"Методические рекомендации по вопросу конфликта интересов педагогического работника"



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Утверждены
письмом Министерства
образования Омской области
от 20 июня 2014 г. № ИСХ-14/МОБР-9429

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ВОПРОСУ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАБОТНИКА

С вступлением в силу Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) в сфере образования появилось новое понятие - конфликт интересов педагогического работника.
Под конфликтом интересов педагогического работника согласно Закону об образовании понимается ситуация, при которой у педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества и которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
Таким образом, понятие "конфликт интересов педагогического работника" образуют следующие элементы:
1. Педагогический работник.
В соответствии с Законом об образовании педагогический работник - это физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.
Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утверждена постановлением Правительства РФ от 08.08.2013 № 678.
2. Личная заинтересованность педагогического работника.
Закон об образовании не раскрывает определение понятия "личная заинтересованность".
Вместе с тем определение данного понятия приводится в законодательстве о труде, противодействии коррупции.
Так, в соответствии с Трудовым кодексом РФ под личной заинтересованностью работника, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им трудовых обязанностей, понимается возможность получения работником в связи с исполнением трудовых обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества, в том числе имущественных прав, или услуг имущественного характера для себя или для третьих лиц.
Аналогичное определение личной заинтересованности содержится в Федеральном законе от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
3. Влияние или возможность влияния личной заинтересованности педагогического работника на надлежащее исполнение им своих профессиональных обязанностей.
Обязанности педагогического работника предусмотрены Законом об образовании, уставом и локальными нормативными актами образовательной организации.
Должностные обязанности по должностям педагогических работников установлены приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, разделе "Квалификационные характеристики должностей работников образования", согласно которому квалификационные характеристики должностей работников образования применяются в качестве нормативных документов или служат основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников, с учетом особенностей организации труда и управления, а также прав, ответственности и компетентности работников. При необходимости должностные обязанности, включенные в квалификационную характеристику определенной должности, могут быть распределены между несколькими исполнителями.
Перечень должностных обязанностей конкретного педагогического работника должен быть указан в его должностной инструкции и трудовом договоре, заключенном между образовательной организацией и педагогическим работником. С должностной инструкцией педагогический работник должен быть ознакомлен под роспись.
4. Противоречие между личной заинтересованностью педагогического работника и интересами обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
Закон об образовании косвенно называет лишь один случай, который может привести к конфликту интересов педагогического работника - оказание педагогическим работником организации, осуществляющей образовательную деятельность, платных образовательных услуг обучающимся в данной организации.
Например, о возможном наличии конфликта интересов педагогического работника свидетельствует ситуация, при которой педагогический работник образовательной организации оказывает платные образовательные услуги обучающемуся данной организации в части образовательной программы, реализацию которой обеспечивает этот работник в образовательной организации и финансовое обеспечение образовательной деятельности по которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.
Но это не означает, что на практике не может возникнуть других случаев конфликта интересов педагогического работника.
Ситуация, при которой отсутствует хотя бы один из вышеперечисленных элементов, не может быть квалифицирована как конфликт интересов педагогического работника.
При этом для квалификации ситуации как конфликт интересов педагогического работника необязательно наступление каких-либо негативных последствий, а достаточно возникновения угрозы их наступления.
Таким образом, сущность конфликта интересов в педагогической деятельности заключается в противоречии между личным интересом педагогического работника и его профессиональной обязанностью. Применительно к педагогическому работнику речь идет о ситуациях, когда при осуществлении своей трудовой деятельности он сталкивается с возможностью получения какой-либо материальной или нематериальной выгоды, получение которой зависит от невыполнения или ненадлежащего выполнения его профессиональных обязанностей.
