Приказ Министерства образования Омской области от 22.04.2014 N 23 "Об отдельных вопросах организации проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в Омской области"



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ
от 22 апреля 2014 г. № 23

ОБ ОТДЕЛЬНЫХ ВОПРОСАХ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ
ПРОГРАММАМ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Список изменяющих документов
(в ред. Приказов Министерства образования Омской области
от 16.07.2014 № 52, от 22.05.2015 № 29, от 18.06.2015 № 41)

В соответствии с пунктом 14 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 года № 1400:
Утвердить:
1) Положение о государственной экзаменационной комиссии Омской области по проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (далее - ГИА) (приложение № 1);
2) Положение о предметных комиссиях Омской области по проверке экзаменационных работ ГИА (приложение № 2);
3) Положение о конфликтной комиссии Омской области при проведении ГИА (приложение № 3).

Министр образования Омской области
С.Г.Алексеев





Приложение № 1
к приказу Министерства
образования Омской области
от 22 апреля 2014 г. № 23

ПОЛОЖЕНИЕ
о государственной экзаменационной комиссии Омской области
по проведению государственной итоговой аттестации по
образовательным программам среднего общего образования
Список изменяющих документов
(в ред. Приказов Министерства образования Омской области
от 16.07.2014 № 52, от 22.05.2015 № 29)

I. Общие положения

1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 года № 1400 (далее - Порядок).
2. Государственная экзаменационная комиссия Омской области (далее - ГЭК) создается Министерством образования Омской области (далее - Министерство).
3. ГЭК осуществляет свою работу в период подготовки и проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (далее - ГИА). Срок полномочий ГЭК составляет один год с момента утверждения состава ГЭК. ГЭК прекращает свою деятельность с момента утверждения Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (далее - Рособрнадзор) председателя ГЭК и заместителя председателя ГЭК для проведения ГИА в Омской области в следующем году.
(в ред. Приказа Министерства образования Омской области от 22.05.2015 № 29)
4. ГЭК в своей работе руководствуется федеральным и областным законодательством в сфере образования, настоящим Положением.

II. Состав и структура ГЭК

5. Состав ГЭК формируется из представителей Министерства, органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, научных, общественных и иных организаций и объединений, а также представителей Рособрнадзора.
(в ред. Приказа Министерства образования Омской области от 22.05.2015 № 29)
При формировании состава ГЭК исключается возможность возникновения конфликта интересов.
(абзац введен Приказом Министерства образования Омской области от 22.05.2015 № 29)
В состав ГЭК входит председатель ГЭК, заместитель председателя ГЭК, ответственный секретарь ГЭК, члены ГЭК. Из числа членов ГЭК формируется президиум ГЭК в составе не более двадцати пяти человек, который наделяется полномочием коллегиального принятия решений в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
(абзац введен Приказом Министерства образования Омской области от 22.05.2015 № 29)
Предложения Министерства по кандидатуре председателя ГЭК и заместителя председателя ГЭК для утверждения направляются в Рособрнадзор ежегодно не менее чем за один месяц до начала ГИА.
(абзац введен Приказом Министерства образования Омской области от 22.05.2015 № 29)
6. Состав ГЭК утверждается правовым актом Министерства после утверждения Рособрнадзором кандидатур председателя ГЭК и заместителя председателя ГЭК.
(п. 6 в ред. Приказа Министерства образования Омской области от 22.05.2015 № 29)

