Постановление Администрации города Омска от 17.07.2014 N 952-п "О Порядке осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита"



АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ОМСКА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 июля 2014 г. № 952-п

О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
И ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО АУДИТА
Список изменяющих документов
(в ред. Постановления Администрации города Омска
от 04.12.2015 № 1590-п)

В соответствии со статьей 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, руководствуясь Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом города Омска, постановляю:
1. Утвердить Порядок осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Руководителям структурных подразделений Администрации города Омска определить должностных лиц, ответственных за осуществление внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
3. Департаменту информационной политики Администрации города Омска опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации и разместить в сети "Интернет" на официальном сайте Администрации города Омска.

Мэр города Омска
В.В.Двораковский





Приложение
к постановлению Администрации города Омска
от 17 июля 2014 г. № 952-п

ПОРЯДОК
осуществления внутреннего финансового контроля
и внутреннего финансового аудита
Список изменяющих документов
(в ред. Постановления Администрации города Омска
от 04.12.2015 № 1590-п)

I. Общие положения

1. Настоящий Порядок определяет правила осуществления главными распорядителями средств бюджета города Омска, главными администраторами доходов бюджета города Омска, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета города Омска (далее - главный администратор средств бюджета города Омска) внутреннего финансового контроля и на основе функциональной независимости внутреннего финансового аудита.
2. Главные администраторы средств бюджета города Омска обязаны предоставлять в структурное подразделение Администрации города Омска, уполномоченное на осуществление внутреннего муниципального финансового контроля, запрашиваемые им информацию и документы в целях проведения анализа осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.

