"Методические рекомендации по разработке учебного плана образовательной организации в условиях реализации Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Утверждены
письмом Министерства
образования Омской области
от 7 июля 2014 г. № ИСХ-14/МОБР-10460

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАЗРАБОТКЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 29 ДЕКАБРЯ
2012 ГОДА № 273-ФЗ "ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Вступление в силу Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) определяет ряд изменений в образовательной деятельности современной школы. Так, например, статьи 2 и 58 Закона об образовании закрепляют требования к учебным планам образовательных организаций, согласно которым учебный план - документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся. Конкретизация данных требований содержится в федеральных государственных образовательных стандартах различных уровней образования. В связи с этим появляется необходимость разъяснений по вопросам, связанным с разработкой учебных планов в образовательных организациях Омской области.
В таблице 1 указаны особенности отражения данных требований Закона об образовании в требованиях ФГОС общего образования.

Таблица 1

Анализ
требований к учебному плану общеобразовательной организации

Нормы Закона об образовании
Характеристика содержания учебного плана
Требования ФГОС НОО
Требования ФГОС ООО
Ст. 2 п. 22
Ст. 28
п. 10, 11 Ст. 58
Перечень курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности
Определяет состав и структуру обязательных предметных областей по классам (годам обучения)
Определяет состав и структуру обязательных предметных областей по классам (годам обучения)
Трудоемкость по периодам обучения
Количество учебных занятий за 4 учебных года не может составлять менее 2904 часов и более 3345 часов
Количество учебных занятий за 5 лет не может составлять менее 5267 часов и более 6020 часов
Последовательность по периодам обучения
Нормативный срок освоения ООП основного общего образования составляет 4 года (1 - 4 класс)
Нормативный срок освоения ООП основного общего образования составляет 5 лет (5 - 9 класс)
Распределение по периодам обучения
Определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся НОО
Определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся ООО
Формы промежуточной аттестации обучающихся
Предусматривает оценку достижений обучающихся в соответствии с планируемыми результатами курсов, дисциплин и модулей, предусмотренных учебным планом
Проводится в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном ОО
Предусматривает оценку достижений обучающихся в соответствии с планируемыми результатами курсов, дисциплин и модулей, предусмотренных учебным планом
Проводится в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном ОО

Учебный план как часть организационного раздела основной образовательной программы (далее - ООП) регламентирует порядок ее реализации. Образовательное учреждение, самостоятельно разрабатывая учебный план, отражает в нем не только обязательную часть, но и часть ООП, формируемую участниками образовательного процесса [2, 3].
При разработке учебного плана, помимо санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189 (далее - СанПиН), необходимо учитывать требования ФГОС соответствующего уровня образования, примерный учебный план, который содержится в примерной основной образовательной программе (ст. 2, п. 10), следующие нормы, закрепленные Законом об образовании:
1. учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося, является индивидуальным учебным планом (ст. 2, п. 23);
2. федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, не вправе изменять учебный план и календарный учебный график организаций, осуществляющих образовательную деятельность (ст. 13, п. 10);
3. обучающиеся обязаны добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы (ст. 43, п. 1);
4. к государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или индивидуальный учебный план, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам (ст. 59, п. 6).
Анализ выделенных норм Закона об образовании позволяет сделать вывод о том, что учебный план как механизм реализации ООП становится основанием для реализации прав и предъявления требований ко всем участникам образовательных отношений. Также следует отметить, что современное законодательство не предполагает использования таких понятий, как перспективный учебный план, рабочий учебный план, вариативная/инвариантная часть учебного плана.
Учебный план состоит из пояснительной записки и сетки часов.
В пояснительной записке указываются особенности содержания и организации образовательной деятельности определенного уровня образования (в соответствии с требованиями ФГОС, СанПиН и иными нормативными документами).
Содержание пояснительной записки учебного плана представлено в Приложение № 1 данных рекомендаций согласно следующему плану:
1. цель данного раздела ООП в соответствии с требованиями ФГОС;
2. последовательность реализации учебного плана определенного уровня образования (с учетом нормативных требований к срокам освоения ООП);
3. общая трудоемкость учебного плана определенного уровня общего образования;
4. характеристика содержания образовательной деятельности обучающихся:
4.1. особенности распределения перечня курсов, дисциплин (модулей), практики и иных видов деятельности по классам (годам обучения);
4.2. особенности содержания, форм организации образовательной деятельности при реализации обязательной части ООП средствами учебного плана;
4.3. особенности реализации содержания, форм организации образовательной деятельности при реализации части ООП, формируемой участниками образовательных отношений;
5. формы промежуточной аттестации обучающихся.
В сетке часов отражается распределение по классам, годам обучения трудоемкости образовательной деятельности обучающегося, осваивающего ООП определенного уровня (Приложение № 2). Трудоемкость учебного плана, отраженная в сетке часов, должна соответствовать требованиям ФГОС и СанПиН.
Учебный план как часть организационного раздела ООП и учебный план, разрабатываемый в соответствии с Приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования", - разные документы, которые нельзя объединять одной пояснительной запиской.
При разработке и утверждении учебных планов (также как и основных образовательных программ) следует учитывать требование Закона об образовании (ст. 26, 30) о необходимости учета мнения обучающихся и их родителей (законных представителей). Следовательно, протоколы коллегиальных органов управления, предусмотренных Уставом ОО, на которых рассматривался вопрос о внесении изменений в учебные планы, будут являться основанием принятия управленческого решения директором образовательной организации.





