка, дорожного движения, сообщения граждан о чрезвычайных ситуациях, готовящихся и совершенных правонарушениях;
5) оперативное реагирование на возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного или иного характера, а также информирование об этом населения;
6) осуществление оперативной идентификации лиц и номерных знаков транспортных средств;
7) фиксация нарушений правил дорожного движения специальными техническими средствами;
8) обработка и анализ поступающей информации в ЕЦМ;
9) ведение архива поступающей видеоинформации;
10) использование и развитие информационных ресурсов различных служб, их интеграция в единое информационное пространство, обеспечение информационной безопасности.
5. Реализацию целей и задач планируется осуществлять по следующим основным направлениям:
1) создание ЕЦМ и подключение к нему ВЦМ, удаленных рабочих мест;
2) создание инфраструктуры передачи данных;
3) создание интеллектуальной системы видеонаблюдения;
4) интеграция существующих и построение новых систем мониторинга подвижных объектов и управления ими;
5) установка технических средств для вызова служб экстренной помощи;
6) установка технических средств для аудио- и видеооповещения граждан о чрезвычайных ситуациях;
7) интеграция информационных ресурсов различных служб в АПК "Безопасный город" с одновременным обеспечением защиты информации от несанкционированного доступа;
8) скоординированная работа органов исполнительной власти Омской области по доработке и использованию региональной геоинформационной системы Омской области (далее - РГИС) во исполнение целей и задач АПК "Безопасный город".

