Решение Омского областного суда от 31.07.2014 N 3-21/2014 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими пунктов 1, 3 приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 16.01.2014 N 2/1 "Об установлении тарифа на питьевую воду для потребителей общества с ограниченной ответственностью "Тара-водопровод", Тарский муниципальный район Омской области">



ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 31 июля 2014 г. № 3-21/2014

Омский областной суд в составе
председательствующего судьи Ершовой Л.А.
при секретаре Фоминой С.Л.
с участием прокурора Сафроновой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 31 июля 2014 г. гражданское дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Тара-водопровод" о признании недействующим приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 16 января 2014 г. № 2/1 "Об установлении тарифа на питьевую воду для потребителей общества с ограниченной ответственностью "Тара-водопровод", Тарский муниципальный район Омской области" в части пунктов 1, 3,

установил:

приказом Региональной энергетической комиссии Омской области (далее - РЭК Омской области) от 16 января 2014 г. № 2/1 "Об установлении тарифа на питьевую воду для потребителей общества с ограниченной ответственностью "Тара-водопровод", Тарский муниципальный район Омской области" установлен и введен в действие с момента вступления в силу по 31 декабря 2014 г. тариф на питьевую воду для указанной категории потребителей с утверждением производственной программы согласно приложению к настоящему приказу.
Приказ опубликован на официальном портале Правительства Омской области (http://www.omskportal.ru, http://www.омская-область.рф) 17 января 2014 г. (л.д. 41 - 42, 11, 52).
Пунктом 1 приказа предусмотрено, что тариф на питьевую воду, поставляемую потребителям регулируемой организацией, составляет:
- для населения и для прочих потребителей - с момента вступления приказа в силу по 31 декабря 2014 г. (НДС не предусмотрен) - 40,37 руб./куб.м.
Пунктом 3 приказа признан утратившим силу приказ Региональной энергетической комиссии Омской области от 20 ноября 2012 г. № 281/56 "Об установлении тарифа на питьевую воду для потребителей Общества с ограниченной ответственностью "Водоснабжение", Тарский муниципальный район Омской области".
Общество с ограниченной ответственностью "Тара-водопровод" (далее - ООО "Тара-водопровод") обратилось в суд с заявлением о признании недействующими пунктов 1, 3 приказа РЭК Омской области от 16 января 2014 г. № 2/1.
В обоснование требований указано, что ООО "Тара-водопровод" осуществляет эксплуатацию имущественного комплекса объектов водоснабжения и водоотведения г. Тара Омской области, переданных ему по договору субаренды имущественного комплекса объектов водоснабжения Тарского городского поселения Тарского муниципального района Омской области от 28 мая 2013 г., заключенного между ООО "НовоТЕК" (арендодатель) и ООО "Тара-водопровод" (субарендатор).
ООО "НовоТЕК" получило указанное имущество по договору аренды с Администрацией Тарского городского поселения Тарского муниципального района Омской области от 13 мая 2013 г.
При установлении тарифа на питьевую воду РЭК Омской области из состава заявленных обществом расходов исключила расходы по арендной плате, поскольку в составе арендной платы не выделена сумма амортизационных отчислений.
Ссылаясь на положения пунктов 22, 38, 44 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 406, пунктов 15, 20 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных этим же Постановлением, части 2 статьи 3, части 2 статьи 41.3 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", части 2 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации, представитель заявителя указала на отсутствие правовых оснований для невключения в тариф расходов по арендной плате, нарушение прав и законных интересов общества в сфере экономической деятельности (том 1, л.д. 3 - 6, 71, том 2, л.д. 1, 2 - 3).
В судебном заседании представитель ООО "Тара-водопровод" Самарина Е.С. заявленные требования поддержала.
Представитель РЭК Омской области Ванюкова Ю.А. против удовлетворения заявления возражала, ссылаясь на принятие оспариваемого приказа с соблюдением установленного порядка, отсутствие нарушений при установлении тарифа на питьевую воду для потребителей ООО "Тара-водопровод" (письменный отзыв - том 1, л.д. 39 - 40, 184).