III. Полномочия председателя и членов ГЭК

7. Общее руководство и координацию деятельности ГЭК осуществляет ее председатель. В случае временного отсутствия председателя ГЭК его обязанности исполняет заместитель председателя ГЭК.
(п. 7 в ред. Приказа Министерства образования Омской области от 22.05.2015 № 29)
8. Председатель ГЭК:
1) организует формирование состава ГЭК;
(в ред. Приказа Министерства образования Омской области от 22.05.2015 № 29)
2) согласует предложения Министерства по персональному составу руководителей и организаторов пунктов проведения экзаменов (далее - ППЭ), технических специалистов и ассистентов для лиц с ограниченными возможностями здоровья;
3) согласует предложения Министерства по местам регистрации на сдачу единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ), местам расположения ППЭ и распределению между ними участников ГИА;
4) организует формирование составов предметных комиссий, представляет на согласование в Рособрнадзор кандидатуры председателей предметных комиссий Омской области по проверке экзаменационных работ ГИА, по представлению председателей предметных комиссий определяет кандидатуры членов предметных комиссий, направляемых для включения в состав предметных комиссий, создаваемых Рособрнадзором;
5) принимает решение о направлении членов ГЭК в ППЭ, казенное учреждение Омской области "Региональный информационно-аналитический центр системы образования" (далее - РИАЦ), предметные комиссии и конфликтную комиссию Омской области для осуществления контроля за проведением ГИА;
6) рассматривает вопросы о нарушении установленного порядка проведения ГИА лицами, привлекаемыми к проведению ГИА, принимает меры по устранению нарушений, в том числе принимает решение об отстранении указанных лиц от работ, связанных с проведением ГИА;
7) после каждого экзамена рассматривает информацию, полученную от членов ГЭК, общественных наблюдателей, должностных лиц Рособрнадзора, Министерства и иных лиц о нарушениях, выявленных при проведении ГИА, принимает меры по противодействию нарушениям установленного порядка проведения ГИА, в том числе организует проведение проверок по фактам нарушения установленного порядка проведения ГИА, принимает решение об отстранении лиц, нарушивших устанавливаемый порядок проведения ГИА, от работ, связанных с проведением ГИА;
8) рассматривает результаты проведения ГИА и принимает решения об утверждении, изменении и (или) аннулировании результатов ГИА;
9) принимает решения о допуске (повторном допуске) к сдаче ГИА в случаях, установленных Порядком.
Согласования и решения председателя ГЭК оформляются протоколами, служебными письмами.
В случае отсутствия председателя ГЭК исполнение его обязанностей возлагается на заместителя председателя ГЭК.
(абзац введен Приказом Министерства образования Омской области от 16.07.2014 № 52)
9. Ответственный секретарь ГЭК организует делопроизводство ГЭК и несет ответственность за его ведение и сохранность документов, контролирует исполнение решений ГЭК.
10. Члены ГЭК:
1) по решению председателя ГЭК до 31 марта текущего года проводят проверку готовности ППЭ;
2) обеспечивают доставку экзаменационных материалов в ППЭ в день экзамена;
(в ред. Приказа Министерства образования Омской области от 22.05.2015 № 29)
2.1) получают от уполномоченной организации данные для доступа к электронным контрольно-измерительным материалам (далее - КИМ) и в присутствии обучающихся, выпускников прошлых лет, организаторов в аудитории и общественных наблюдателей (при наличии) организуют печать КИМ на бумажные носители (в случае использования КИМ в электронном виде);
(подп. 2.1 введен Приказом Министерства образования Омской области от 22.05.2015 № 29)
2.2) присутствуют вместе с руководителем ППЭ при проведении копирования экзаменационных материалов в увеличенном размере для слабовидящих участников ГИА в день проведения экзамена;
(подп. 2.2 введен Приказом Министерства образования Омской области от 22.05.2015 № 29)
2.3) присутствуют при переносе ассистентами ответов на задания экзаменационной работы, выполненные слепыми и слабовидящими участниками ГИА в специально предусмотренных тетрадях и бланках увеличенного размера, а также выполненные на компьютере, в бланки ЕГЭ;
(подп. 2.3 введен Приказом Министерства образования Омской области от 22.05.2015 № 29)
3) обеспечивают соблюдение установленного порядка проведения ГИА в ППЭ, РИАЦ, предметных комиссиях и конфликтной комиссии Омской области, а также в местах хранения экзаменационных материалов;
(в ред. Приказа Министерства образования Омской области от 22.05.2015 № 29)
4) осуществляют взаимодействие с руководителем и организаторами ППЭ, общественными наблюдателями, должностными лицами Рособрнадзора, присутствующими в ППЭ, РИАЦ, предметных комиссиях и конфликтной комиссии Омской области по вопросам соблюдения установленного порядка проведения ГИА;
5) в случае выявления нарушений установленного порядка проведения ГИА принимают решения об удалении с экзамена участников ГИА, а также иных лиц, находящихся в ППЭ, по согласованию с председателем ГЭК принимают решение об остановке экзамена в ППЭ или отдельных аудиториях ППЭ;
5.1) составляют акты по факту неисправного состояния, отключения средств видеонаблюдения или отсутствия видеозаписи экзамена, которые в тот же день передают председателю ГЭК;
(подп. 5.1 введен Приказом Министерства образования Омской области от 22.05.2015 № 29)
6) по завершении экзамена составляют отчет о проведении ГИА в ППЭ, который в тот же день передается председателю ГЭК;
7) по завершении экзамена доставляют экзаменационные работы из ППЭ в РИАЦ;
7.1) осуществляют контроль за произведением сканирования экзаменационных работ в аудиториях в присутствии обучающихся, выпускников прошлых лет, в случае принятия такого решения ГЭК, и передают отсканированные изображения экзаменационных работ в РИАЦ для последующей обработки;
(подп. 7.1 введен Приказом Министерства образования Омской области от 22.05.2015 № 29)
8) принимают апелляции о нарушении установленного порядка проведения ГИА в ППЭ, организуют проведение проверки изложенных в апелляциях фактов, оформляют результаты проверки в виде заключения, которое передают в тот же день в конфликтную комиссию Омской области.
11. Члены ГЭК как должностные лица, исполняющие организационно-распорядительные функции, несут ответственность в соответствии с федеральным законодательством за ненадлежащее выполнение своих обязанностей и злоупотребление служебным положением.
12. Решения ГЭК оформляются протоколами. В случае равенства голосов решающим является голос председателя ГЭК.





