Распоряжение Губернатора Омской области от 23.04.2014 N 75-р "Об утверждении перспективной схемы развития и размещения организаций социального обслуживания, находящихся в ведении Омской области, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания, до 2020 года"



ГУБЕРНАТОР ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 23 апреля 2014 г. № 75-р

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРСПЕКТИВНОЙ СХЕМЫ РАЗВИТИЯ И РАЗМЕЩЕНИЯ
ОРГАНИЗАЦИЙ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ, НАХОДЯЩИХСЯ В ВЕДЕНИИ
ОМСКОЙ ОБЛАСТИ, ПРЕДОСТАВЛЯЮЩИХ СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ
В СТАЦИОНАРНОЙ ФОРМЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ, ДО 2020 ГОДА
Список изменяющих документов
(в ред. Распоряжений Губернатора Омской области
от 15.08.2014 № 185-р, от 23.12.2014 № 300-р,
от 11.09.2015 № 207-р)

В соответствии с пунктом 17 раздела II плана мероприятий ("дорожная карта") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Омской области (2013 - 2018 годы)", утвержденного распоряжением Правительства Омской области от 10 апреля 2013 года № 46-рп:
(в ред. Распоряжения Губернатора Омской области от 11.09.2015 № 207-р)
1. Утвердить прилагаемую перспективную схему развития и размещения организаций социального обслуживания, находящихся в ведении Омской области, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания, до 2020 года (далее - перспективная схема).
(в ред. Распоряжения Губернатора Омской области от 11.09.2015 № 207-р)
2. Министерству труда и социального развития Омской области в срок до 1 июля 2014 года подготовить необходимые для реализации перспективной схемы изменения в государственную программу Омской области "Социальная поддержка населения", утвержденную постановлением Правительства Омской области от 15 октября 2013 года № 256-п, государственную программу Омской области "Доступная среда", утвержденную постановлением Правительства Омской области от 16 октября 2013 года № 261-п.
3. Главному управлению информационной политики Омской области опубликовать настоящее распоряжение в средствах массовой информации.
4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя Председателя Правительства Омской области Ю.В. Гамбурга.

Губернатор Омской области
В.И.Назаров





Приложение
к распоряжению Губернатора Омской области
от 23 апреля 2014 г. № 75-р

Перспективная схема развития и размещения организаций
социального обслуживания, находящихся в ведении
Омской области, предоставляющих социальные услуги
в стационарной форме социального обслуживания,
до 2020 года
Список изменяющих документов
(в ред. Распоряжений Губернатора Омской области
от 15.08.2014 № 185-р, от 23.12.2014 № 300-р,
от 11.09.2015 № 207-р)

I. Общие положения

1. Перспективная схема развития и размещения организаций социального обслуживания, находящихся в ведении Омской области, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания (далее - стационарные учреждения), до 2020 года (далее - перспективная схема) предусматривает комплекс мер, направленных на оптимизацию сети стационарных учреждений, осуществляющих социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, ликвидацию очередности в стационарные учреждения (далее - очередность) и приведение жилых помещений стационарных учреждений в соответствие с нормативами обеспечения площадью жилых помещений при предоставлении социальных услуг организациями социального обслуживания, находящимися в ведении Омской области (далее - нормативы обеспечения площадью жилых помещений), нежилых помещений стационарных учреждений в соответствие с требованиями пожарной безопасности.
(п. 1 в ред. Распоряжения Губернатора Омской области от 11.09.2015 № 207-р)

II. Характеристика демографической ситуации, современного
состояния стационарного социального обслуживания граждан
пожилого возраста и инвалидов в Омской области,
существующих проблем

2. Согласно демографическому прогнозу Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Омской области численность жителей Омской области будет постепенно снижаться и к 2020 году составит 1 931 тыс. человек (2013 год - 1 973,9 тыс. человек). При этом продолжится процесс старения населения, число граждан пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) увеличится в 2020 году по сравнению с 2014 годом на 71 338 человек (таблица № 1).

Таблица № 1

Прогнозируемое число граждан пожилого возраста
в Омской области

Наименование категории
Численность, чел.
2013 год
2014 год
2015 год
2016 год
2017 год
2018 год
2019 год
2020 год
Граждане пожилого возраста
438 672
449 502
461 273
473 569
484 222
494 195
503 107
510 010

Соотношение полов в перспективе изменится незначительно (к 2020 году число женщин в расчете на 1,0 тыс. мужчин составит 1,2 тыс.).
До 2020 года прогнозируется увеличение численности женщин старше 55 лет на 38,5 тыс. человек, мужчин старше 60 лет - на 32,8 тыс. человек, что составит к 2020 году более 353,0 и 156,0 тыс. человек соответственно (таблица № 2).

Таблица № 2

Прогнозируемая численность женщин и мужчин пожилого
возраста, проживающих на территории Омской области

Наименование категории
Численность, чел.
2013 год
2014 год
2015 год
2016 год
2017 год
2018 год
2019 год
2020 год
Женщины старше 55 лет
315 032
322 327
329 483
336 730
342 684
347 595
351 359
353 568
Мужчины старше 60 лет
123 640
127 175
131 790
136 839
141 538
146 600
151 748
156 442

В таблице № 3 приведены показатели ожидаемой продолжительности жизни на территории Омской области, которые будут увеличиваться с 69,4 года в 2013 году до 71,3 года в 2020 году.