Приложение № 1

ПРИМЕР ОФОРМЛЕНИЯ УЧЕБНОГО ПЛАНА
В ОРГАНИЗАЦИОННОМ РАЗДЕЛЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Раздел 3.1. Учебный план начального общего образования

Пояснительная записка

1. Цель данного раздела ООП в соответствии с требованиями ФГОС <1>
--------------------------------
<1> При разработке учебного плана в образовательной организации пункты плана, представленные в данных методических материалах, выделять не нужно

Учебный план начального общего образования обеспечивает введение в действие и реализацию требований стандарта, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, а также состав и структуру обязательных предметных областей по классам (годам обучения), перечень курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности.
Возможна конкретизация цели с учетом социального заказа образовательной организации.
2. Последовательность реализации учебного плана определенного уровня образования (с учетом нормативных требований к срокам освоения ООП)
Нормативный срок освоения ООП основного общего образования составляет 4 года (1 - 4 класс). Режим занятий установлен в соответствии с нормами СанПиН.
При использовании модульного принципа реализации учебного плана указывается, в каком классе образовательная деятельность организована подобным образом (например, одночасовые предметы ведутся не в течение учебного года в объеме 1 час в неделю, а в течение первого полугодия в объеме 2 часа в неделю).
3. Общая трудоемкость учебного плана определенного уровня общего образования
Общая трудоемкость учебного плана начального общего образования составляет максимум 3345 часов за 4 года обучения (согласно требованиям ФГОС НОО). Далее необходимо указать распределение трудоемкости по годам освоения ООП (классам обучения), предметам, изучаемым на данном уровне образования. Рассмотрим пример учебного плана НОО <2>. Данные представлены в таблице 2:
--------------------------------
<2> Актуальные вопросы введения ФГОС общего образования в образовательном учреждении. Методические рекомендации. Выпуск 3./Под общ. ред. Т.С. Горбуновой. -/Омск: БОУ ДПО "ИРООО", 2013. - С. 33

Таблица 2

Трудоемкость учебного плана начального общего образования
МБОУ "СОШ N..."

1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
год
неделя
год
неделя
год
неделя
год
неделя
693
21
884
26
884
26
884
26

Трудоемкость изучения предметов учебного плана начального общего образования определена в соответствии с используемыми программами (целесообразно сделать ссылку на учебно-методическое и информационное обеспечение реализации ООП НОО в Организационном разделе ООП НОО):
Русский язык - 675 часов за период освоения ООП НОО;
Литературное чтение - 540 часов за период освоения ООП НОО;
Иностранный язык - 204 часа за период освоения ООП НОО;
Математика - 540 часов за период освоения ООП НОО;
Окружающий мир - 270 часов за период освоения ООП НОО;
ОРКСЭ - 34 часа за период освоения ООП НОО;
Музыка - 135 часов за период освоения ООП НОО;
Изобразительное искусство - 135 часов за период освоения ООП НОО;
Технология - 135 часов за период освоения ООП НОО;
Физическая культура - 405 часов за период освоения ООП НОО.
4. Характеристика содержания образовательной деятельности обучающихся:
4.1. Особенности распределения перечня курсов, дисциплин (модулей), практики и иных видов деятельности по классам (годам обучения)
Распределение образовательной деятельности обучающихся начального общего образования по периодам обучения на уровне начального общего образования осуществляется по обязательным предметным областям:
- филология (русский язык, литературное чтение, иностранный язык);
- обществознание и естествознание (окружающий мир);
- математика и информатика (математика);
- основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ);
- искусство (изобразительное искусство, музыка);
- технология (технология);
- физическая культура (физическая культура).
При описании особенностей содержания учебного плана необходимо указать, что предмет ОРКСЭ изучается в 4 классе, а иностранный язык - со 2 по 4 класс.
4.2. Особенности содержания, форм организации образовательной деятельности при реализации обязательной части ООП средствами учебного плана
Учебный план является механизмом реализации основной образовательной программы начального общего образования МКОУ "СОШ N...", состоит из двух частей - основной и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана составляет 80% от объема ООП НОО, часть, формируемая участниками образовательных отношений, - 20%.
Обязательная часть учебного плана реализуется средствами УМК.