Наличие или отсутствие конфликта интересов в действиях педагогического работника определяет комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений (далее - Комиссия), которая должна быть создана в образовательной организации в целях урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений, в том числе в случае возникновения конфликта интересов педагогического работника.
В Комиссию по вопросам о наличии или отсутствии конфликта интересов педагогического работника в целях защиты своих прав вправе обращаться самостоятельно или через своих представителей обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся.
Кроме того, педагогический работник сам вправе обратиться в Комиссию для урегулирования возникшей ситуации, способной повлечь конфликт интересов.
Порядок создания, организации работы, принятия решений Комиссией и их исполнения устанавливается локальным нормативным актом образовательной организации, который принимается в предусмотренном уставом порядке с учетом мнения советов обучающихся, советов родителей, а также представительных органов работников этой организации и (или) обучающихся в ней (при их наличии).
Комиссия создается из равного числа представителей совершеннолетних обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Решение Комиссии является обязательным для всех участников образовательных отношений в образовательной организации и подлежит исполнению в сроки, предусмотренные указанным решением.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке.
Трудовой кодекс РФ (пункт 7.1 статьи 81) содержит специальное основание для расторжения трудового договора по инициативе работодателя - непринятие работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, если указанные действия дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя.
Возможность увольнения педагогического работника по приведенному выше основанию на практике является проблематичным. Связано это с несколькими причинами.
Во-первых, законодательство об образовании, например, в отличие от законодательства о государственной и муниципальной службе, прямо не устанавливает обязанность педагогических работников информировать работодателя о возникновении или возможности возникновения конфликта интересов, а также принимать меры по его урегулированию. Соответственно, достаточно сомнительной видится возможность увольнения работника за несоблюдение обязанности, которая в отношении него не установлена. Единственным исключением, пожалуй, является установленный Законом об образовании запрет оказания педагогическим работником образовательной организации платных образовательных услуг обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов, поскольку в этом случае допустимо говорить о несоблюдении педагогическим работником обязанности воздерживаться от совершения определенных действий.
Во-вторых, как уже отмечалось выше, Трудовой кодекс РФ допускает возможность увольнения работников, не выполнивших обязанности, установленные в связи с конфликтом интересов, только если указанные действия дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя. При этом такое понятие как "утрата доверия" является весьма оценочной категорией.
Вполне очевидно, что в случае возникновения спора по поводу законности увольнения на работодателя ляжет бремя доказывания не только факта возникновения конфликта интересов у педагогического работника и соблюдения всех связанных с его установлением и урегулированием процедур, но и фактов непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, а также того, что данные обстоятельства дают основания для утраты доверия к работнику.
Одним из способов доказать все это будет документальная фиксация всех обстоятельств Комиссией.
Например, увольнение педагогического работника, который занимается репетиторством с учениками класса, в котором он ведет занятия, по пункту 7.1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ возможно при одновременном соблюдении следующих условий:
1) осуществление репетиторской деятельности повлекло за собой возникновение конфликта интересов. Это возможно, например, в случае, когда педагогический работник в процессе обучения создает необоснованно привилегированные условия ученикам, с которыми он занимается дополнительно, либо, наоборот, каким-то образом ущемляет права учеников, с которыми такие занятия не ведутся;
2) педагогическим работником не были предприняты меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов;
3) совершение указанных действий учителем повлекло за собой утрату к нему доверия со стороны директора образовательной организации.
Факт утраты доверия со стороны работодателя может быть более очевидным, если педагогический работник неоднократно предупреждался руководством образовательной организации, Комиссией о том, что осуществляемые им действия влекут конфликт интересов, привлекался к дисциплинарной ответственности за ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей именно в связи со сложившейся ситуацией.
Далее прилагаются примерные формы документов, издаваемых образовательной организацией и Комиссией в рамках рассматриваемого вопроса.