Таблица № 3

Ожидаемая продолжительность жизни
на территории Омской области

Наименование категории
Показатели продолжительности жизни, лет
2013 год
2014 год
2015 год
2016 год
2017 год
2018 год
2019 год
2020 год
общая
69,4
70,1
70,3
70,4
70,7
70,9
71,1
71,3
мужчины
62,9
63,9
64,2
64,5
64,9
65,2
65,4
65,7
женщины
74,5
76,1
76,3
76,1
76,3
76,5
76,6
76,7

3. В последние годы отмечается ежегодное снижение на 1 процент (в среднем 1,5 тыс. человек в год) численности инвалидов, проживающих на территории Омской области. Численность инвалидов, проживающих на территории Омской области, к 2020 году уменьшится ориентировочно на 12,417 тыс. человек по сравнению с 2013 годом (таблица № 4).

Таблица № 4

Прогнозируемая численность инвалидов,
проживающих на территории Омской области

Наименование категории
Численность, чел.
2013 год
2014 год
2015 год
2016 год
2017 год
2018 год
2019 год
2020 год
Инвалиды
150 687
146 865
145 396
143 942
142 503
141 078
139 667
138 270

Вместе с тем за последние 10 лет в Омской области отмечалось увеличение численности инвалидов I и II групп, страдающих хроническими психическими заболеваниями, и в дальнейшем сохранится тенденция к увеличению инвалидов данной категории. К 2020 году прогнозируется увеличение численности инвалидов I и II групп, страдающих хроническими психическими заболеваниями, по сравнению с 2013 годом на 4 процента (420 человек) (таблица № 5).

Таблица № 5

Прогнозируемая численность инвалидов I и II групп,
страдающих хроническими психическими заболеваниями

Наименование категории
Численность, чел.
2013 год
2014 год
2015 год
2016 год
2017 год
2018 год
2019 год
2020 год
Инвалиды I и II групп, страдающие хроническими психическими заболеваниями
10 303
10 363
10 423
10 483
10 543
10 603
10 663
10 723

4. Средняя численность граждан, обратившихся за предоставлением стационарного социального обслуживания, в последние 7 лет составляет около 700 человек в год (таблица № 6).

Таблица № 6

Численность граждан, обратившихся за предоставлением
стационарного социального обслуживания

Наименование категории
Численность, чел.
2007 год
2008 год
2009 год
2010 год
2011 год
2012 год
2013 год
Граждане, обратившиеся за предоставлением стационарного социального обслуживания
743
704
679
698
706
723
645

Стабильно сохраняется высокая численность граждан, обратившихся за стационарным социальным обслуживанием, что обусловлено увеличением числа граждан пожилого возраста (таблица № 1) и инвалидов I и II групп, страдающих хроническими психическими заболеваниями (таблица № 5), уменьшением показателей естественной убыли граждан, проживающих в стационарных учреждениях (таблица № 7).

Таблица № 7

Показатели естественной убыли граждан,
проживающих в стационарных учреждениях

Наименование категории
Численность, чел.
2007 год
2008 год
2009 год
2010 год
2011 год
2012 год
2013 год
Естественная убыль граждан, проживающих в стационарных учреждениях
515
463
412
449
419
426
411

5. Обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется в 15 стационарных учреждениях, а именно: в 10 психоневрологических интернатах (общая мощность - 3 108 коек), 1 геронтологическом центре, 2 домах-интернатах для престарелых и инвалидов, 1 специальном доме-интернате для престарелых и инвалидов (общая мощность - 1 705 коек) и 1 детском доме-интернате для умственно отсталых детей (общая мощность - 250 коек).
(в ред. Распоряжения Губернатора Омской области от 11.09.2015 № 207-р)
Действующая сеть стационарных учреждений не обеспечивает потребность граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих на территории Омской области, в стационарном социальном обслуживании в полном объеме и на протяжении последних лет сохраняется достаточно высокая очередность (таблица № 8).

Таблица № 8

Очередность по типам стационарных учреждений

Наименование показателя
Численность, чел.
на 1 января 2009 года
на 1 января 2010 года
на 1 января 2011 года
на 1 января 2012 года
на 1 января 2013 года
на 1 января 2014 года
Общая очередность, в том числе:
857
820
754
604
633
695
в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, геронтологические центры, специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов
529
440
316
207
223
367
в психоневрологические интернаты
328
380
438
397
410
328

В 2009 - 2012 годы отмечалось незначительное снижение очередности (в среднем на 7 - 8 процентов в год). С 1 января 2013 года наблюдается рост очередности, что обусловлено старением населения Омской области, в том числе ростом количества долгожителей, нуждающихся в круглосуточном стационарном обслуживании, увеличением количества инвалидов I и II групп, страдающих хроническими психическими заболеваниями, уменьшением естественной убыли граждан, проживающих в стационарных учреждениях. При сложившейся тенденции ожидается значительное увеличение очередности. Прогнозируется увеличение очередности в среднем на 70 - 90 человек в год (таблица № 9).

