Решение Русско-Полянского районного суда Омской области от 29.07.2014 N 2-304/2014 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 4 Порядка предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной и государственной собственности до разграничения собственности на землю, на территории Русско-Полянского муниципального района Омской области, не связанных со строительством, утв. Решением Совета Русско-Полянского муниципального района Омской области от 25.06.2013 N 265>



РУССКО-ПОЛЯНСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 29 июля 2014 г. по делу № 2-304/2014

Русско-Полянский районный суд Омской области
в составе председательствующего судьи Никитиной Е.В.
при секретаре Пешковой Л.В.,
рассмотрев 29 июля 2014 года в открытом судебном заседании в р.п. Русская Поляна Омской области гражданское дело по заявлению прокурора Русско-Полянского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц - населения Русско-Полянского муниципального района Омской области о признании недействующим нормативно-правового акта в части,

установил:

заявитель обратился в суд с вышеназванным заявлением, в котором указал, что в Порядке предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной и государственной собственности, до разграничения собственности на землю, на территории Русско-Полянского муниципального района Омской области, для целей, не связанных со строительством, утвержденном 25.06.2013 решением Совета Русско-Полянского муниципального района Омской области № 265, пункт 4 противоречит требованиям федерального законодательства.
В нарушение требования п. 1 ст. 34 ЗК РФ, п. 2 ст. 10 ФЗ от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", п. 2 ч. 1 ст. 14 Закон Омской области от 8 февраля 2006 г. № 731-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Омской области", п. 3 Указа Губернатора Омской области от 30 марта 2004 г. № 74 "О порядке опубликования и вступления в силу правовых актов Губернатора Омской области, Правительства Омской области, других органов исполнительной власти Омской области", из положения которых усматривается опубликование информации о земельных участках, предлагаемых к предоставлению в собственность или аренду, на территории Омской области, в газете "Омский вестник" и допускается опубликование в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", пункт 4 Порядка предусматривает опубликование информации о земельных участках, предлагаемых к предоставлению в собственность или аренду, в газете "Голос целины", "Омский вестник", в случае предоставления земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения и на сайте www.ruspol.omskportal.ru. Что указывает на определение, в императивном порядке, органом местного самоуправления, размещения сообщения о земельных участках, предлагаемых к предоставлению в собственность или аренду, на сайте www.ruspol.omskportal.ru, и противоречит действующему законодательству, нарушая права граждан и организаций на использование земель сельскохозяйственного назначения.
Просил суд признать недействующим пункт 4 Порядка предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной и государственной собственности, до разграничения собственности на землю, на территории Русско-Полянского муниципального района Омской области, для целей, не связанных со строительством, утвержденного 25.06.2013 решением Совета Русско-Полянского муниципального района Омской области № 265.
Впоследствии требования прокурор Русско-Полянского района Омской области уточнил, просит суд признать недействующим пункт 4 Порядка предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной и государственной собственности, до разграничения собственности на землю, на территории Русско-Полянского муниципального района Омской области, для целей, не связанных со строительством, утвержденного 25.06.2013 решением Совета Русско-Полянского муниципального района Омской области № 265, в части указания на необходимость в случае предоставления земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения размещения информации и на сайте www.ruspol.omskportal.ru.
Представитель заявителя Волкова И.Ю., представившая служебное удостоверение, в судебном заседании уточненные требования поддержала, просила удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица Соснин А.Ю., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал относительно заявления, просил в его удовлетворении отказать по основаниям, изложенным в возражении на заявление, в котором указал на соответствие оспариваемого нормативного правового акта федеральному законодательству.
Представитель заинтересованного лица Коваль И.В., действующий на основании решения Совета Русско-Полянского муниципального района Омской области, в судебном заседании возражал относительно заявления, просил в его удовлетворении отказать.
Выслушав участников судебного процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В Основном законе Российской Федерации закреплено совместное ведение Российской Федерации и субъектов Российской Федерации вопросов владения, пользования и распоряжения землей, земельное законодательство (статья 72 Конституции РФ).
В соответствии с частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