Приложение № 2
к приказу Министерства
образования Омской области
от 22 апреля 2014 г. № 23

ПОЛОЖЕНИЕ
о предметных комиссиях Омской области по проверке
экзаменационных работ государственной итоговой аттестации
по образовательным программам среднего общего образования
Список изменяющих документов
(в ред. Приказов Министерства образования Омской области
от 22.05.2015 № 29, от 18.06.2015 № 41)

Раздел I. Общие положения
(в ред. Приказа Министерства образования Омской области
от 22.05.2015 № 29)


1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 года № 1400 (далее - Порядок), регулирует деятельность предметных комиссий Омской области по проверке экзаменационных работ государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (далее - ПК), определяет цели, порядок формирования предметных комиссий, их полномочия и функции, права, обязанности и ответственность членов предметных комиссий.
(в ред. Приказа Министерства образования Омской области от 22.05.2015 № 29)
2. ПК создаются в целях осуществления проверки экзаменационных работ участников государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (далее - ГИА) (в том числе устных ответов).
3. Исключен. - Приказ Министерства образования Омской области от 22.05.2015 № 29.
4. ПК в своей работе руководствуются:
1) федеральным и областным законодательством в сфере образования;
2) настоящим Положением;
3) решениями государственной экзаменационной комиссии Омской области (далее - ГЭК).
(в ред. Приказа Министерства образования Омской области от 22.05.2015 № 29)
5. Педагогическим работниками, привлекаемым по распоряжению Министерства образования Омской области (далее - Министерство) к работе в ПК в рабочее время и освобожденным от основной работы на время проверки экзаменационных работ в период проведения ГИА, в соответствии с пунктом 9 статьи 47 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" предоставляются гарантии и компенсации, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права.
(в ред. Приказа Министерства образования Омской области от 22.05.2015 № 29)
Членам ПК выплачивается компенсация за работу по подготовке и проведению единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ) за счет средств областного бюджета, выделенных на проведение ЕГЭ.

Раздел II. Порядок формирования ПК
(в ред. Приказа Министерства образования Омской области
от 22.05.2015 № 29)

Подраздел 1. Общие положения

6. ПК создается по каждому учебному предмету, по которому проводится ГИА.
7. Состав ПК формируется председателем ГЭК по предложениям председателей ПК и утверждается правовым актом Министерства. Кандидатуры председателей ПК согласовываются с Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (далее - Рособрнадзор).
8. В состав ПК входят:
1) председатель ПК;
2) заместитель председателя ПК;
3) члены ПК (далее - эксперты).
9. Численный состав ПК определяется исходя из количества участников ГИА, сдающих ГИА по соответствующему учебному предмету в текущем году, а также с учетом установленных сроков и нормативов проверки.
10. Состав ПК по каждому учебному предмету формируется из лиц, отвечающих следующим требованиям:
1) наличие высшего образования;
2) соответствие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах;
3) наличие опыта работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, реализующих образовательные программы среднего общего образования, основные профессиональные образовательные программы (не менее трех лет);
4) наличие документа, подтверждающего получение дополнительного профессионального образования, включающего в себя практические занятия (не менее 18 часов) по оцениванию образцов экзаменационных работ в соответствии с критериями оценивания по соответствующему учебному предмету, определяемыми Рособрнадзором.
11. Экспертам присваивается статус ведущего, старшего или основного эксперта в зависимости от уровня квалификации эксперта на основе результатов квалификационного испытания для присвоения эксперту соответствующего статуса (далее - квалификационное испытание), проводимого председателем ПК ежегодно.

Подраздел 1.1. Порядок подготовки экспертов
(введен Приказом Министерства образования Омской области
от 18.06.2015 № 41)

11.1. Председатели ПК проходят ежегодное обучение на очных семинарах, проводимых Федеральным государственным бюджетным научным учреждением "Федеральный институт педагогических измерений" (далее - ФИПИ) при поддержке Рособрнадзора.
11.2. Подготовка экспертов по оцениванию выполнения заданий с развернутым ответом, которые включены в контрольные измерительные материалы для сдачи ГИА, осуществляется председателями ПК, бюджетным образовательным учреждением Омской области дополнительного профессионального образования "Институт развития образования Омской области" по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации, составленным в соответствии с Тематическим планом работ ФИПИ, проводимых по заданию Рособрнадзора, в соответствии с Пособием "Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий ЕГЭ с развернутым ответом".
11.3. Подготовка экспертов завершается квалификационными испытаниями и выдачей документа, подтверждающего получение дополнительного профессионального образования, включающего в себя практические занятия (не менее 18 часов) по оцениванию образцов экзаменационных работ в соответствии с критериями оценивания по соответствующему учебному предмету, определяемыми Рособрнадзором.

Подраздел 2. Требования к опыту экспертов по проверке
развернутых ответов участников ГИА
(для присвоения статусов)

12. Для присвоения статуса ведущего эксперта необходим опыт организационной работы в ПК или ГЭК и опыт оценивания развернутых ответов участников ЕГЭ не менее 3 лет.
(в ред. Приказа Министерства образования Омской области от 18.06.2015 № 41)
В случае, когда в состав ПК входит менее 10 человек, допускается отсутствие у эксперта опыта организационной работы в ПК или ГЭК.
13. Статус старшего эксперта присваивается экспертам, имеющим опыт оценивания развернутых ответов участников ЕГЭ не менее 3 лет.