II. Осуществление внутреннего финансового контроля

3. Внутренний финансовый контроль осуществляется непрерывно руководителем (заместителями руководителя), иными должностными лицами главного администратора средств бюджета города Омска (далее - должностные лица), организующими и выполняющими внутренние процедуры составления и исполнения бюджета города Омска, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности (далее - внутренние бюджетные процедуры).
4. Внутренний финансовый контроль направлен:
1) на соблюдение установленных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета (далее - внутренние стандарты) главным администратором средств бюджета города Омска, подведомственными ему получателями средств бюджета города Омска;
(подп. 1 в ред. Постановления Администрации города Омска от 04.12.2015 № 1590-п)
2) на подготовку и организацию мер по повышению экономности и результативности использования средств бюджета города Омска.
5. Должностные лица осуществляют внутренний финансовый контроль в отношении следующих внутренних бюджетных процедур:
1) составление и представление документов в финансовый орган муниципального образования город Омск, необходимых для составления и рассмотрения проекта бюджета города Омска;
2) составление и представление документов главному администратору средств бюджета города Омска, необходимых для составления и рассмотрения проекта бюджета города Омска;
3) составление и представление документов в финансовый орган муниципального образования город Омск, необходимых для составления и ведения кассового плана исполнения бюджета города Омска;
4) составление, утверждение и ведение бюджетной росписи главного распорядителя средств бюджета города Омска;
5) составление и направление документов в финансовый орган муниципального образования город Омск, необходимых для формирования и ведения сводной бюджетной росписи бюджета города Омска, а также для доведения (распределения) бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств до подведомственных получателей средств бюджета города Омска, исполняющих бюджетные полномочия;
6) составление, утверждение и ведение бюджетных смет;
7) формирование и утверждение муниципальных заданий в отношении подведомственных муниципальных учреждений города Омска;
8) составление и исполнение бюджетной сметы;
(подп. 8 в ред. Постановления Администрации города Омска от 04.12.2015 № 1590-п)
9) принятие в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетных обязательств;
(подп. 9 в ред. Постановления Администрации города Омска от 04.12.2015 № 1590-п)
10) осуществление начисления, учета и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей (поступления источников финансирования дефицита бюджета) в бюджет города Омска, пеней и штрафов по ним;
11) принятие решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет города Омска, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы;
12) принятие решений о зачете (уточнении) платежей в бюджет города Омска;
13) процедура ведения бюджетного учета, в том числе принятия к учету первичных учетных документов (составления сводных учетных документов), отражения информации, указанной в первичных учетных документах и регистрах бюджетного учета, проведения оценки имущества и обязательств, а также инвентаризаций;
14) составление и представление бюджетной отчетности и сводной бюджетной отчетности;
15) исполнение судебных актов по искам к муниципальному образованию город Омск, а также судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета города Омска по денежным обязательствам подведомственных муниципальных казенных учреждений;
(в ред. Постановления Администрации города Омска от 04.12.2015 № 1590-п)
16) распределение лимитов бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств;
(подп. 16 введен Постановлением Администрации города Омска от 04.12.2015 № 1590-п)
17) осуществление предусмотренных правовыми актами о предоставлении межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий действий, направленных на обеспечение соблюдения их получателями условий, целей и порядка их предоставления;
(подп. 17 введен Постановлением Администрации города Омска от 04.12.2015 № 1590-п)
18) осуществление предусмотренных муниципальными правовыми актами о предоставлении (осуществлении) бюджетных инвестиций действий, направленных на обеспечение соблюдения их получателями условий, целей и порядка их предоставления;
(подп. 18 введен Постановлением Администрации города Омска от 04.12.2015 № 1590-п)
19) осуществление предусмотренных правовыми актами о выделении в распоряжение главного администратора (администратора) источников финансирования дефицита бюджета ассигнований, предназначенных для погашения источников финансирования дефицита бюджета, действий, направленных на обеспечение адресности и целевого характера использования указанных ассигнований.
(подп. 19 введен Постановлением Администрации города Омска от 04.12.2015 № 1590-п)
6. Формами проведения внутреннего финансового контроля являются следующие контрольные действия, применяемые в ходе самоконтроля и (или) контроля по уровню подчиненности (подведомственности) (далее - методы контроля):
1) проверка оформления документов на соответствие требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов Омской области, муниципальных правовых актов города Омска, регулирующих бюджетные правоотношения, и внутренних стандартов;
2) авторизация операций (предоставление прав на осуществление действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур);
3) сверка данных;
4) сбор и анализ информации о результатах выполнения внутренних бюджетных процедур.
7. К способам проведения контрольных действий относятся:
1) сплошной способ, при котором контрольные действия осуществляются в отношении каждой проведенной операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры);
2) выборочный способ, при котором контрольные действия осуществляются в отношении отдельной проведенной операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры).
8. Внутренний финансовый контроль осуществляется в структурных подразделениях главного администратора средств бюджета города Омска, ответственных за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур, в соответствии с картами внутреннего финансового контроля, утверждаемыми руководителем главного администратора средств бюджета города Омска по форме согласно приложению к настоящему Порядку.
9. Формирование (актуализация) карты внутреннего финансового контроля проводится:
1) до начала очередного финансового года;
2) при принятии решения руководителем главного администратора средств бюджета города Омска о внесении изменений в карты внутреннего финансового контроля;
3) в случае внесения изменений в нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, определяющих необходимость изменения внутренних бюджетных процедур.
10. Самоконтроль осуществляется сплошным способом должностным лицом путем проведения проверки каждой выполняемой им операции на соответствие нормативным правовым актам Российской Федерации, нормативным правовым актам Омской области, муниципальным правовым актам города Омска, регулирующим бюджетные правоотношения, внутренним стандартам, а также путем оценки причин и обстоятельств (факторов), негативно влияющих на совершение операции.
11. Контроль по уровню подчиненности осуществляется сплошным способом должностными лицами главного администратора средств бюджета города Омска, ответственными за организацию и исполнение внутренних бюджетных процедур, путем авторизации операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур), осуществляемых подчиненными должностными лицами.
12. Контроль по уровню подведомственности осуществляется сплошным или выборочным способом в отношении процедур и операций, совершенных подведомственными получателями средств бюджета города Омска, исполняющими бюджетные полномочия, путем проведения проверок, направленных на установление соответствия представленных документов требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов Омской области, муниципальных правовых актов города Омска, регулирующих бюджетные правоотношения, и внутренним стандартам, и (или) путем сбора и анализа информации о своевременности составления и представления документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур, точности и обоснованности информации, отраженной в указанных документах, а также законности совершения отдельных операций.
Результаты таких проверок оформляются заключением с указанием необходимости внесения исправлений и (или) устранения недостатков (нарушений) при их наличии в установленный в заключении срок либо разрешительной надписью на представленном документе.
13. Информация о результатах внутреннего финансового контроля направляется структурным подразделением, ответственным за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур, руководителю главного администратора средств бюджета города Омска с установленной руководителем главного администратора средств бюджета города Омска периодичностью.
14. По итогам рассмотрения результатов внутреннего финансового контроля руководитель главного администратора средств бюджета города Омска при наличии выявленных нарушений и (или) недостатков принимает одно или несколько из решений:
1) о необходимости устранения выявленных нарушений (недостатков) в установленный срок, применении материальной, дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам, проведении служебных проверок;
2) о внесении изменений в карту внутреннего финансового контроля;
3) об изменении внутренних стандартов, в том числе учетной политики главного администратора средств бюджета города Омска;
4) об уточнении прав по формированию финансовых и первичных учетных документов, а также прав доступа к записям в регистры бюджетного учета;
5) о направлении информации об обстоятельствах и фактах, свидетельствующих о наличии признаков административного правонарушения (уголовного преступления), влекущего за собой административную (уголовную) ответственность, и (или) документов, подтверждающих такие факты, в органы, в компетенцию которых входит рассмотрение таких обстоятельств и фактов.