III. Структура и основные требования
к АПК "Безопасный город"

6. В структуру АПК "Безопасный город" входят ЕЦМ, ВЦМ и удаленные рабочие места.
7. АПК "Безопасный город" обеспечивает информационное взаимодействие органов повседневного управления единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований, а также дежурно-диспетчерских служб экстренных оперативных служб.
8. ЕЦМ располагает:
1) рабочими местами начальника смены и операторов;
2) средствами телефонной и радиосвязи с уполномоченными службами;
3) средствами доступа к сети передачи данных;
4) средствами отображения информации (видеопанель);
5) комплексом архивирования аудио- и видеоинформации;
6) системой контроля доступа;
7) системой вентиляции и кондиционирования воздуха;
8) системой обеспечения бесперебойного электроснабжения.
9. Для эффективного решения задач по обеспечению охраны общественного порядка, пожарной и экологической безопасности, снижению рисков техногенных и природных катастроф, антитеррористической защищенности в рамках АПК "Безопасный город" создается единая телекоммуникационная система (далее - ЕТС), предназначенная для обеспечения передачи информации между участниками процесса обеспечения безопасности жизнедеятельности.
ЕТС обеспечивает следующие виды связи:
- трансляцию видеосигнала от видеокамер в ЕЦМ, ВЦМ и удаленные рабочие места;
- удаленный доступ абонентов к централизованным банкам данных и оперативно-справочным службам;
- обмен информацией между ЕЦМ и подразделениями правоохранительных органов, задействованных для обеспечения общественной безопасности и правопорядка;
- обмен информацией между ЕЦМ и мобильным пунктом управления, разворачиваемым в местах возникновения чрезвычайных ситуаций;
- передачу в ЕЦМ и ВЦМ данных о местонахождении подразделений правоохранительных органов, Главного управления Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий по Омской области (далее - ГУ МЧС России по Омской области), медицинских организаций;
- трансляцию аудио- и видеосигналов от пунктов экстренной связи в ЕЦМ и ВЦМ;
- информационное взаимодействие ЕЦМ с ВЦМ;
- каналы связи для взаимодействия ЕЦМ с правоохранительными органами и экстренными службами.
В состав ЕТС входят:
- стационарная телекоммуникационная система, обеспечивающая следующие виды связи:
трансляцию видеосигнала от видеокамер в ЕЦМ и ВЦМ;
трансляцию аудио- и видеосигналов от пунктов экстренной связи в ЕЦМ и ВЦМ;
удаленный доступ стационарных абонентов к централизованным банкам данных;
обмен информацией между ЕЦМ и подразделениями правоохранительных органов, задействованных для обеспечения общественной безопасности и правопорядка на территории Омской области;
информационное взаимодействие ЕЦМ с ВЦМ;
каналы связи для взаимодействия ЕЦМ с правоохранительными органами и экстренными службами. Система широкополосного радиодоступа обеспечивает аналогичные виды связи в местах, где организация каналов стационарной телекоммуникационной системы невозможна или экономически нецелесообразна;
- система подвижной радиосвязи, обеспечивающая следующие виды связи:
обмен информацией между ЕЦМ и мобильными силами правоохранительных органов, задействованных для обеспечения общественной безопасности и правопорядка на территории Омской области;
каналы связи для взаимодействия мобильных сил правоохранительных органов, органов государственной власти и экстренных служб в местах возникновения чрезвычайных ситуаций;
доступ операторов удаленных рабочих мест к централизованным банкам данных;
передачу в ЕЦМ и ВЦМ данных о местонахождении подразделений правоохранительных органов, ГУ МЧС России по Омской области, медицинских и других организаций;
подвижной узел связи, обеспечивающий обмен информацией между центром мониторинга и мобильным пунктом управления, находящимся на месте возникновения чрезвычайной ситуации;
- подсистема мониторинга объектов, включая объекты повышенной опасности;
- подсистема видеонаблюдения и фотофиксации;
- подсистема приема сигналов тревоги от граждан;
- подсистема оповещения и информирования граждан;
- подсистема информационной поддержки и оперативного управления;
- РГИС.
10. Подсистема мониторинга объектов предполагает установление камер видеонаблюдения, автоматических пожарных извещателей и системы контроля и управления доступом. При возникновении угрозы нормальному функционированию объекта сигнал тревоги должен одновременно поступать в соответствующий ВЦМ, ЕЦМ и на пульт централизованной охраны.
Обеспечение безопасности на объектах жизнедеятельности включает:
1) организацию визуального контроля за обстановкой на объектах с автоматическим определением оставленных или забытых предметов и распознаванием лиц;
2) охрану объектов с помощью технических средств;
3) организацию контроля доступа на объекты.
11. Подсистема видеонаблюдения и фотофиксации включает:
1) осуществление визуального контроля за обстановкой в местах массового скопления граждан с автоматическим определением оставленных или забытых предметов, распознаванием лиц и сверкой их по базам данных;
2) оперативное реагирование и оповещение подразделений правоохранительных органов и других экстренных служб о возникновении или подозрении в возникновении ситуаций, угрожающих жизни и здоровью людей, сохранности их имущества;
3) организацию мониторинга дорожной обстановки, потоков автотранспорта, выявление чрезвычайных дорожных ситуаций, включая нарушение правил дорожного движения, дорожно-транспортные происшествия, угрозы жизни и здоровью граждан;
4) обеспечение автоматического контроля прохождения автотранспорта по основным магистралям, автоматическое определение (распознавание) государственных номерных знаков транспортных средств с проверкой их по базам данных;
5) автоматическое обнаружение и регистрацию аварийных ситуаций, нарушений правил дорожного движения и транспортных средств нарушителей.
Указанные задачи решаются путем установки обзорных камер наблюдения и пунктов вызова экстренной помощи в местах массового пребывания граждан и передачи видеоинформации в ЕЦМ, ВЦМ или удаленные рабочие места.
12. Подсистема приема сигналов тревоги от граждан создается для вызова экстренных оперативных служб через единый номер "112" в порядке, предусмотренном федеральном законодательством.
Кроме того, подсистема приема сигналов тревоги от граждан может включать организацию канала экстренной связи жителей с ЕЦМ для передачи информации о чрезвычайных ситуациях и правонарушениях, оперативного реагирования на поступившие сообщения и оказания помощи гражданам в сложных ситуациях.
Указанная задача решается путем установки устройств экстренной связи, оборудованных встроенной видеокамерой, с целью визуального наблюдения за обстановкой непосредственно рядом с кнопкой экстренного вызова, а также путем установки в общественном транспорте тревожных кнопок с подключением их к бортовому навигационному оборудованию.
13. Подсистема оповещения и информирования граждан является техническим средством информирования и оповещения населения, которое объединяется со средствами видеонаблюдения и экстренной связи, образуя следующие типы терминальных комплексов:
1) стационарные пункты информирования и оповещения в местах массового скопления граждан;
2) мобильные пункты информирования, оповещения и наблюдения, представляющие собой быстро развертываемые комплексы информирования и оповещения населения.
14. Подсистема информационной поддержки и оперативного управления создается в целях координации и обеспечения работы сегментов АПК "Безопасный город" и предназначена для:
1) последовательного выполнения диспетчерских функций при поступлении конкретного сообщения о происшествии с указанием места и особенностей происшествия с целью оперативного предоставления дежурному необходимой информации;
2) оказания помощи дежурным ЕЦМ и ВЦМ в виде инструкций и методических материалов;
3) координации действий при происшествиях и несчастных случаях;
4) доступа к банку данных за информацией, которая необходима и может быть использована в экстремальных ситуациях или же способна повлиять на ход проводимых операций.

_______________


------------------------------------------------------------------