Таблица № 9

Прогнозируемая очередность в случае отсутствия новых
жилых помещений и стационарозамещающих технологий
(в ред. Распоряжения Губернатора Омской области
от 11.09.2015 № 207-р)

Наименование показателя
Численность, чел.
2014 год
2015 год
2016 год
2017 год
2018 год
2019 год
2020 год
Общая очередность, в том числе:
570
630
750
870
990
1120
1247
в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, геронтологический центр, специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов
170
190
235
290
345
405
457
в психоневрологические интернаты
400
440
515
580
645
715
790

6. В настоящее время средний размер жилой площади в расчете на 1 гражданина, проживающего в психоневрологическом интернате, не соответствует нормативам обеспечения площадью жилых помещений и составляет в среднем 4,8 кв.м.
(в ред. Распоряжения Губернатора Омской области от 11.09.2015 № 207-р)
В целях соблюдения нормативов обеспечения площадью жилых помещений требуется создание 813 коек для проживания граждан в стационарных учреждениях. Расчет коечной мощности стационарных учреждений с учетом необходимости расширения действующей сети стационарных учреждений, приведения жилых помещений стационарных учреждений в соответствие с нормативами обеспечения площадью жилых помещений приведен в таблице № 10.
(в ред. Распоряжения Губернатора Омской области от 11.09.2015 № 207-р)

Таблица № 10

РАСЧЕТ
коечной мощности стационарных учреждений с учетом
необходимости расширения действующей сети стационарных
учреждений, приведения жилых помещений стационарных
учреждений в соответствие с нормативами обеспечения
площадью жилых помещений (далее - расчет коечной мощности)
(в ред. Распоряжения Губернатора Омской области
от 11.09.2015 № 207-р)

№ п/п
Наименование стационарного учреждения
Мощность (количество коек)
Количество коек, создаваемых путем строительства и реконструкции объектов стационарных учреждений
Мощность (количество коек) после окончания строительства и реконструкции объектов стационарных учреждений
1
2
3
4
5
1
Бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания Омской области "Андреевский психоневрологический интернат"
267
0
267
2
Бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания Омской области "Атакский психоневрологический интернат"
260
0
260
3
Бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания Омской области "Большекулачинский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов"
195
0
195
4
Автономное стационарное учреждение социального обслуживания Омской области "Драгунский психоневрологический интернат"
372
100
472
5
Автономное стационарное учреждение социального обслуживания Омской области "Екатерининский психоневрологический интернат имени В.П. Ярушкина"
360
0
360
6
Автономное стационарное учреждение социального обслуживания Омской области "Крутинский психоневрологический интернат"
200
0
200
7
Автономное стационарное учреждение социального обслуживания Омской области "Куйбышевский дом-интернат для престарелых и инвалидов"
376
0
376
8
Бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания Омской области "Марьяновский психоневрологический интернат"
375
0
375
9
Автономное стационарное учреждение социального обслуживания Омской области "Нежинский геронтологический центр"
744
0
744
10
Бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания Омской области "Исилькульский дом-интернат для престарелых и инвалидов" <*>
0
213
213
11
Автономное стационарное учреждение социального обслуживания Омской области "Омский психоневрологический интернат"
401
100
501
12
Бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания Омской области "Пушкинский психоневрологический интернат"
237
0
237
13
Бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания Омской области "Таврический дом- интернат для престарелых и инвалидов"
390
0
390
14
Бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания Омской области "Такмыкский психоневрологический интернат"
166
0
166
15
Автономное стационарное учреждение социального обслуживания Омской области "Тарский психоневрологический интернат"
370
0
370
Итого
4 713
413
5 126

--------------------------------
<*> Планируемый расчет коечной мощности в случае принятия решения Правительства Омской области, предусматривающего создание бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания Омской области "Исилькульский дом-интернат для престарелых и инвалидов".

_______________

III. Основные пути решения проблем обеспечения граждан
пожилого возраста и инвалидов в Омской области
стационарным социальным обслуживанием