Подраздел 3. Порядок допуска экспертов к прохождению
квалификационного испытания


14. Допуск к прохождению квалификационного испытания получают педагогические работники, заявленные муниципальными органами управления образованием, приемными комиссиями организаций высшего образования или самостоятельно в качестве кандидатов в эксперты ПК и соответствующие квалификационным требованиям, установленным пунктом 9.1 настоящего Положения.

Подраздел 4. Порядок проведения процедуры присвоения
статуса экспертам

15. Для проведения квалификационных испытаний кандидатов в члены ПК по каждому учебному предмету в Омской области формируются региональные комиссии из членов ГЭК и председателя ПК (заместителя председателя ПК).
16. Экспертам предлагаются для оценивания работы из межрегионального банка (от 5 до 10 работ по литературе, русскому языку и иностранным языкам, истории и обществознанию; по остальным предметам - не менее 10 работ).
Квалификационное испытание может проводиться с использованием интернет-системы дистанционной подготовки экспертов "Эксперт ЕГЭ" и (или) с использованием учебно-методических материалов для председателей ПК и членов региональных ПК по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ.
17. Результат квалификационного испытания выставляется по показателям согласованности оценивания для каждого кандидата в члены ПК, перечень и значения которых определяются правовым актом Министерства, и заносится председателем ПК по каждому учебному предмету в протокол квалификационных испытаний, в котором указываются достигнутые кандидатом в члены ПК значения показателей согласованности оценивания по результатам квалификационного испытания и рекомендуемый статус эксперта.
18. Информация о результатах квалификационного испытания и присвоенном экспертам статусе вносится в региональный и федеральный реестр (региональную и федеральную информационную систему).
19. Эксперты, не прошедшие квалификационные испытания в текущем году, не допускаются к включению в состав ПК, а также не могут принимать участие в проверке развернутых ответов участников ГИА в текущем году.
20. Казенное учреждение Омской области "Региональный информационно-аналитический центр системы образования" (далее - РИАЦ) на основании протоколов квалификационных испытаний создает реестр экспертов на текущий год и публикует его на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Подраздел 5. Порядок проведения анализа работы ПК

21. Анализ работы ПК проводится в целях оптимизации работы ПК по проверке развернутых ответов участников ГИА, ее максимальной объективности, выработке единых требований и подходов к оцениванию экзаменационных работ, минимизирующих субъективность проверяющих экспертов.
22. Председатели ПК готовят к публикации аналитические материалы по результатам ГИА в текущем году в соответствии с направлениями анализа работы ПК, устанавливаемыми правовым актом Министерства.
По результатам работы ПК в текущем году председатели ПК дополнительно готовят итоговый отчет о результатах работы ПК в целом и каждого эксперта в отдельности по форме, установленной правовым актом Министерства.

Раздел III. Полномочия, функции и организация работы ПК
(в ред. Приказа Министерства образования Омской области
от 22.05.2015 № 29)

23. ПК осуществляют свою работу на всех этапах проведения ГИА в соответствии со сроками проведения ГИА, ежегодно определяемыми Рособрнадзором.
24. ПК:
1) принимают к рассмотрению экзаменационные работы государственного выпускного экзамена (далее - ГВЭ), обезличенные копии бланков с ответами на задания экзаменационной работы ЕГЭ с развернутым ответом;
2) осуществляют проверку ответов участников ГИА и их оценивание в соответствии с критериями оценивания по соответствующему учебному предмету, разработка которых организуется Рособрнадзором;
3) заполняют протоколы проверки и направляют их в РИАЦ для последующей обработки.
(в ред. Приказа Министерства образования Омской области от 22.05.2015 № 29)
25. ПК вправе:
1) запрашивать в рамках своей компетенции информацию и разъяснения в РИАЦ по вопросам организации и проведения ЕГЭ, а также в случае необходимости у организации, осуществляющей по поручению Рособрнадзора организационно-технологическое сопровождение ЕГЭ на федеральном уровне;
2) готовить и передавать председателю ГЭК предложения по содержанию заданий с развернутым ответом, требованиям и критериям оценивания ответов для направления в Министерство для дальнейшего направления в Рособрнадзор;
3) готовить и передавать председателю ГЭК информацию о типичных ошибках в ответах участников ЕГЭ и рекомендуемых мерах по совершенствованию подготовки обучающихся по соответствующему учебному предмету для направления в Министерство;
4) сообщать в ГЭК об обнаружении в контрольных измерительных материалах (далее - КИМ) некорректных заданий.
26. ПК размещаются в специально выделенных и оборудованных помещениях, позволяющих ограничить доступ посторонних лиц и обеспечить соблюдение режима информационной безопасности и надлежащих условий хранения документации.
27. В ПК присутствуют:
1) члены ГЭК - по решению председателя ГЭК;
2) аккредитованные общественные наблюдатели - по желанию;
3) должностные лица Рособрнадзора, департамента по надзору и контролю в сфере образования Министерства - по решению соответствующих органов.
28. Экспертам запрещается копировать и выносить из указанных в пункте 26 настоящего Положения помещений экзаменационные работы, критерии оценивания, протоколы проверки экзаменационных работ, а также разглашать посторонним лицам информацию, содержащуюся в указанных материалах. По завершении проверки использованные экспертами материалы (за исключением протоколов проверки экзаменационных работ) уничтожаются лицом, определенным руководителем РИАЦ.
(в ред. Приказа Министерства образования Омской области от 22.05.2015 № 29)
В случае установления факта нарушения экспертом указанных требований, недобросовестного выполнения возложенных на него обязанностей или использования статуса эксперта в личных целях ГЭК принимает решение об исключении эксперта из состава ПК.
29. Проверка экзаменационных работ участников ГИА экспертами проводится в строгом соответствии с критериями оценивания по соответствующему учебному предмету, разработка которых организуется Рособрнадзором.
30. Протоколы проверки экзаменационных работ участников ГИА экспертами подлежат хранению до 31 декабря текущего года и хранятся в РИАЦ как документы строгой отчетности.