Представитель Администрации Тарского городского поселения Тарского муниципального района Омской области в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (том 1, л.д. 210, том 2, л.д. 13).
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Сафроновой Л.А., полагавшей, что основания для удовлетворения требований заявителя отсутствуют, суд приходит к следующим выводам.
Правовые основы экономических отношений в сфере водоснабжения и водоотведения регламентированы Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с пунктом 1 "Положения о Региональной энергетической комиссии Омской области", утвержденного постановлением Правительства Омской области от 2 ноября 2011 г. № 212-п (в редакции от 12 сентября 2012 г.), РЭК Омской области является органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим государственное регулирование и региональный государственный контроль (надзор) в сфере теплоснабжения, электроэнергетики, коммунального комплекса и естественных монополий, контроль за соблюдением порядка ценообразования в пределах своей компетенции на территории Омской области, государственное регулирование цен, тарифов, платы, наценок, ставок, надбавок на товары и услуги, регулирование которых в соответствии с федеральным законодательством осуществляется органами исполнительной власти Омской области.
В числе основных задач комиссии предусмотрено установление подлежащих государственному регулированию цен, тарифов, наценок, ставок, надбавок на товары и услуги, обеспечение экономической обоснованности затрат, включаемых в состав регулируемых цен, тарифов, наценок, ставок, надбавок на товары, услуги (пп. 1, 7 п. 8 Положения).
К полномочиям комиссии отнесено установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (пп. 1 п. 13.1 Положения).
Согласно пункту 3 "Положения о Региональной энергетической комиссии Омской области" комиссия издает правовые акты в форме приказов и распоряжений по вопросам, отнесенным к ее компетенции федеральным и областным законодательством.
Таким образом, оспариваемый приказ принят РЭК Омской области в пределах предоставленных законом полномочий и в предусмотренной форме, его опубликование произведено в установленном порядке в соответствии с пунктом 3 Указа Губернатора Омской области от 30 марта 2004 года № 74 "О порядке опубликования и вступления в силу правовых актов Губернатора Омской области, Правительства Омской области, других органов исполнительной власти Омской области" (в редакции от 14 ноября 2013 г.).
Частью 1 статьи 33 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" установлено, что государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В силу части 8 статьи 32 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" тарифы в сфере холодного водоснабжения и водоотведения устанавливаются в виде одноставочных, двухставочных и многоставочных тарифов в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Расчет тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется исходя из объема поставленных товаров, оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки, рассчитанной одним из четырех методов, к которым отнесен метод экономически обоснованных расходов (затрат). Расчет осуществляется с учетом экономически обоснованных расходов (затрат), необходимых для реализации инвестиционных и производственных программ (часть 1 статьи 32 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении").
Период действия тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, установленных с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат), составляет не менее одного года, если иное не предусмотрено федеральными законами или Правительством Российской Федерации (часть 10 статьи 32 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении").
Порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения с применением методов регулирования тарифов, предусмотренных настоящей статьей, устанавливается основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 406, в систему регулируемых тарифов в сфере холодного водоснабжения входит тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение).
В соответствии с положениями пункта 38 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 406, при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на очередной период регулирования расходов, в том числе расходов на арендную плату, лизинговые платежи, концессионную плату с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 44 настоящего документа.
Согласно положениям пункта 44 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения расходы на арендную плату и лизинговые платежи в отношении централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем, определяются органом регулирования тарифов в размере, не превышающем экономически обоснованный размер такой платы, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом.
Экономически обоснованный размер арендной платы или лизингового платежа определяется исходя из принципа возмещения арендодателю (лизингодателю) амортизации, налогов на имущество, в том числе на землю, и других обязательных платежей собственника передаваемого в аренду (лизинг) имущества, связанных с владением указанным имуществом. Экономически обоснованный уровень размера арендной платы или лизингового платежа не может превышать размер, установленный в конкурсной документации или документации об аукционе, если арендная плата (лизинговый платеж) являлись критерием конкурса или аукциона на заключение соответствующего договора.