7. В Омской области проводится планомерная работа по совершенствованию социального обслуживания, в том числе:
1) оптимизация и расширение действующей сети стационарных учреждений;
2) укрепление материально-технической базы стационарных учреждений;
3) приведение стационарных учреждений в соответствие с нормативами обеспечения площадью жилых помещений.
(в ред. Распоряжения Губернатора Омской области от 11.09.2015 № 207-р)
4) исключен. - Распоряжение Губернатора Омской области от 11.09.2015 № 207-р.
В рамках реализации полномочий Министерства труда и социального развития Омской области (далее - Министерство) в сфере социального обслуживания населения Омской области расходы областного бюджета на содержание и развитие стационарных учреждений составили: в 2010 году - 714 000,7 тыс. руб., в 2011 году - 879 000,2 тыс. руб., в 2012 году - 940 690,2 тыс. руб., в 2013 году - 1 065 496,3 тыс. руб.
8. Учитывая дефицит коек в стационарных учреждениях, активно осуществляется внедрение следующих стационарозамещающих технологий: социальное обслуживание на дому, приемная семья для граждан пожилого возраста и инвалидов, образованная в соответствии с постановлением Правительства Омской области от 5 июня 2013 года № 123-п "О совершенствовании социального обслуживания в Омской области и установлении ежемесячной выплаты лицам, осуществляющим уход за гражданами пожилого возраста, инвалидами I, II группы и совершеннолетними недееспособными гражданами" (далее - приемная семья), предоставление социально незащищенным категориям граждан, в том числе гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, жилых помещений в жилых домах муниципального специализированного жилищного фонда поселения Омской области, муниципального района Омской области (далее соответственно - специальные дома, муниципальное образование Омской области), предоставление стационарного социального обслуживания юридическими лицами (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) и индивидуальными предпринимателями (далее - частные организации), выплата пожизненной ренты по договорам пожизненной ренты в соответствии с постановлением Правительства Омской области от 4 июня 2014 года № 107-п "Об утверждении Положения о приобретении жилых помещений в собственность Омской области по договорам пожизненной ренты" (далее - пожизненная рента), выплата ежемесячного денежного вознаграждения за осуществление опеки опекунам, заключившим договор об осуществлении опеки над совершеннолетними недееспособными гражданами на возмездных условиях в соответствии с постановлением Правительства Омской области от 2 июля 2014 года № 140-п "Об утверждении Порядка назначения и выплаты ежемесячного денежного вознаграждения за осуществление опеки опекунам, заключившим договор об осуществлении опеки над совершеннолетними недееспособными гражданами" (далее - ежемесячное вознаграждение).
(в ред. Распоряжения Губернатора Омской области от 11.09.2015 № 207-р)
9. Предоставление социального обслуживания на дому.
Ежегодно почти 28 тыс. граждан пожилого возраста и инвалидов в Омской области получают необходимые социальные услуги в надомных условиях.
С 2010 года активно развивается предоставление на дому услуг сиделки тяжелобольным гражданам пожилого возраста и инвалидам, нуждающимся в постоянном постороннем уходе. В 2009 году услуги сиделки получили 238 человек, в 2010 году - 481 человек, в 2011 году - 647 человек, в 2012 году - 770 человек, в 2013 году - 1 092 человека, в дальнейшем планируется увеличение числа граждан, получивших услуги сиделки (таблица № 11).

Таблица № 11

Прогнозируемое число граждан, получивших услуги сиделки
(в ред. Распоряжения Губернатора Омской области
от 11.09.2015 № 207-р)

Наименование показателя
Численность, чел.
2013 год
2014 год
2015 год
2016 год
2017 год
2018 год
2019 год
2020 год
Число граждан, получивших услуги сиделки, в том числе:
1 092
1 162
1 390
1 400
1 410
1 420
1 430
1 440
нуждающиеся в стационарном социальном обслуживании
430
460
510
540
565
593
625
657

К 2020 году число граждан, получивших услуги сиделки, увеличится на 348 человек. Сложившаяся практика показывает, что численность граждан, нуждающихся в стационарном социальном обслуживании, получивших услуги сиделки, увеличится с 430 человек в 2013 году до 657 человек к концу 2020 года. Указанные граждане являются потенциальными клиентами стационарных учреждений.
(в ред. Распоряжения Губернатора Омской области от 11.09.2015 № 207-р)
Услуги сиделки оказываются в рамках предоставления дополнительных социальных услуг, не входящих в стандарты социальных услуг, предусмотренные Порядком предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Омской области от 24 декабря 2014 года № 361-п (далее соответственно - стандарты социальных услуг, Порядок).
(в ред. Распоряжения Губернатора Омской области от 11.09.2015 № 207-р)
С учетом стоимости содержания 1 человека в стационарном учреждении (в среднем 24,0 тыс. руб.) (далее - средняя стоимость содержания) расходы областного бюджета на содержание 657 человек в указанных учреждениях к концу 2020 года составят 15 768,0 тыс. руб. в месяц (189 216,0 тыс. руб. в год).
(в ред. Распоряжения Губернатора Омской области от 11.09.2015 № 207-р)
Таким образом, экономический эффект от применения такой стационарозамещающей технологии ориентировочно составит к концу 2020 года 189 216,0 тыс. руб. в год.
(в ред. Распоряжения Губернатора Омской области от 11.09.2015 № 207-р)
10. Приемная семья.
Постановлением Правительства Омской области от 5 июня 2013 года № 123-п "О совершенствовании социального обслуживания в Омской области и установлении ежемесячной выплаты лицам, осуществляющим уход за гражданами пожилого возраста, инвалидами I, II группы и совершеннолетними недееспособными гражданами" установлена ежемесячная выплата лицам, осуществляющим уход за гражданами пожилого возраста, инвалидами I, II группы и совершеннолетними недееспособными гражданами (далее - ежемесячная выплата). Ежемесячная выплата при осуществлении ухода за одинокими или одиноко проживающими гражданами пожилого возраста (мужчины старше 60 лет, женщины старше 55 лет), инвалидами II группы и совершеннолетними недееспособными гражданами, нуждающимися в постоянном или временном постороннем уходе в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности, составляет 9 580 руб. в месяц, а при осуществлении ухода за инвалидами I группы - 12 774 руб. в месяц.
По состоянию на 1 июня 2015 года организовано 228 приемных семей.
(в ред. Распоряжения Губернатора Омской области от 11.09.2015 № 207-р)
Прогнозируемая численность приемных семей в связи с введением ежемесячной выплаты к 2020 году составит не менее 400, что соответственно повлечет уменьшение очередности (таблица № 12).
(в ред. Распоряжения Губернатора Омской области от 11.09.2015 № 207-р)