Раздел IV. Права и обязанности председателя ПК, заместителя
председателя ПК и экспертов
(в ред. Приказа Министерства образования Омской области
от 22.05.2015 № 29)

31. ПК возглавляет председатель, который осуществляет общее руководство и координацию деятельности ПК.
32. Председатель ПК в рамках своей компетенции подчиняется председателю ГЭК.
33. Заместитель председателя ПК подчиняется председателю ПК, в отсутствие председателя ПК выполняет его функции.
34. Председатель ПК:
1) представляет в ГЭК предложения по составу ПК, по кандидатурам экспертов, предлагаемых для включения в состав ПК, создаваемых Рособрнадзором;
2) по согласованию с руководителем РИАЦ формирует график работы ПК;
3) осуществляет консультирование экспертов по вопросам оценивания экзаменационных работ;
4) взаимодействует с руководителем РИАЦ, председателем конфликтной комиссии, комиссией по разработке КИМ;
5) представляет в ГЭК информацию о нарушении экспертами установленного порядка проведения ГИА.
35. Председатель ПК имеет право:
1) давать указания экспертам в рамках своих полномочий;
2) отстранять экспертов в случае возникновения проблемных ситуаций от участия в работе ПК с обязательным информированием о своем решении председателя ГЭК;
3) не допускать к проверке работ экспертов, не прошедших соответствующую подготовку, подтвержденную документами;
4) принимать решения по организации работы ПК в случае возникновения форс-мажорных ситуаций (по согласованию с председателем ГЭК);
5) направлять запросы в РИАЦ и, в случае необходимости, в организацию, осуществляющую по поручению Рособрнадзора организационно-технологическое сопровождение ЕГЭ на федеральном уровне;
6) рекомендовать ГЭК направить ходатайство о поощрении членов ПК в Министерство или по месту их основной работы.
36. Председатель ПК обязан:
1) выполнять возложенные на него функции в соответствии с настоящим Положением;
2) соблюдать требования нормативных правовых актов, регламентирующих организацию и проведение ГИА, инструкций, решений ГЭК;
3) обеспечить выполнение графика работы ПК;
4) обеспечить соблюдение конфиденциальности и режима информационной безопасности при проверке, хранении и передаче результатов проверки в РИАЦ;
5) своевременно информировать председателя ГЭК о возникающих проблемах и трудностях, которые могут привести к задержке в работе и нарушению сроков проверки.
37. Эксперты вправе:
1) получать инструкции по проведению процедуры проверки, критерии оценивания ответов и другие необходимые для работы материалы, обсуждать с председателем ПК (заместителем председателя ПК), экспертами процедурные вопросы проверки;
2) требовать организации необходимых условий труда, согласовывать с председателем ПК (заместителем председателя ПК) план-график работ;
3) принимать участие в обсуждении аналитического отчета о результатах ГИА по учебному предмету, вносить в него свои предложения.
38. Эксперты обязаны:
1) проходить ежегодные консультации с получением допуска к проверке экзаменационных работ участников ГИА;
2) проверять и оценивать экзаменационные работы в соответствии с инструкцией по проведению процедуры проверки и критериями оценивания по соответствующему учебному предмету;
3) профессионально выполнять возложенные на него функции, соблюдать этические и моральные нормы;
4) соблюдать конфиденциальность и установленный порядок обеспечения информационной безопасности при проверке экзаменационных работ участников ГИА;
5) информировать председателя ПК (заместителя председателя ПК) о проблемах, возникающих при проверке экзаменационных работ участников ГИА;
6) информировать ГЭК в письменной форме о случаях нарушения процедуры проверки и режима информационной безопасности, а также иных нарушениях в работе с документацией в деятельности ПК.
39. Эксперты могут быть исключены из состава ПК в следующих случаях:
1) представления о себе недостоверных сведений;
2) утери подотчетных документов;
3) неисполнения или ненадлежащего исполнения возложенных на них обязанностей;
4) возникновения конфликта интересов (в том числе наличие близких родственников, участников ГИА в текущем году по соответствующему учебному предмету);
5) по собственному желанию.
40. Решение об исключении экспертов из состава ПК принимается председателем ГЭК на основании аргументированного представления председателя ПК и утверждается правовым актом Министерства.
(в ред. Приказа Министерства образования Омской области от 22.05.2015 № 29)
41. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей, несоблюдения требований нормативных правовых актов по проведению ГИА, нарушения требований конфиденциальности и информационной безопасности, а также злоупотреблений установленными полномочиями, совершенными из корыстной или иной личной заинтересованности, эксперты привлекаются к ответственности в порядке, установленном федеральным законодательством.