Примерная форма
приказа образовательной
организации о комиссии по
урегулированию споров
между участниками
образовательных отношений

ПРИКАЗ

О комиссии по урегулированию споров между участниками
образовательных отношений

В соответствии со статьей 45 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" приказываю:
1. Утвердить Положение о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений (далее - комиссия) (приложение № 1).
2. Объявить состав комиссии (приложение № 2).

_______________





Приложение № 1
к приказу (образовательная
организация)
от _________________ № _____

ПОЛОЖЕНИЕ
о комиссии по урегулированию споров между участниками
образовательных отношений

1. Настоящее Положение устанавливает порядок создания, организации работы, принятия и исполнения решений Комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений в наименование образовательной организации (далее - Организация, Комиссия соответственно).
2. Настоящее Положение утверждено с учетом мнения совета обучающихся (протокол от ______ № ___), совета родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся Организации (протокол от _______ № ____) и представительного органа работников (наименование образовательной организации) (протокол от ______ № ____) (при наличии).
3. Комиссия создается в соответствии со статьей 45 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в целях урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование, в том числе в случаях возникновения конфликта интересов педагогического работника, вопросам применения локальных нормативных актов Организации, обжалования решений о применении к обучающимся дисциплинарного взыскания.
4. Комиссия создается в составе 6 (может быть другое количество) членов из равного числа представителей родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и представителей работников организации.
Состав Комиссии формируется из лиц, делегированных советом родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся Организации и общим собранием (конференцией) работников Организации, и объявляется приказом директора Организации.
5. Срок полномочий Комиссии составляет два года (возможен другой срок).
6. Члены Комиссии осуществляют свою деятельность на безвозмездной основе.
7. Досрочное прекращение полномочий члена Комиссии осуществляется:
7.1. на основании личного заявления члена Комиссии об исключении из его состава;
7.2. в случае отчисления из Организации обучающегося, родителем (законным представителем) которого является член Комиссии, или увольнения работника - члена Комиссии.
8. В случае досрочного прекращения полномочий члена Комиссии в ее состав избирается новый представитель от соответствующей категории участников образовательного процесса в соответствии с п. 4 настоящего Положения.
9. В целях организации работы Комиссия избирает из своего состава председателя, заместителя председателя и секретаря. В отсутствие председателя комиссии его обязанности выполняет заместитель председателя.
10. Комиссия собирается по мере необходимости. Решение о проведении заседания Комиссии принимается ее председателем на основании обращения (жалобы, заявления, предложения) участника образовательных отношений не позднее 5 дней (возможен другой срок) с момента поступления такого обращения.
11. Обращение подается в письменной форме. В жалобе указываются конкретные факты или признаки нарушений прав участников образовательных отношений, лица, допустившие нарушения, обстоятельства.
12. Комиссия принимает решения не позднее 10 дней с момента поступления обращения. Заседание Комиссии считается правомочным, если на нем присутствовало не менее 2/3 членов Комиссии.
Лицо, направившее в Комиссию обращение, вправе присутствовать при рассмотрении этого обращения на заседании Комиссии. Лица, чьи действия обжалуются в обращении, также вправе присутствовать на заседании Комиссии и давать пояснения.
Для объективного и всестороннего рассмотрения обращений Комиссия вправе приглашать на заседания и заслушивать иных участников образовательных отношений. Неявка данных лиц на заседание Комиссии либо немотивированный отказ от показаний не являются препятствием для рассмотрения обращения по существу.
13. Комиссия принимает решение простым большинством голосов членов, присутствующих на заседании Комиссии. При равенстве голосов решающим является голос председателя Комиссии.
14. В случае установления фактов нарушения прав участников образовательных отношений Комиссия принимает решение, направленное на восстановление нарушенных прав. На лиц, допустивших нарушение прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, а также работников организации, Комиссия возлагает обязанности по устранению выявленных нарушений и (или) недопущению нарушений в будущем.
Если нарушения прав участников образовательных отношений возникли вследствие принятия решения Организацией, в том числе вследствие издания локального нормативного акта, Комиссия принимает решение о необходимости отмены данного решения Организации (локального нормативного акта) и указывает срок исполнения решения.
Комиссия отказывает в удовлетворении жалобы на нарушение прав заявителя, если посчитает жалобу необоснованной, не выявит факты указанных нарушений, не установит причинно-следственную связь между поведением лица, действия которого обжалуются, и нарушением прав лица, подавшего жалобу, или его законного представителя.
15. Решение Комиссии оформляется протоколом.
Решение Комиссии обязательно для исполнения всеми участниками образовательных отношений и подлежит исполнению в указанный срок.
Примечание: приведенная примерная форма Положения разработана применительно к образовательным организациям, в которых обучаются несовершеннолетние обучающиеся (например, общеобразовательные организации). В случае наличия в образовательной организации совершеннолетних обучающихся в комиссию должны включаться их представители.





Приложение № 2
к приказу (образовательная
организация)
от _________________ № _____

СОСТАВ <*>
комиссии по урегулированию споров между участниками
образовательных отношений

--------------------------------
<*> Приведенный состав комиссии является примерным: председатель комиссии, заместитель председателя комиссии и секретарь комиссии выбираются членами комиссии. В случае наличия в образовательной организации совершеннолетних обучающихся в комиссию должны включаться их представители.