Отношения по вопросу использования земель в Российской Федерации регулируются земельным законодательством, во исполнение требования которого органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, находящимися в их собственности.
В ходе судебного разбирательства установлено, что во исполнение названных требований действующего законодательства, в целях определения процедуры предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности на территории Русско-Полянского муниципального района Омской области, 25.06.2013 решением Совета Русско-Полянского муниципального района Омской области № 265 утвержден Порядок предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной и государственной собственности, до разграничения собственности на землю, на территории Русско-Полянского муниципального района Омской области, для целей, не связанных со строительством (л.д. 17 - 19).
Пунктом 4 названного Порядка установлена обязанность комимущества по обеспечению заблаговременного опубликования информации о земельных участках, предлагаемых к предоставлению в собственность или аренду, в газете "Голос целины", "Омский вестник" в случае предоставления земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения и на сайте www.ruspol.omskportal.ru.
Статьей 251 Гражданского процессуального кодекса РФ установлено право гражданина, организации, считающих, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа местного самоуправления нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Реализуя право, предоставленное названной нормой, в соответствии с полномочиями, предоставленными Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", прокурор Русско-Полянского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц-населения Русско-Полянского муниципального района Омской области заявил в суд о признании недействующим пункта 4 указанного документа, в порядке, предусмотренном главой 24 Гражданского процессуального кодекса РФ, указав на его несоответствие федеральному законодательству, в частности, п. 2 ст. 10 № 101-ФЗ п. 2 ч. 1 ст. 14 Закона Омской области от 8 февраля 2006 г. № 731-ОЗ, п. 3 Указа Губернатора Омской области от 30 марта 2004 г.
Пунктом 2 статьи 10 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", на несоответствие которому части оспариваемого акта указывает прокурор, устанавливает условие предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для передачи в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации.
Закон Омской области от 8 февраля 2006 г. № 731-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Омской области", регулируя отношения по распоряжению землями, их охране и использованию на территории Омской области, в статье 14 приводит перечень сведений об управлении и распоряжении земельными участками, подлежащих публикации в средствах массовой информации. Подпункт 2 пункта 1 названной нормы указывает на необходимость публикации в средствах массовой информации сведений о наличии предлагаемых для передачи в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. Пунктом 2 названной нормы указано на их публикацию в средствах массовой информации, являющихся источниками официального опубликования нормативных правовых актов Правительства Омской области.
Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (часть 3 статьи 15 Конституции РФ).
В соответствии с изложенным требованием Основного закона РФ, 30 марта 2004 года Губернатором Омской области издан Указ № 74 "О порядке опубликования и вступления в силу правовых актов Губернатора Омской области, Правительства Омской области, других органов исполнительной власти Омской области". В пункте 3 Указа определено, что официальным опубликованием правовых актов Губернатора Омской области, Правительства Омской области, других органов исполнительной власти Омской области является первая публикация их полного текста в газете "Омский вестник". Допускается официальное опубликование указанных правовых актов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с соблюдением требований, установленных пунктом 10.1 настоящего Указа. Пункт 10.1 указывает, что официальное опубликование правовых актов Губернатора Омской области, Правительства Омской области, других органов исполнительной власти Омской области в сети Интернет осуществляется путем первого размещения (опубликования) их полного текста на официальном портале Правительства Омской области с адресами "www.omskportal.ru", "омская-область.рф" в сети Интернет в разделе "Официальное опубликование правовых актов Омской области".
Разрешая заявленные требования в порядке, предусмотренном главой 24 ГПК РФ, регулирующей производство по делам о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части, в порядке нормоконтроля, суд, прежде всего, находит в рассматриваемом Порядке, наличие признаков нормативного правового акта, на что указывает следующее.
Статьей 47 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено вступление в силу муниципальных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, после их официального опубликования. Порядок опубликования муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан.