Таблица № 12

Прогнозируемая динамика организации приемных семей
(в ред. Распоряжения Губернатора Омской области
от 11.09.2015 № 207-р)

Наименование показателя
Количество, ед.
2013 год
2014 год
2015 год
2016 год
2017 год
2018 год
2019 год
2020 год
Приемная семья
105
140
288
320
340
360
380
400

С учетом статистических данных на 1 января 2014 года соотношение долей инвалидов I группы, совершеннолетних недееспособных граждан и одиноких или одиноко проживающих граждан и инвалидов II группы, проживающих в стационарных учреждениях, составляет - 1:1,8:3,5. Сопоставляя указанные данные с количеством приемных семей, которое планируется создать к концу 2020 года, можно сделать вывод, что из 400 человек, 68 - это инвалиды I группы, 115 - совершеннолетние недееспособные граждане и одинокие или одиноко проживающие граждане, 217 - инвалиды II группы. Общая сумма ежемесячных выплат составит 4 049,2 тыс. руб. (48 590,3 тыс. руб. в год). В случае предоставления данным гражданам стационарного социального обслуживания с учетом средней стоимости содержания расходы областного бюджета составят 9 600,0 тыс. руб. в месяц (115 200,0 тыс. руб. в год).
(в ред. Распоряжения Губернатора Омской области от 11.09.2015 № 207-р)
Таким образом, экономический эффект от применения данной стационарозамещающей технологии по сравнению со стационарным социальным обслуживанием к концу 2020 года ориентировочно составит 66 609,7 тыс. руб. в год.
(в ред. Распоряжения Губернатора Омской области от 11.09.2015 № 207-р)
11. Предоставление социально незащищенным категориям граждан, в том числе гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, жилых помещений в специальных домах.
По состоянию на 1 января 2015 года в 17 муниципальных районах Омской области функционируют 19 специальных домов, в которых проживает более 500 человек. Бюджетными учреждениями Омской области - комплексными центрами социального обслуживания населения гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в специальных домах, предоставляются социальные услуги в соответствии со стандартами социальных услуг, предусмотренными Порядком. Оказание социальных услуг в специальных домах обеспечивает решение бытовых проблем, с которыми сталкиваются граждане пожилого возраста и инвалиды в повседневной жизни, организацию их досуговой деятельности и проведение мероприятий по уходу, необходимых в связи с состоянием здоровья граждан пожилого возраста и инвалидов.
(в ред. Распоряжения Губернатора Омской области от 11.09.2015 № 207-р)
Абзац исключен. - Распоряжение Губернатора Омской области от 11.09.2015 № 207-р.
В целях сохранения специальных домов в рамках реализации государственной программы Омской области "Социальная поддержка населения", утвержденной постановлением Правительства Омской области от 15 октября 2013 года № 256-п, предусмотрено предоставление субсидий местным бюджетам на софинансирование расходов местных бюджетов на проведение капитального, текущего ремонта специальных домов, а также жилых домов муниципального специализированного жилищного фонда муниципальных образований Омской области, подлежащих включению в специальные дома, и нежилых помещений (зданий, сооружений), находящихся в собственности муниципальных образований Омской области, переводимых в жилые дома муниципального жилищного фонда муниципальных образований Омской области, подлежащих включению в специальные дома, в том числе в 2014 году на сумму 20 000,0 тыс. руб., 2015 - 2016 годах - по 10 000,0 тыс. руб., 2017 - 2020 годах - по 20 000,0 тыс. руб. (далее - субсидии местным бюджетам).
(в ред. Распоряжения Губернатора Омской области от 11.09.2015 № 207-р)
Таким образом, в 2020 году в результате развития специальных домов планируется увеличение числа проживающих в них граждан с 500 до 600 граждан, являющихся потенциальными клиентами стационарных учреждений (таблица № 13).

Таблица № 13

Прогноз развития специальных домов
(в ред. Распоряжения Губернатора Омской области
от 11.09.2015 № 207-р)

Наименование показателя
Число специальных домов/чел.
2013 год
2014 год
2015 год
2016 год
2017 год
2018 год
2019 год
2020 год
Специальные дома
18/500
18/500
19/526
21/540
22/555
23/570
24/585
25/600