ФИО
- председатель комиссии, представитель родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся
ФИО
- заместитель председателя комиссии, представитель работников образовательной организации
ФИО
- секретарь комиссии, представитель работников образовательной организации
ФИО
- представитель работников образовательной организации
ФИО
- представитель родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся
ФИО
- представитель родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся

_______________





Примерная форма
протокола заседания комиссии
по урегулированию споров между
участниками образовательных
отношений

ПРОТОКОЛ
заседания комиссии по урегулированию споров между
участниками образовательных отношений

дата № ___

время место проведения заседания комиссии
(населенный пункт)

Приглашены члены комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений (далее - комиссия):
ФИО - председатель комиссии, представитель родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
ФИО - заместитель председателя комиссии, представитель работников образовательной организации;
ФИО - секретарь комиссии, представитель работников образовательной организации;
ФИО - представитель работников образовательной организации;
ФИО - представитель родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
ФИО - представитель родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

Из 6 членов комиссии присутствуют 5, отсутствует 1 человек: ФИО.
Кворум имеется. Комиссия правомочна начать работу.

В работе комиссии принимают участие:
- члены комиссии,
- ФИО приглашенных лиц (при необходимости).

Повестка заседания комиссии:
Время: Открытие заседания комиссии (ФИО, председатель комиссии).
Время: О поступлении в комиссию обращения, раскрытие содержания обращения (ФИО члена комиссии, уполномоченного председателем комиссии).
Время: Обсуждение вопроса и принятие решения по данному вопросу (члены комиссии).
По вопросу СЛУШАЛИ:
ФИО (содержание выступления)
ФИО (содержание выступления)
ФИО (содержание выступления)

По результатам рассмотрения обращения комиссия установила:
В комиссию поступило обращение Иванова Ивана Николаевича, являющегося родителем учащегося 10 "а" класса Иванова Ильи Ивановича, XX.XX.XXXX года рождения, о ненадлежащем выполнении должностных обязанностей учителем истории Петровым Петром Петровичем.
Учитель истории Петров П.П. преподает предмет "История" в 10 "а" классе, учащимся которого является Иванов И.И. При этом Петров П.П. занимается репетиторством с отдельными учениками названного класса, которые имеют положительные отметки по предмету "История". Вместе с тем учащиеся 10 "а" класса, которым Петров П.П. не оказывает услуги по репетиторству, среди которых Иванов И.И., имеют преимущественно отрицательные отметки по предмету "История", что, по мнению заявителя, является следствием отказа данных обучающихся от услуг Петрова П.П. по репетиторству и влияет на качество получаемого ими образования.
На основании материалов дела, в том числе письменных пояснений учителя истории Петрова П.П., журнала 10 "а" класса, устных пояснений заявителя, учащихся 10 "а" класса, комиссия пришла к выводу, что факт ненадлежащего выполнения учителем Петровым П.П. должностных обязанностей не доказан.

Решение комиссии:
В соответствии с Положением о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, утвержденным приказом (образовательная организация) от ____________________ № ____:
1) предупредить учителя Петрова П.П. о недопустимости оказания предпочтения отдельным учащимся при выполнении должностных обязанностей;
2) предложить директору (образовательная организация) ФИО поставить на контроль выполнение учителем Петровым П.П. должностных обязанностей в текущем учебном году.

Председатель комиссии подпись ФИО

Секретарь подпись ФИО

Примечание: В случае наличия в действиях педагогического работника конфликта интересов комиссия предлагает руководителю образовательной организации рассмотреть вопрос о привлечении педагогического работника к дисциплинарной ответственности.





Примерная форма
приказа образовательной
организации об исполнении решения
комиссии по урегулированию споров
между участниками образовательных
отношений

ПРИКАЗ

Об исполнении решения комиссии по урегулированию споров
между участниками образовательных отношений

В целях исполнения решения комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений (протокол от ________________ № ____), руководствуясь статьей 45 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", Положением о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, утвержденным приказом (образовательная организация) от ______________ № ____, приказываю:
1. Предупредить учителя истории Петрова П.П. о недопустимости оказания предпочтения отдельным учащимся при выполнении должностных обязанностей.
2. Заместителю директора ФИО осуществлять контроль за выполнением учителем Петровым П.П. должностных обязанностей в текущем учебном году.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

_______________


------------------------------------------------------------------