Во исполнение статьи 37 Устава Русско-Полянского муниципального района Омской области, Порядок издан 12 июля 2013 года в общественно-политической, социально-экономической газете Русско-Полянского района Омской области "Голос целины" (источник официального опубликования органа местного самоуправления Русско-Полянского муниципального района на основании решения № 81, принятого 03.12.2010 Советом Русско-Полянского муниципального района Омской области), в срок, установленный статьей 13 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Порядок вступил в силу с 12 июля 2013 года (дня опубликования), о чем имеется и соответствующее указание в п. 3 решения Совета № 265. Право Совета Русско-Полянского муниципального района Омской области на его принятие вытекает из положения п. 5 части 10 статьи 35 № 131-ФЗ (в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности), статьи 44 Устава муниципального района. Порядок устанавливает правила поведения, обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование правоотношений в области предоставления земельных участков. Форма документа об утверждении рассматриваемого Порядка в виде решения установлена Уставом муниципального района (п. 19) и № 131-ФЗ (часть 3 статьи 43).
Проверяя порядок принятия оспариваемого нормативного правового акта, включая порядок его опубликования и вступления в силу, компетенцию органа его принявшего, соблюдение требований законодательства к его форме, суд, оценив представленные по делу доказательства, не усматривает нарушений со стороны Совета Русско-Полянского муниципального района Омской области, наделенного правотворческой инициативой (№ 131-ФЗ), при процедуре принятия рассматриваемого Порядка.
25.06.2013 на заседании Совета присутствовало 11 депутатов из 15 избранных (статья 16 Устава), что более 50 процентов от числа избранных депутатов и указывает на правомочность заседания представительного органа муниципального образования, на что указывает часть 1.1 статьи 35 № 131-ФЗ. За утверждение рассматриваемого Порядка проголосовали все присутствующие депутаты. Изложенное усматривается из копии протокола № 53 заседания Совета Русско-Полянского муниципального района (л.д. 160 - 166).
Разрешая вопрос относительно соответствия содержания Порядка предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной и государственной собственности, до разграничения собственности на землю, на территории Русско-Полянского муниципального района Омской области, для целей, не связанных со строительством, в том числе и пункта 4 в оспариваемой части, нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, изучив нормативно-правовую базу федерального уровня, указанную выше, закон субъекта, содержащий указание на порядок опубликования рассматриваемого вида нормативных правовых актов, указ главы субъекта, определяющий источники официального опубликования, суд не находит противоречия оспариваемой части Порядка, как и всего нормативного правового акта в целом нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Исходя из принципа действия нормативных правовых актов на основе открытости, доступности и гласности, кодифицированный земельный закон Российской Федерации обязывает органы местного самоуправления обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях, и заблаговременную публикацию такой информации, Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" указывает на условие предварительного и заблаговременного опубликования о наличии земельных участков в средствах массовой информации, об обязательности тех же условий идет речь и в Законе Омской области "О регулировании земельных отношений в Омской области".
На обязательность доступа к информации (относительно и к предоставлению земельных участков) прямо указывает положение статьи 24, как и статьи 29 и 15 Конституции Российской Федерации, принятый во исполнение требований Основного закона Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления".
С целью донесения информации до большего круга населения, предусмотрено действующим законодательством ее размещение в сети Интернет, охватывающей максимальное число пользователей, в том числе и информированности относительно земельных участков, предоставляемых органами местного самоуправления, на что и нацелены указания о публикации информации в вышеназванных законах федерального и регионального уровня.
На основании изложенного, суд находит доказанным Советом Русско-Полянского муниципального района обоснованность и соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, указания о размещении информации о предоставлении в аренду земельных участков сельскохозяйственного назначения не только в источнике официального опубликования нормативных правовых актов органов исполнительной власти Омской области газете "Омский вестник", в источнике официального опубликования органа местного самоуправления Русско-Полянского муниципального района газете "Голос целины", но и на сайте www.ruspol.omskportal.ru (сайт муниципального района, вкладка сайта на официальном портале Правительства Омской области с адресами "www.omskportal.ru", "омская-область.рф" в сети Интернет), как наиболее пользуемом носителе информации. Находит суд доказанным и обоснованность принятия Порядка, его соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Учитывая изложенное, признавая, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону, иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, основываясь на положении части 1 статьи 253 ГПК РФ суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявления прокурора.
Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса РФ,

решил:

в удовлетворении заявления прокурора Русско-Полянского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц - населения Русско-Полянского муниципального района Омской области о признании недействующим нормативно-правового акта в части отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Русско-Полянский районный суд Омской области в течение месяца, со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья
Е.В.Никитина



------------------------------------------------------------------