Таким образом, определение объема суммы арендной платы, подлежащей включению в необходимую валовую выручку в виде налога на имущество и амортизационных отчислений, фактически исключает из прочих расходов часть арендной платы, составляющей доход арендодателя от сдачи имущества в аренду.
Из материалов дела следует, что 13 мая 2013 г. между Тарским городским поселением Тарского муниципального района Омской области и ООО "НовоТЕК" по результатам проведения открытого конкурса заключены договоры аренды имущественного комплекса объектов водоснабжения и водоотведения Тарского муниципального района Омской области (том 1, л.д. 123 - 177).
Указанные имущественные комплексы объектов водоснабжения и водоотведения Тарского муниципального района Омской области переданы ООО "НовоТЕК" (арендодателем) в пользование заявителю по договору субаренды от 28 мая 2013 г., заключенному с ООО "Тара-водопровод" (субарендатор) (том 1, л.д. 62 - 71, 185 - 199).
25 ноября 2013 г. в РЭК Омской области поступило заявление ООО "Тара-водопровод" и обосновывающие материалы для установления тарифа на питьевую воду на 2014 год.
По результатам рассмотрения представленных документов специалистами РЭК Омской области 14 января 2014 г. составлено заключение по рассмотрению дела № 09-9/223 об установлении экономически обоснованного тарифа на питьевую воду, поставляемую ООО "Тара-водопровод".
Из протокола заседания правления РЭК Омской области от 16 января 2014 г., приложения к протоколу следует, что расчет тарифа произведен методом установления экономически обоснованных расходов. При определении расходов учитывались показатели инфляции (индексы), установленные сценарными условиями функционирования экономики Российской Федерации и основными параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годы, разработанного Минэкономразвития России и одобренного на заседании Правительства Российской Федерации 19 сентября 2013 г. На 2014 год были применены следующие индексы-дефляторы: на электроэнергию - 107,2%, на фонд оплаты труда, прочие расходы - 104,8%. При этом отказано во включении в тариф суммы арендной платы в размере 1416,00 тыс. руб. в связи с отсутствием данных об экономически обоснованном размере арендной платы в соответствии с пунктом 44 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (том 1 л.д. 43 - 44, 45, 47 - 51).
В соответствии с положениями части 1 статьи 256 Налогового кодекса Российской Федерации амортизируемым имуществом в целях настоящей главы признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено настоящей главой), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации.
Порядок начисления амортизации объектов имущества, составляющих государственную (муниципальную) казну, регламентирован приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению" (далее - Единый план счетов бухгалтерского учета).
Согласно пункту 94 Единого плана счетов бухгалтерского учета по объектам материальных и нематериальных основных фондов, составляющим государственную (муниципальную) казну публично-правового образования, амортизация отражается в следующем порядке:
- на объекты нефинансовых активов с даты их включения в состав государственной (муниципальной) казны амортизация не начисляется, если иное не установлено нормативным правовым актом финансового органа публично-правового образования, в собственности которого находится имущество, составляющее государственную (муниципальную) казну, изданного с учетом требований настоящей Инструкции и законодательства Российской Федерации (далее - правовой акт по бюджетному учету казны).
Расчет и единовременное начисление суммы амортизации за период нахождения объекта в составе имущества государственной (муниципальной) казны осуществляется учреждением (правообладателем) при принятии к учету объекта по основанию закрепления за ним права оперативного управления, если иное не установлено правовым актом по бюджетному учету казны.
Руководствуясь приведенными нормами, Администрация Тарского городского поселения Тарского муниципального района Омской области начисление амортизации на имущество казны, переданное ООО "НовоТЕК" по договорам аренды № № 1, 2 от 13 мая 2013 г., не производит, и определить суммы амортизационных отчислений по указанному имуществу не представляется возможным (том 1 л.д. 46, 79, 122).