С учетом максимальной суммы субсидий местным бюджетам (20 000,0 тыс. руб. в год) и среднего размера расходов областного бюджета на 1 проживающего в специальных домах (4 597,9 руб. в месяц) (на заработную плату сотрудников, обслуживающих граждан, и оплату коммунальных услуг) общая сумма расходов областного бюджета на содержание 600 граждан к концу 2020 года составит ориентировочно 53 104,9 тыс. руб. в год.
Учитывая среднюю стоимость содержания, расходы областного бюджета на содержание 600 граждан в стационарных учреждениях к концу 2020 года составят ориентировочно 14 400,0 тыс. руб. в месяц (172 800,0 тыс. руб. в год).
Таким образом, экономический эффект от применения данной стационарозамещающей технологии составит к концу 2020 года ориентировочно 119 695,1 тыс. руб.
12. Развитие частных организаций.
Постановлением Правительства Омской области от 24 сентября 2013 года № 225-п "Об утверждении Порядка предоставления субсидий в сфере социальной политики юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) и индивидуальным предпринимателям" предусматривается предоставление субсидий частным организациям на финансовое обеспечение (возмещение) затрат в сфере социальной политики на оказание услуг в сфере социального обслуживания населения Омской области (далее - субсидия в сфере социальной политики).
(в ред. Распоряжения Губернатора Омской области от 11.09.2015 № 207-р)
Предоставление частным организациям субсидий в сфере социальной политики позволит снизить очередность.
В настоящее время в Тарском муниципальном районе Омской области создана частная организация, в которой проживает 28 человек. В 2015 году планируется увеличить число проживающих до 50 человек, к 2017 году - до 70 человек. По прогнозным данным Министерства с 2014 года ожидается ежегодное открытие по одной частной организации в муниципальных районах Омской области (таблица № 14).

Таблица № 14

Прогноз развития частных организаций
(в ред. Распоряжения Губернатора Омской области
от 11.09.2015 № 207-р)

Наименование показателя
Количество, число/чел.
2013 год
2014 год
2015 год
2016 год
2017 год
2018 год
2019 год
2020 год
Частная организация
1/20
2/60
4/110
5/130
6/150
7/170
8/190
9/210

С учетом предоставляемых субсидий в сфере социальной политики (из расчета 14,0 тыс. руб. на 1 человека) к концу 2020 года планируемые расходы областного бюджета на содержание 210 граждан, проживающих в 9 частных организациях, составят 2 940,0 тыс. руб. в месяц (35 280,0 тыс. руб. в год).
(в ред. Распоряжения Губернатора Омской области от 11.09.2015 № 207-р)
В случае проживания граждан пожилого возраста и инвалидов в стационарных учреждениях с учетом средней стоимости содержания расходы областного бюджета на содержание 210 человек к концу 2020 года составят 5 040,0 тыс. руб. в месяц (60 480,0 тыс. руб. в год).
(в ред. Распоряжения Губернатора Омской области от 11.09.2015 № 207-р)
Таким образом, экономический эффект от использования данной стационарозамещающей технологии составит к концу 2020 года ориентировочно 25 200,0 тыс. руб.
(в ред. Распоряжения Губернатора Омской области от 11.09.2015 № 207-р)
13. Исключен. - Распоряжение Губернатора Омской области от 11.09.2015 № 207-р.
14. Выплата пожизненной ренты.
В качестве плательщика пожизненной ренты от имени Омской области выступает Министерство, в качестве получателей пожизненной ренты определены одиноко проживающие пенсионеры, достигшие возраста 75 лет, супружеские пары, в которых каждый супруг достиг возраста 75 лет, одиноко проживающие инвалиды I группы, достигшие возраста 65 лет, и одиноко проживающие инвалиды II группы, достигшие возраста 70 лет, имеющие на праве собственности благоустроенное жилое помещение, расположенное на территории Омской области (за исключением жилых помещений, находящихся в домах деревянной постройки, домах гостиничного типа, комнат в коммунальных квартирах).
(в ред. Распоряжения Губернатора Омской области от 11.09.2015 № 207-р)
В таблице № 15 приведен прогноз количества граждан, являющихся получателями пожизненной ренты.
(в ред. Распоряжения Губернатора Омской области от 11.09.2015 № 207-р)

Таблица № 15

Прогноз количества заключенных договоров пожизненной ренты
(в ред. Распоряжения Губернатора Омской области
от 11.09.2015 № 207-р)

Наименование показателя
Количество граждан, являющихся получателями пожизненной ренты, чел.
2014 год
2015 год
2016 год
2017 год
2018 год
2019 год
2020 год
Пожизненная рента
30
2
5
8
12
16
20