III. Осуществление внутреннего финансового аудита

15. Внутренний финансовый аудит осуществляется структурными подразделениями и (или) уполномоченными должностными лицами, работниками главного администратора средств бюджета города Омска, в том числе в составе комиссий (далее - субъект внутреннего финансового аудита), наделенными полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита, на основе функциональной независимости.
Уполномоченные должностные лица главного администратора средств бюджета города Омска в целях исключения конфликта интересов не должны входить в состав структурных подразделений, выполняющих внутренние бюджетные процедуры.
(п. 15 в ред. Постановления Администрации города Омска от 04.12.2015 № 1590-п)
16. Целями внутреннего финансового аудита являются:
1) оценка надежности внутреннего финансового контроля и подготовка рекомендаций по повышению его эффективности;
2) подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;
3) подготовка предложений о повышении экономности и результативности использования средств бюджета города Омска.
17. Объектами внутреннего финансового аудита являются структурные подразделения главного администратора средств бюджета города Омска, подведомственные получатели средств бюджета города Омска (далее - объекты аудита).
(п. 17 в ред. Постановления Администрации города Омска от 04.12.2015 № 1590-п)
18. Внутренний финансовый аудит осуществляется в форме плановых и внеплановых аудиторских проверок. Плановые проверки осуществляются в соответствии с годовым планом внутреннего финансового аудита, утверждаемым руководителем главного администратора средств бюджета города Омска до начала очередного финансового года (далее - план).
19. План представляет собой перечень аудиторских проверок, которые планируется провести в очередном финансовом году.
По каждой аудиторской проверке в плане указывается проверяемая внутренняя бюджетная процедура, объекты аудита, срок проведения аудиторской проверки и ответственные исполнители.
20. При планировании аудиторских проверок учитываются:
1) значимость операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры), групп однотипных операций объектов аудита, которые могут оказать значительное влияние на годовую и (или) квартальную бюджетную отчетность главного администратора средств бюджета города Омска в случае неправомерного исполнения этих операций;
2) факторы, влияющие на объем выборки проверяемых операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры) для тестирования эффективности (надежности) внутреннего финансового контроля, к которым в том числе относятся частота выполнения визуальных контрольных действий, существенность процедур внутреннего финансового контроля и уровень автоматизации процедур внутреннего финансового контроля;
3) наличие значимых бюджетных рисков после проведения процедур внутреннего финансового контроля.
21. Решение о проведении внеплановой аудиторской проверки принимается руководителем главного администратора средств бюджета города Омска на основании информации, поступившей руководителю главного администратора средств бюджета города Омска, о фактах нарушения финансовых и хозяйственных операций, совершенных объектами аудита.
22. Аудиторская проверка назначается приказом руководителя главного администратора средств бюджета города Омска.
23. Аудиторская проверка проводится на основании программы аудиторской проверки, утвержденной руководителем главного администратора средств бюджета города Омска.
24. Программа аудиторской проверки должна содержать:
1) тему аудиторской проверки;
2) наименование объектов аудита;
3) перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе аудиторской проверки, а также сроки ее проведения.
25. Аудиторские проверки подразделяются:
1) на камеральные проверки, которые проводятся по месту нахождения субъекта внутреннего финансового аудита на основании представленных по его запросу информации и материалов;
2) на выездные проверки, которые проводятся по месту нахождения объектов аудита;
3) на комбинированные проверки, которые проводятся как по месту нахождения субъекта внутреннего финансового аудита, так и по месту нахождения объектов аудита.
26. Должностные лица субъекта внутреннего финансового аудита при проведении аудиторских проверок имеют право:
1) запрашивать и получать на основании мотивированного запроса документы, материалы и информацию, необходимые для проведения аудиторских проверок, в том числе информацию об организации и о результатах проведения внутреннего финансового контроля;
2) посещать помещения и территории, которые занимают объекты аудита, в отношении которых осуществляется аудиторская проверка.
Срок направления и исполнения указанного запроса устанавливается руководителем главного администратора средств бюджета города Омска.
27. Субъект внутреннего финансового аудита обязан:
1) соблюдать требования нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов Омской области, муниципальных правовых актов города Омска в установленной сфере деятельности;
2) проводить аудиторские проверки в соответствии с программой аудиторской проверки;
3) знакомить руководителя или уполномоченное должностное лицо объекта аудита с программой аудиторской проверки, а также с результатами аудиторских проверок (актами).
28. В ходе аудиторской проверки проводится исследование:
1) осуществления внутреннего финансового контроля;
2) законности выполнения внутренних бюджетных процедур и эффективности использования средств бюджета города Омска;
3) ведения учетной политики, принятой объектом аудита, в том числе на предмет ее соответствия изменениям в области бюджетного учета;