В соответствии с пунктом 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 настоящего Кодекса.
Согласно положениям Единого плана счетов бухгалтерского учета имущество, составляющее государственную (муниципальную) казну, являясь нефинансовыми активами, к объектам основных средств в целях бюджетного учета не относится.
Следовательно, имущество, составляющее государственную (муниципальную) казну, не подлежит налогообложению налогом на имущество организаций.
Заявленная обществом к включению в тариф на питьевую воду сумма расходов по арендной плате не содержала суммы амортизации и налога на имущество организаций, размер суммы арендной платы состоял только из дохода, полученного ООО "НовоТЕК" от сдачи имущества в субаренду.
Государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение совокупности целей и задач, в числе которых обеспечение доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов, приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению, достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов.
Пунктом 30 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения предусмотрено, что орган регулирования тарифов отказывает регулируемой организации во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае если экономическая обоснованность таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями не подтверждена.
В этой связи РЭК Омской области правомерно принято решение об установлении и введении в действие тарифа на питьевую воду для потребителей ООО "Тара-водопровод", Тарский муниципальный район Омской области без включения в тариф суммы расходов арендной платы по договору субаренды.
Приводимый заявителем довод о возможности специалистов РЭК Омской области самостоятельно расчетным путем определить размер суммы амортизационных отчислений и размер налога на имущество с последующим включением сумм в тариф на питьевую воду является необоснованным, противоречит приведенным выше положениям Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Основам ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 406.
По указанным основаниям не может быть принят в качестве надлежащего доказательства по делу представленный в судебном заседании представителем заявителя Самариной Е.С. расчет амортизации по основным средствам Администрации Тарского муниципального района Омской области (том 2, л.д. 5 - 10). Кроме того, из расчета не усматриваются сведения о должностном лице либо органе, организации, которыми произведен расчет, дата составления расчета не указана.
Процедура принятия оспариваемого приказа не нарушена. Установлению тарифа предшествовало представление ООО "Тара-водопровод" в РЭК Омской области 25 ноября 2013 г. заявления и материалов, обосновывающих расчет стоимости питьевой воды. По результатам рассмотрения указанных документов специалистами комиссии 14 января 2014 г. составлено заключение.
Вопрос об установлении тарифа на питьевую воду для потребителей ООО "Тара-водопровод", Тарский муниципальный район Омской области рассмотрен на заседании правления РЭК Омской области 16 января 2014 г. при наличии необходимого кворума (том 1 л.д. 43 - 50).
Признание утратившим силу приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 20 ноября 2012 года № 281/56 "Об установлении тарифа на питьевую воду для потребителей Общества с ограниченной ответственностью "Водоснабжение", Тарский муниципальный район Омской области" (пункт 3 оспариваемого приказа) являлось производным действием в связи с установлением РЭК Омской области тарифа на питьевую воду на 2014 г. для потребителей ООО "Тара-водопровод", Тарский муниципальный район Омской области. При оспаривании данного пункта заявителем не приведено каких-либо доводов, основанных на нормах права, а также свидетельствующих о нарушении указанным пунктом прав заявителя.
Учитывая изложенное, суд полагает, что приказ Региональной энергетической комиссии Омской области в оспариваемой части (пункты 1, 3) не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, прав и законных интересов заявителя не нарушает.
В соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 251 - 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

требования Общества с ограниченной ответственностью "Тара-водопровод" о признании недействующим приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 16 января 2014 г. № 2/1 "Об установлении тарифа на питьевую воду для потребителей общества с ограниченной ответственностью "Тара-водопровод", Тарский муниципальный район Омской области" в части пунктов 1, 3 оставить без удовлетворения.
На решение могут быть поданы апелляционная жалоба, представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Омский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Омского областного суда
Л.А.Ершова


------------------------------------------------------------------