Размер пожизненной ренты составляет от 8,9 тыс. руб. до 11,1 тыс. руб. в зависимости от характеристик жилого помещения. С учетом изложенного к концу 2020 года расходы областного бюджета на выплату пожизненной ренты ориентировочно составят 180,6 тыс. руб. (2 166,9 тыс. руб. в год).
(в ред. Распоряжения Губернатора Омской области от 11.09.2015 № 207-р)
В случае проживания граждан, нуждающихся в стационарном социальном обслуживании, в стационарных учреждениях с учетом средней стоимости содержания расходы областного бюджета на содержание 20 человек к концу 2020 года составят ориентировочно 480,0 тыс. руб. в месяц (5 760,0 тыс. руб. в год).
(в ред. Распоряжения Губернатора Омской области от 11.09.2015 № 207-р)
Таким образом, экономический эффект от применения данной стационарозамещающей технологии составит к концу 2020 года ориентировочно 3 593,1 тыс. руб.
(в ред. Распоряжения Губернатора Омской области от 11.09.2015 № 207-р)
15. Выплата ежемесячного вознаграждения.
(в ред. Распоряжения Губернатора Омской области от 11.09.2015 № 207-р)
Выплата ежемесячного вознаграждения повысит заинтересованность граждан в установлении опеки, продлит нахождение совершеннолетних недееспособных граждан в привычных условиях и таким образом снизит очередность в психоневрологические интернаты. По состоянию на 1 января 2015 года очередность в психоневрологические интернаты составляет 258 человек, из которых совершеннолетними недееспособными гражданами являются 9 человек.
(в ред. Распоряжения Губернатора Омской области от 11.09.2015 № 207-р)
В настоящее время на территории Омской области проживает 4 501 совершеннолетний недееспособный гражданин, из них 2 512 проживают с опекунами, в том числе 465 с неработающими опекунами, не достигшими возраста 65 лет, 428 проживают отдельно от опекунов, 1 619 - в психоневрологических интернатах.
(в ред. Распоряжения Губернатора Омской области от 23.12.2014 № 300-р)
Предоставление ежемесячного вознаграждения осуществляется опекунам, отвечающим условиям, предусмотренным пунктом 1 статьи 42.1 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан, что позволит 465 совершеннолетним недееспособным гражданам остаться в привычной для них социальной среде и сократить количество претендентов на получение стационарного социального обслуживания в психоневрологических интернатах.
(в ред. Распоряжения Губернатора Омской области от 11.09.2015 № 207-р)
В таблице № 16 представлен прогноз количества опекунов, которым будет предоставлено ежемесячное вознаграждение.

Таблица № 16

Прогноз количества опекунов,
которым будет предоставлено ежемесячное вознаграждение
(в ред. Распоряжения Губернатора Омской области
от 11.09.2015 № 207-р)

Наименование показателя
Количество опекунов, чел.
2014 год
2015 год
2016 год
2017 год
2018 год
2019 год
2020 год
Ежемесячное вознаграждение
495
850
860
870
880
890
900

Размер ежемесячного вознаграждения составляет 6,4 тыс. руб.
С учетом изложенного к концу 2020 года расходы областного бюджета на ежемесячное вознаграждение 900 опекунам ориентировочно составят 5 760,0 тыс. руб. (69 120,0 тыс. руб. в год).
(в ред. Распоряжения Губернатора Омской области от 11.09.2015 № 207-р)
В случае проживания граждан, нуждающихся в стационарном социальном обслуживании, в стационарных учреждениях с учетом средней стоимости содержания расходы областного бюджета на 900 граждан к концу 2020 года составят 21 600,0 тыс. руб. в месяц (259 200,0 тыс. руб. в год).
(в ред. Распоряжения Губернатора Омской области от 11.09.2015 № 207-р)
Экономический эффект от применения данной стационарозамещающей технологии составит к концу 2020 года ориентировочно 190 000,0 тыс. руб.
(в ред. Распоряжения Губернатора Омской области от 11.09.2015 № 207-р)
16. Таким образом, суммарный экономический эффект при применении вышеуказанных стационарозамещающих технологий составит 594 313,9 тыс. руб. в год.
(в ред. Распоряжения Губернатора Омской области от 11.09.2015 № 207-р)
17. Между тем реализация мероприятий, указанных в пунктах 9 - 15 перспективной схемы, не позволит полностью ликвидировать очередность, а также привести размеры жилой площади в них в соответствие с нормативами обеспечения площадью жилых помещений.
(в ред. Распоряжения Губернатора Омской области от 11.09.2015 № 207-р)
В таблице № 17 приведены сравнительные показатели, характеризующие изменение результата реализации стационарозамещающих технологий с 2013 по 2020 годы и потребность в местах в стационарные учреждения.

Таблица № 17

Сравнительные показатели, характеризующие изменение
результата реализации стационарозамещающих технологий
с 2013 по 2020 год и потребность в местах
в стационарные учреждения
(в ред. Распоряжения Губернатора Омской области
от 11.09.2015 № 207-р)

Показатель изменения результата реализации стационарозамещающих технологий с 2013 по 2020 год, чел.
Потребность в местах в стационарные учреждения, до 2020 года, чел.
Предоставление социального обслуживания на дому
227
Очередность
1 247
Приемная семья
295
Предоставление социально незащищенным категориям граждан жилых помещений в специальных домах
100
Развитие частных организаций
190
Пожизненная рента
20
Количество человек, которые будут размещены в стационарных учреждениях при увеличении количества коек, создаваемых путем строительства и реконструкции объектов стационарных учреждений
413
Ежемесячное вознаграждение
415
Итого
1 247

1 660

Приведенные данные показывают, что рост потребности в местах в стационарных учреждениях (1660 мест к 2020 году) создаст дефицит 413 коек в стационарных учреждениях, несмотря на развитие стационарозамещающих технологий, которые к 2020 году охватят 1247 человека.
(в ред. Распоряжений Губернатора Омской области от 23.12.2014 № 300-р, от 11.09.2015 № 207-р)