Раздел V. Организация работы ПК
(в ред. Приказа Министерства образования Омской области
от 22.05.2015 № 29)

42. Экзаменационные работы участников ГИА проходят следующие виды проверок: проверку двумя экспертами (далее - первая и вторая проверки), в случаях, установленных Порядком, межрегиональную перекрестную проверку, проверку третьим экспертом (далее - третья проверка), перепроверку, а также проверку в рамках рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами.
К третьей проверке, перепроверке, а также проверке в рамках рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами допускаются только эксперты, которые по представлению ГЭК были включены в состав предметных комиссий, создаваемых Рособрнадзором.
43. По результатам первой и второй проверки эксперты независимо друг от друга выставляют баллы за каждый ответ на задания экзаменационной работы ЕГЭ с развернутым ответом, за каждый ответ на задания экзаменационной работы ГВЭ. Результаты каждого оценивания вносятся в протокол проверки ПК экзаменационных работ обучающихся, выпускников прошлых лет. Протоколы проверки экзаменационных работ ЕГЭ после заполнения передаются в РИАЦ для дальнейшей обработки.
44. В случае существенного расхождения в баллах, выставленных двумя экспертами, назначается третья проверка. Существенное расхождение в баллах определено в критериях оценивания по соответствующему учебному предмету. Эксперту, осуществляющему третью проверку, предоставляется информация о баллах, выставленных экспертами, ранее проверявшими экзаменационную работу.
45. Распределение экзаменационных работ ЕГЭ между экспертами, расчет баллов по каждому заданию экзаменационной работы ЕГЭ с развернутым ответом, а также определение необходимости третьей проверки осуществляются автоматизировано, с использованием специализированных аппаратно-программных средств РИАЦ.
46. Распределение экзаменационных работ ГВЭ, расчет окончательных баллов экзаменационной работы ГВЭ производится председателем ПК и фиксируется протоколом, который затем передается в ГЭК.





Приложение № 3
к приказу Министерства
образования Омской области
от 22 апреля 2014 г. № 23

ПОЛОЖЕНИЕ
о конфликтной комиссии Омской области при проведении
государственной итоговой аттестации по образовательным
программам среднего общего образования
Список изменяющих документов
(в ред. Приказа Министерства образования Омской области
от 22.05.2015 № 29)

I. Общие положения

1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации", Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 года № 1400 (далее - Порядок).
2. Конфликтная комиссия Омской области при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (далее - Комиссия) создается в соответствии с пунктами 13, 14 Порядка и осуществляет рассмотрение апелляций участников государственной итоговой аттестации (далее - ГИА).
3. Комиссия в своей деятельности руководствуется федеральным и областным законодательством в сфере образования, решениями государственной экзаменационной комиссии Омской области (далее - ГЭК), методическими материалами Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (далее - Рособрнадзор).
4. Состав Комиссии формируется из представителей Министерства образования Омской области (далее - Министерство), учредителей образовательных организаций, органов местного самоуправления, образовательных организаций, научных, общественных и иных организаций. В состав Комиссии не включаются члены ГЭК и предметных комиссий Омской области по проверке экзаменационных работ ГИА.
Состав комиссии утверждается правовым актом Министерства.
(в ред. Приказа Министерства образования Омской области от 22.05.2015 № 29)
5. Комиссия организует свою работу на базе казенного учреждения Омской области "Региональный информационно-аналитический центр системы образования" по адресу: 644000, г. Омск, ул. Куйбышева, д. 69 (далее - РИАЦ). РИАЦ предоставляет для Комиссии помещение, достаточное для осуществления своей непосредственной деятельности.
6. Информационное и организационно-технологическое обеспечение работы Комиссии осуществляет РИАЦ.
7. При рассмотрении апелляции присутствуют лица, указанные в пункте 80 Порядка.
По желанию при рассмотрении апелляции могут присутствовать участник ГИА и (или) его родители (законные представители).

II. Полномочия и функции Комиссии

8. Комиссия принимает и рассматривает апелляции участников ГИА, принимает решение по результатам рассмотрения апелляции об удовлетворении или отклонении апелляции, информирует участников ГИА, а также ГЭК и РИАЦ о принятых решениях.
9. Комиссия принимает и рассматривает апелляции участников ГИА:
1) о нарушении установленного порядка проведения ГИА;
2) о несогласии с выставленными баллами.
Комиссия не рассматривает апелляции по вопросам содержания и структуры заданий по учебным предметам, а также по вопросам, связанным с нарушением участником ГИА требований Порядка и неправильным оформлением экзаменационной работы.
10. Рассмотрение апелляции и проверка изложенных в ней фактов не проводится лицами, принимавшими участие в организации и (или) проведении соответствующего экзамена либо ранее проверявшими экзаменационную работу апеллянта.
11. В целях выполнения своих функций Комиссия вправе запрашивать и получать у уполномоченных лиц и организаций необходимые документы и сведения, в том числе бланки единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ), контрольные измерительные материалы (далее - КИМ), сведения о лицах, присутствовавших в пункте проведения экзамена (далее - ППЭ), иные сведения о соблюдении порядка проведения ГИА.
12. Решения Комиссии оформляются в виде протокола рассмотрения апелляции, в котором указывается решение Комиссии и причины, по которым было принято решение (в случае удовлетворения апелляции), и заверяется подписями членов Комиссии, принимавших участие в рассмотрении, а также привлеченных специалистов РИАЦ и (или) привлеченных экспертов предметной комиссии.