4.2. Особенности реализации содержания, форм организации образовательной деятельности при реализации части ООП, формируемой участниками образовательных отношений
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, представлена следующими видами учебной деятельности: практики, проекты, факультативы из перечня, предоставляемого образовательной организацией (ст. 34, п. 1, пп. 5).
Содержание части, формируемой участниками образовательных отношений, направлено на реализацию социального заказа (протокол заседания Совета ОУ и/или Педагогического совета, дата, номер) и представлено факультативами "...", проектами "...", практиками "...".
В данной части пояснительной записки (п. 4 плана) можно сделать ссылку на страницы ООП, где представлены Программы отдельных учебных предметов. Это позволит не указывать цели и задачи каждого курса в пояснительной записке к учебному плану.
5. Формы промежуточной аттестации обучающихся
В рамках промежуточной аттестации независимо от формы получения образования и формы обучения учащиеся имеют право на объективную оценку и основой этой оценки служат федеральные государственные образовательные стандарты, за исключением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Промежуточная аттестация обучающихся целиком организуется и реализуется самой образовательной организацией. Регулируются вопросы промежуточной аттестации ст. 58 Закона об образовании. Согласно закрепленной в данной статье правовой норме (п. 1 ст. 58): "Освоение образовательной программы (за исключением образовательной программы дошкольного образования), в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией". Следовательно, образовательная организация закрепляет локальным нормативным актом вопрос регламентации форм, периодичности и порядка текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся. Локальный нормативный акт принимается в порядке, установленном законом (возможно, с особенностями, закрепленными уставом образовательной организации). В соответствии с данным локальным актом формы промежуточной аттестации описываются в учебном плане. Проведение промежуточной аттестации обучающихся должно быть также представлено в Программах отдельных учебных предметов в разделе 7 "Тематическое планирование с описанием основных видов учебной деятельности обучающихся". Данные по используемым формам промежуточной аттестации представляются по всем предметам учебного плана.
Первым вариантом представления данной части пояснительной записки может быть словесное описание используемых форм промежуточной аттестации обучающихся. Вторым вариантом представления используемых при организации образовательной деятельности форм промежуточной аттестации обучающихся может быть годовой график распределения форм промежуточной аттестации. Пример такого графика приведен в таблице 3. При заполнении данной таблицы на основе анализа раздела 7 "Тематическое планирование с описанием основных видов учебной деятельности обучающихся" в Программах отдельных учебных предметов, разработанных педагогами образовательной организации, заполняется по каждому предмету учебного плана. Данные отражают, какие формы промежуточной аттестации в каком объеме проводятся по предметам учебного плана в процессе реализации ООП.

Таблица 3

Примерная форма
годового графика распределения форм промежуточной
аттестации обучающихся начального общего образования
МБОУ "СОШ N..."

Наименование учебных предметов, курсов, модулей <**>
Периоды освоения ООП НОО
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
Литературное чтение
КДР <*>
КДР <*>
КДР <*>
КДР <*>

--------------------------------
<*> КДР - Комплексные диагностические работы, направленные на определение уровня достижения метапредметных результатов обучающихся
<**> Для заполнения таблицы данные берутся из Программы отдельных учебных предметов, разработанных педагогами ОО по каждому предмету учебного плана, отраженные в нормативных локальных актах образовательной организации и ООП НОО.





Приложение № 2

Примерная форма
сетки часов учебного плана начального общего образования
(____дневная учебная неделя)

Предметные области
Учебные предметы
Количество часов (по классам)
Всего
I
II
III
IV
неделя
год
неделя
год
неделя
год
неделя
год
ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Филология
Русский язык









Литературное чтение









Иностранный язык









Математика и информатика
Математика









Обществознание и окружающий мир
Окружающий мир









Основы религиозных культур и светской этики
Основы религиозных культур и светской этики









Искусство
Музыка









Изобразительное искусство









Технология
Технология









Физическая культура
Физическая культура
3

3

3

3


ИТОГО









ЧАСТЬ, ФОРМИРУЕМАЯ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА




















ИТОГО









Всего часов на ступени








Не менее 2904 часов и не более 3345 часов

Список используемых нормативных правовых актов:

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования";
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования";
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года № 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования";
5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (вместе с "СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы");
6. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования".


------------------------------------------------------------------