IV. Выводы и предложения

18. Кардинальным решением проблемы очередности является реализация планируемых мероприятий перспективной схемы согласно приложению.
Мероприятия перспективной схемы предусматривают строительство и реконструкцию 7 объектов стационарных учреждений (далее - объекты), из которых 4 объекта (1 стационарное учреждение, 2 жилых корпуса, 1 административный корпус) являются объектами незавершенного строительства. Также планируется ввести в эксплуатацию 3 объекта в целях улучшения социального обслуживания граждан и выполнения нормативов обеспечения площадью жилых помещений.
(в ред. Распоряжения Губернатора Омской области от 11.09.2015 № 207-р)
Реализация мероприятий перспективной схемы и мероприятий, не включенных в государственную программу Омской области "Социальная поддержка населения", утвержденную постановлением Правительства Омской области от 15 октября 2013 года № 256-п, государственную программу Омской области "Доступная среда", утвержденную постановлением Правительства Омской области от 16 октября 2013 года № 261-п, потребует дополнительного выделения средств из областного бюджета, привлечения средств частных инвесторов и внесения изменений в указанные государственные программы Омской области.
(в ред. Распоряжения Губернатора Омской области от 23.12.2014 № 300-р)
Прогнозный объем капитальных вложений в объекты собственности Омской области на реализацию мероприятий, предусмотренных перспективной схемой, составит 1 005 690,61 тыс. руб.
(в ред. Распоряжений Губернатора Омской области от 15.08.2014 № 185-р, от 23.12.2014 № 300-р, от 11.09.2015 № 207-р)
В результате реализации перспективной схемы коечная мощность стационарных учреждений будет увеличена на 413 коек, в том числе на 313 коек в стационарных учреждениях общего типа и на 100 коек в психоневрологических интернатах, что позволит ликвидировать очередность и обеспечить предоставление гражданам пожилого возраста и инвалидам стационарного социального обслуживания в соответствии со стандартом социальных услуг, предоставляемых в стационарной форме социального обслуживания, предусмотренным Порядком, и нормативами обеспечения площадью жилых помещений к 2020 году.
(в ред. Распоряжения Губернатора Омской области от 11.09.2015 № 207-р)

_______________





Приложение
к перспективной схеме развития и размещения
организаций социального обслуживания,
находящихся в ведении Омской области,
предоставляющих социальные услуги
в стационарной форме социального
обслуживания, до 2020 года

Планируемые мероприятия
перспективной схемы развития и размещения организаций
социального обслуживания, находящихся в ведении Омской
области, предоставляющих социальные услуги в стационарной
форме социального обслуживания, до 2020 года
Список изменяющих документов
(в ред. Распоряжения Губернатора Омской области
от 11.09.2015 № 207-р)

№ п/п
Наименование мероприятия
Стоимость объекта (остаточная), тыс. руб.
2014
(тыс. руб.)
2015
(тыс. руб.)
2016
(тыс. руб.)
2017
(тыс. руб.)
2018
(тыс. руб.)
2019
(тыс. руб.)
2020
(тыс. руб.)
Год ввода в эксплуатацию
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
1
Строительство в с. Алексеевка Любинского района жилого корпуса на 100 мест с приемно-карантинным отделением, изолятором и лечебным комплексом автономного стационарного учреждения социального обслуживания Омской области (далее - АСУСО) "Драгунский психоневрологический интернат" <*>
20 000,0
20 000,0
-
-
-
-
-
-
2014
2
Реконструкция комплекса зданий бюджетного учреждения Омской области "Комплексный центр социального обслуживания населения Исилькульского района" под размещение Исилькульского дома-интерната для престарелых и инвалидов" <*>, <**>
223 082,54
150 718,6
72 363,94
-
-
-
-
-
2015
3
Реконструкция банно-прачечного комплекса в бюджетном стационарном учреждении социального обслуживания Омской области (далее - БСУСО) "Атакский психоневрологический интернат" <**>
27 000,0
-
-
27 000,0

-
-
-
2016
4
Реконструкция банно-прачечного комплекса в БСУСО "Андреевский психоневрологический интернат" <**>
47 000,0
-
-
-
47 000,0
-
-
-
2017
5
Строительство спального корпуса на 100 мест со столовой, спортивным и культурно-досуговым блоками в АСУСО "Омский психоневрологический интернат" <*>
378 667,07
-
-
98 667,07
120 000,0
160 000,0
-
-
2018
6
Строительство административного корпуса с приемно-карантинным отделением в АСУСО "Омский психоневрологический интернат" <*>
184 941,0
-
-
-
-
-
90 000,0
94 941,0
2020
7
Строительство изолятора и административного корпуса в БСУСО "Такмыкский психоневрологический интернат"
105 000,0
-
-
-
-
5 000,0
50 000,0
50 000,0
2020
Итого
1 005 690,61
170 718,6
72 363,94
125 667,07
167 000,0
165 000,0
140 000,0
144 941,0
-

--------------------------------
<*> объекты незавершенного строительства;
<**> объекты софинансирования с Пенсионным фондом Российской Федерации.

_______________


------------------------------------------------------------------