III. Рассмотрение апелляций

13. Апелляцию о нарушении установленного порядка проведения ГИА участник ГИА подает в день проведения экзамена по соответствующему учебному предмету члену ГЭК, не покидая ППЭ.
14. В целях проверки изложенных в апелляции сведений о нарушении порядка проведения ГИА членами ГЭК организуется проведение проверки при участии организаторов, не задействованных в аудитории, в которой сдавал экзамен участник ГИА, технических специалистов и ассистентов, общественных наблюдателей, сотрудников, осуществляющих охрану правопорядка, и медицинских работников. Результаты проверки оформляются в форме заключения. Апелляция и заключение о результатах проверки в тот же день передаются членами ГЭК в Комиссию.
15. В процессе рассмотрения апелляции Комиссия вправе запрашивать у РИАЦ необходимые документы и сведения, в том числе бланки, сведения о лицах, присутствовавших при проведении экзамена, о соблюдении порядка проведения ГИА, а также видеоматериалы из ППЭ.
16. При рассмотрении апелляции о нарушении устанавливаемого порядка проведения ГИА Комиссия рассматривает апелляцию и заключение о результатах проверки и выносит одно из решений:
1) об отклонении апелляции;
2) об удовлетворении апелляции.
При удовлетворении апелляции Комиссия принимает решение об аннулировании результата экзамена участника ГИА. На основании решения Комиссии ГЭК аннулирует результат экзамена и предоставляет участнику ГИА возможность сдать экзамен по соответствующему учебному предмету в иной день, предусмотренный расписанием проведения ЕГЭ.
При отклонении апелляции результат участника ГИА не изменяется и остается действующим.
17. Комиссия рассматривает апелляцию о нарушении установленного порядка проведения ГИА не более двух рабочих дней.
18. После рассмотрения апелляции о нарушении установленного порядка проведения ГИА председатель Комиссии передает в ГЭК для утверждения и руководителю РИАЦ:
1) протокол рассмотрения апелляции с указанием решения Комиссии;
2) заключение по результатам проверки изложенных в апелляции сведений о нарушении установленного порядка проведения ГИА;
3) копию протокола служебного расследования апелляции о нарушении установленного порядка проведения ГИА.
19. Апелляция о несогласии с выставленными баллами подается в течение двух рабочих дней со дня объявления результатов ГИА по соответствующему учебному предмету.
20. Апелляция составляется в письменной форме в двух экземплярах: один передается в Комиссию, другой, с пометкой ответственного лица о принятии ее на рассмотрение в Комиссию, остается у участника ЕГЭ.
Обучающиеся подают апелляцию в образовательную организацию, которой они были допущены в установленном порядке к ГИА, иные участники ЕГЭ подают апелляцию - по решению ГЭК в ППЭ или места, в которых они были зарегистрированы на сдачу ЕГЭ.
21. Руководитель ППЭ или образовательной организации, принявший апелляцию, организовывает доставку апелляции в Комиссию. В исключительных случаях возможна передача информации об апелляции средствами удаленной связи, однако персональные данные апеллянта в электронном формате могут быть переданы только с использованием защищенных каналов связи.
22. Участники ГИА заблаговременно информируются о времени, месте и порядке рассмотрения апелляций.
23. При рассмотрении апелляции о несогласии с выставленными баллами Комиссия запрашивает в РИАЦ, предметной комиссии распечатанные изображения экзаменационной работы, электронные носители, содержащие файлы с цифровой аудиозаписью устных ответов участника ГИА, копии протоколов проверки экзаменационной работы предметной комиссией и КИМ, тексты, темы, задания, билеты, выполнявшиеся участником ГИА, подавшим апелляцию.
Указанные материалы предъявляются участнику ГИА (в случае его участия в рассмотрении апелляции). Участник ГИА письменно подтверждает, что ему предъявлены изображения выполненной им экзаменационной работы, файлы с цифровой аудиозаписью его устного ответа.
Участник ГИА должен удостовериться в правильности распознавания информации его бланков ЕГЭ и в том, что его экзаменационная работа проверена в соответствии с установленными требованиями.
24. В случае обнаружения в процессе рассмотрения апелляции технических ошибок, допущенных при обработке экзаменационной работы апеллянта, Комиссия заполняет соответствующее приложение к протоколу рассмотрения апелляции, в которое вносит все изменения, принятые решением Комиссии.
25. При возникновении спорных вопросов по оцениванию экзаменационной работы Комиссия устанавливает правильность ее оценивания. Для этого к рассмотрению апелляции привлекаются эксперты по соответствующему учебному предмету.
Привлеченные эксперты устанавливают правильность оценивания экзаменационной работы (по всем заданиям КИМ, выполнявшимся участником ГИА, в том числе и по заданиям с выбором ответа или с кратким ответом) и дают соответствующие разъяснения участнику ГИА (его законному представителю).
26. В случае принятия Комиссией решения на основании заключения привлеченных экспертов об изменении баллов за выполнение задания с развернутым ответом Комиссия заполняет соответствующее приложение к протоколу рассмотрения апелляции, в которое вносит все изменения, принятые решением Комиссии. Помимо этого привлеченные эксперты дают заключение о необходимости изменения баллов за развернутый ответ с обязательным указанием на конкретный критерий оценивания, которым соответствует выставляемый ими балл.
27. В случае если эксперты не дают однозначного ответа о правильности оценивания экзаменационной работы участника ГИА, Комиссия обращается в Федеральную комиссию по разработке КИМ по соответствующему учебному предмету с запросом о разъяснениях по содержанию заданий КИМ (в том числе заданий с выбором ответа или с кратким ответом), по критериям оценивания.
28. Комиссия не вправе применять изменения к ответам на задания с выбором ответа и (или) с кратким ответом в случае, когда при записи ответа участник ГИА применял форму записи (в том числе символы), противоречащую указанию к заданию КИМ, а также правилам заполнения бланков ЕГЭ.
29. По результатам рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами Комиссия принимает решение:
1) об отклонении апелляции и сохранении выставленных баллов;
2) об удовлетворении апелляции и изменении баллов.
30. Комиссия свое решение по результатам рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами фиксирует в протоколе рассмотрения апелляции.
31. В случае принятия решения об удовлетворении апелляции Комиссия заполняет соответствующее приложение к протоколу рассмотрения апелляции, в котором отражает выявленные ошибки в обработке и (или) проверке развернутых ответов участника ЕГЭ.
32. В случае удовлетворения апелляции Комиссия оформляет и выдает участнику ГИА уведомление о результатах рассмотрения апелляции с указанием всех изменений, которые были приняты при рассмотрении апелляции и внесены в протокол рассмотрения апелляции и его приложения.
33. Комиссия рассматривает апелляцию о несогласии с выставленными баллами не более четырех рабочих дней с момента ее подачи участником ГИА.
34. С целью пересчета результатов ГИА Комиссия передает протокол рассмотрения апелляции в РИАЦ для внесения информации об апелляции в региональную информационную систему обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и передачи в Федеральный центр тестирования в течение двух календарных дней с момента принятия решения.