4) формирования финансовых и первичных учетных документов, а также наделения правами доступа к записям в регистрах бюджетного учета;
5) бюджетной отчетности.
29. Аудиторская проверка проводится путем выполнения:
1) инспектирования, представляющего собой изучение записей и документов, связанных с осуществлением операций внутренней бюджетной процедуры и (или) материальных активов;
2) наблюдения, представляющего собой систематическое изучение действий должностных лиц и работников объекта аудита, выполняемых ими в ходе исполнения операций внутренней бюджетной процедуры;
3) запроса, представляющего собой обращение к осведомленным лицам в пределах или за пределами объекта аудита в целях получения сведений, необходимых для проведения аудиторской проверки;
4) подтверждения, представляющего собой ответ на запрос информации, содержащейся в регистрах бюджетного учета;
5) пересчета, представляющего собой проверку точности арифметических расчетов, произведенных объектом аудита, либо самостоятельного расчета работником подразделения внутреннего финансового аудита;
6) аналитических процедур, представляющих собой анализ соотношений и закономерностей, основанных на сведениях об осуществлении внутренних бюджетных процедур, а также изучение связи указанных соотношений и закономерностей с полученной информацией с целью выявления отклонений от нее и (или) неправильно отраженных в бюджетном учете операций и их причин и недостатков осуществления иных внутренних бюджетных процедур.
30. При проведении аудиторской проверки должны быть получены достаточные надлежащие надежные доказательства. К доказательствам относятся достаточные фактические данные и достоверная информация, основанные на рабочей документации и подтверждающие наличие выявленных нарушений и недостатков в осуществлении внутренних бюджетных процедур объектами аудита, а также являющиеся основанием для выводов и предложений по результатам аудиторской проверки.
31. Предельный срок проведения аудиторской проверки составляет 15 рабочих дней.
Срок проведения аудиторской проверки, установленный приказом руководителя главного администратора средств бюджета города Омска, может быть продлен, но не более чем на 20 рабочих дней. Основаниями для продления срока аудиторской проверки являются:
1) необходимость изучения дополнительных документов;
2) непредставление документов, необходимых для проведения аудиторской проверки, объектом аудита в установленный срок;
3) отсутствие в период проведения аудиторской проверки ответственных должностных лиц, без которых проведение аудиторской проверки не представляется возможным.
Аудиторская проверка может быть приостановлена приказом руководителя главного администратора средств бюджета города Омска на срок до 3 месяцев при наличии обстоятельств, делающих невозможным проведение аудиторской проверки.
(п. 31 в ред. Постановления Администрации города Омска от 04.12.2015 № 1590-п)
32. Результаты аудиторской проверки оформляются актом аудиторской проверки, который подписывается руководителем аудиторской группы (должностным лицом, уполномоченным на проведение аудиторской проверки) и вручается им представителю объекта аудита. Объект аудита вправе представить письменные возражения по акту аудиторской проверки.
33. Форма акта аудиторской проверки, порядок направления и сроки его рассмотрения объектом аудита устанавливаются главным администратором средств бюджета города Омска.
34. На основании акта аудиторской проверки составляется отчет о результатах аудиторской проверки, содержащий информацию об итогах аудиторской проверки, в том числе:
1) информацию о выявленных в ходе аудиторской проверки недостатках и нарушениях (в количественном и денежном выражении), об условиях и о причинах таких нарушений, а также о значимых бюджетных рисках;
2) информацию о наличии или об отсутствии возражений со стороны объектов аудита;
3) выводы о степени надежности внутреннего финансового контроля и достоверности представленной объектами аудита бюджетной отчетности;
4) выводы о соответствии ведения бюджетного учета объектами аудита методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;
5) выводы, предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений и (или) недостатков, а также предложения по повышению экономности и результативности использования средств бюджета города Омска.
35. Отчет о результатах аудиторской проверки с приложением акта аудиторской проверки направляется руководителю главного администратора средств бюджета города Омска. По результатам рассмотрения указанного отчета руководитель главного администратора средств бюджета города Омска вправе принять одно или несколько из решений:
1) о необходимости реализации аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
2) о применении материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам, а также о проведении служебных проверок;
3) о направлении информации об обстоятельствах и фактах, свидетельствующих о наличии признаков административного правонарушения (уголовного преступления), влекущего за собой административную (уголовную) ответственность, и (или) документов, подтверждающих такие факты, в органы, в компетенцию которых входит рассмотрение таких обстоятельств и фактов.

_______________





Приложение
к Порядку осуществления
внутреннего финансового контроля
и внутреннего финансового аудита

КАРТА
внутреннего финансового контроля

№ п/п
Операция
Должностное лицо - исполнитель
Должностное лицо - контролер
Методы контроля
Периодичность контрольных действий
Процедура (номер и наименование)
1.





2.







------------------------------------------------------------------