IV. Организация работы Комиссии

35. В состав Комиссии входят председатель Комиссии, заместитель(и) председателя Комиссии, ответственный секретарь и другие члены Комиссии.
Председатель Комиссии:
- осуществляет общее руководство работой Комиссии;
- распределяет обязанности между членами Комиссии;
- ведет заседания Комиссии;
- контролирует исполнение решений Комиссии.
Заместитель председателя Комиссии:
- координирует работу членов Комиссии;
- готовит документы, выносимые на рассмотрение Комиссии;
- в случае отсутствия председателя Комиссии выполняет его обязанности.
Ответственный секретарь Комиссии:
- ведет протоколы заседаний Комиссии;
- организует делопроизводство Комиссии;
- осуществляет контроль за своевременным представлением материалов для рассмотрения на заседаниях Комиссии;
- несет ответственность за сохранность документов и иных материалов, рассматриваемых на заседаниях Комиссии.
36. Председатель (заместитель председателя) и члены Комиссии обязаны:
- участвовать в заседаниях Комиссии;
- выполнять возложенные на них функции в соответствии с настоящим Положением и решениями Комиссии;
- соблюдать требования законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих порядок проведения ЕГЭ;
- соблюдать конфиденциальность персональных данных участников ГИА, персональных данных о результатах ЕГЭ до их утверждения в установленном порядке, сведений и промежуточных статистических данных о результатах проведения ЕГЭ, а также установленный режим информационной безопасности при проведении ЕГЭ;
- своевременно информировать ГЭК о возникающих проблемах или трудностях, которые могут привести к нарушению сроков рассмотрения апелляций.
37. В случае нарушения требований конфиденциальности и информационной безопасности, злоупотреблений установленными полномочиями, совершенных из корыстной или иной личной заинтересованности, председатель (заместитель председателя) и члены Комиссии несут ответственность в соответствии с федеральным законодательством.
38. Решения Комиссии принимаются простым большинством голосов от списочного состава Комиссии и оформляются протоколами.
В случае равенства голосов решающим является голос председателя Комиссии.
Решение Комиссии считается правомочным, если на заседании присутствовало не менее половины ее состава.
39. Документами строгой отчетности по основным видам работ Комиссии, которые хранятся в течение года, являются:
- апелляции;
- журнал регистрации апелляций;
- протоколы;
- заключения о результатах проверки сведений, изложенных в апелляции о нарушении порядка проведения ГИА в пункте проведения экзамена.


------------------------------------------------------------------