Решение Арбитражного суда Омской области от 02.06.2014 N А46-1716/2014 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими пункта 3 статьи 1, статьи 2 Решения Омского городского Совета от 20.11.2013 N 183 "О внесении изменений в некоторые Решения Омского городского Совета", абзацев 6, 8, 9 приложения к Постановлению Омского городского Совета от 20.11.2013 N 655 "Об официальном толковании применения во времени Решения Омского городского Совета от 19.06.2013 N 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах">



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 2 июня 2014 г. по делу № А46-1716/2014

Резолютивная часть решения объявлена 26 мая 2014 года.
Полный текст решения изготовлен 2 июня 2014 года.
Арбитражный суд в составе: председательствующего - С.Г. Захарцевой, судей - И.М. Солодкевича, Б.Г. Долгалева,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кашиной О.П., рассмотрев в открытом судебном заседании 19 - 26 мая 2014 года в помещении арбитражного суда по адресу: г. Омск, ул. Учебная, 51, дело по заявлению индивидуального предпринимателя Лялюшкина Сергея Миноминовича (ИНН 550203142856, ОГРНИП 307550114400069) (далее - заявитель 1),
общества с ограниченной ответственностью "ЛАЛД" (ИНН 5528023686, ОГРН 1055553007916) (далее - заявитель 2),
индивидуального предпринимателя Мартюшева Евгения Анатольевича (ИНН 551500975073, ОГРН 304551517000012) (далее - заявитель 3)
к Омскому городскому Совету (ИНН 5503032390, ОГРН 1025500757226) (далее - заинтересованное лицо),
при участии в деле: в порядке статьи 52 АПК РФ - Прокуратуры Омской области, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска,
о признании недействующими пункта 3 статьи 1, а также статьи 2 Решения Омского городского Совета от 20.11.2013 № 183 "О внесении изменений в некоторые Решения Омского городского Совета", абзацев 6, 8 и 9 приложения к Постановлению Омского городского Совета от 20.11.2013 № 655 "Об официальном толковании применения во времени Решения Омского городского Совета от 19.06.2013 № 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах",
при участии в заседании представителей: от заявителя 1: ИП Лялюшкин С.М.(по паспорту); Охлопков А.Н. (уд. 561) и Горбунова Л.П. (уд. 230) по доверенности от 22.01.2014;
от заявителя 2: Николаев А.В.(паспорт 52 05 313101) по доверенности от 10.02.2014; от заявителя 3: до перерыва - Когут О.Н. (паспорт 52 08 72142) по доверенности от 05.11.2013;
от Прокуратуры: Корнеева Л.Ж. (уд. 117314);
от заинтересованного лица: Кондаков В.В. (уд. 56) по доверенности от 09.02.2014 № 02-15/143;
от третьего лица: до перерыва - Якимова Т.Ю. (уд. 0972110) по доверенности от 14.08.2014 № 39;

установил:

Индивидуальный предприниматель Лялюшкин Сергей Миноминович (далее - заявитель 1) обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Омскому городскому Совету о признании не соответствующим Гражданскому кодексу Российской Федерации, Земельному кодексу Российской Федерации и недействующими пункта 3 статьи 1, а также статьи 2 Решения Омского городского Совета от 20.11.2013 № 183 "О внесении изменений в некоторые Решения Омского городского Совета", о признании не соответствующими Гражданскому кодексу Российской Федерации, Земельному кодексу Российской Федерации и недействующими абзацев 6, 8 и 9 Постановления Омского городского Совета от 20.11.2013 № 655 "Об официальном толковании применения во времени Решения Омского городского Совета от 19.06.2013 № 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах.
Указанное заявление принято к производству определением суда от 17.02.2014, делу присвоен номер А46-1716/2014.
В ходе рассмотрения дела в соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по ходатайству заявителя в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, к участию в деле был привлечен Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (определение суда от 03.03.2014).
В судебном заседании 3 марта 2014 года заявитель 1 уточнил требования, пояснив, что им оспариваются абзацы 6, 8 и 9 приложения к Постановлению Омского городского Совета от 20.11.2013 № 655 "Об официальном толковании применения во времени Решения Омского городского Совета от 19.06.2013 № 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах". Данные уточнения приняты судом.
Согласно заявлению от 22.04.2014 заявитель 1 просит суд проверить оспариваемые нормативные акты на соответствие следующим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу: статье 1 и пункту 1 статьи 4 Гражданского кодекса РФ, пункту 4 статьи 2 и пункту 3 статьи 3 Земельного кодекса РФ, пунктам 1, 2 статьи 47 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункту 9 статьи 7 Устава города Омска, принятого Решением Омского Городского Совета от 20.09.1995 № 92, взаимосвязанным положениям статей 1, 2, 17 (часть 1), 18, 19, 54 (часть 1 и 55 (часть 2 и 3) Конституции РФ.
Определением от 25.03.2014 дело № А46-1716/2014 признано судом подготовленным, в связи с чем судебное разбирательство по нему в коллегиальном составе назначено на 22 апреля 2014 года.
В судебном заседании 22.04.2014, проведенном в коллегиальном составе, от Прокуратуры Омской области поступило заявление о вступлении в процесс в порядке статьи 52 АПК РФ. Данное заявление удовлетворено судом, Прокуратура Омской области привлечена к участию в деле, в связи с чем судебное разбирательство отложено на 29 апреля 2014 года.
Общество с ограниченной ответственностью "ЛАЛД" (далее - заявитель 2) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением, в котором просит суд:
- признать незаконным Постановление Омского городского Совета от 20.11.2013 года № 655 "Об официальном толковании применения во времени Решения Омского городского Совета от 19.06.2013 № 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах",
- признать незаконным бездействие Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, выразившиеся в непринятии решения о предварительном согласовании места размещения объекта "лодочная станция" местоположение которого установлено в 350 м северо-западнее строения, имеющего почтовый адрес: 644074, г. Омск, Кировский административный округ, ул. Мостоотряд, 63/2, утверждающее акт о выборе земельного участка.
Заявленные обществом с ограниченной ответственностью "ЛАЛД" требования о признании незаконным Постановления Омского городского Совета от 20.11.2013 года № 655 "Об официальном толковании применения во времени Решения Омского городского Совета от 19.06.2013 № 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах", выделены определением суда от 14.02.2014 по делу № А46-1776/2014 в отдельное производство с присвоением ему номера А46-1869/2014. Определением суда от 14.02.2014 по делу № А46-1869/2014 заявление по данным требованиям оставлено без движения.
После поступления в суд уточнений к заявлению от 04.03.2014, согласно которым требования предъявлены к двум заинтересованным лицам: Омскому Городскому Совету и Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, и устранения заявителем 2 недостатков при подаче заявления определением от 05.03.2014 по делу № А46-1869/2014 суд принял к производству вышеназванное заявление.
Определением от 31.03.2014 по делу № А46-1869/2014 с согласия заявителя 2 в соответствии с частью 1 статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд исключил из числа ответчиков и в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (ИНН 5503031117, ОГРН 1025500761142) (644043, г. Омск, ул. Гагарина, д. 32, корп. 1).
Определением от 15.04.2014 дело № А46-1869/2014 признано судом подготовленным, в связи с чем судебное разбирательство по нему в коллегиальном составе назначено на 6 мая 2014 года.
В судебном заседании 29 апреля 2014 года, проведенном в коллегиальном составе по делу № А46-1716/2014, суд, установив, что дело № А46-1716/2014 и дело № А46-1869/2014 связаны между собой по предмету заявленных требований, представленным доказательствам, имеют однородный характер, и их объединение будет способствовать скорейшему и правильному разрешению спора, в порядке статьи 130 АПК РФ объединил их в одно производство, присвоив ему номер А46-1716/2014. В связи с указанным судебное разбирательство было отложено на 6 мая 2014 года.
Индивидуальный предприниматель Мартюшев Евгений Анатольевич (далее - заявитель 3) обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Омскому городскому Совету и Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска о признании недействующим постановления Омского городского Совета от 20.11.2013 № 655 "Об официальном толковании применения во времени Решения Омского городского Совета от 19 июня 2013 года № 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах" в части лишения уполномоченного органа права принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, в случае намерения заявителя осуществить строительство объекта, включенного в утвержденный Решением Омского городского Совета от 19.06.2013 № 131 перечень, в случае поступления в уполномоченный орган заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, а также при наличии на дату вступления в силу Решения № 131 в уполномоченном орган, таких заявлений, независимо от стадии выполнения процедуры выбора земельного участка до принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Указанное заявление было принято к производству определением суда от 3 апреля 2014 года с присвоением номера А46-3912/2014.
В предварительном судебном заседании 28 апреля 2014 года, по ходатайству заявителя суд на основании статьи 51 АПК РФ привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, исключив его из числа ответчиков. В этом же судебном заседании судом было удовлетворено ходатайство Прокуратуры Омской области о вступлении в процесс в порядке статьи 52 АПК РФ.
В судебном заседании 28 апреля 2014 года заявитель 3 уточнил требования и просит признать недействующим абзац 6 Постановления Омского городского Совета от 20.11.2013 № 655 "Об официальном толковании применения во времени Решения Омского городского Совета от 19.06.2013 № 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах" (далее - Постановление № 655), как не соответствующий взаимосвязанным п/п "к" п. 1 статьи 72, п/п "о" статьи 71 Конституции РФ; пункту 1 статьи 4 Гражданского кодекса РФ, пункту 4 статьи 2 и пункту 3 статьи 3 Земельного кодекса РФ, пунктам 1, 2 статьи 47 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункту 9 статьи 7 Устава города Омска, принятого Решением Омского Городского Совета от 20.09.1995 № 92. Указанные уточнения приняты судом, поскольку не противоречат закону.
Определением от 5 мая 2014 года дело № А46-3912/2014 признано судом подготовленным, в связи с чем судебное разбирательство по нему в коллегиальном составе назначено на 27 мая 2014 года.
В судебном заседании 6 мая 2014 года, проведенном в коллегиальном составе по делу № А46-1716/2014, от представителя Прокуратуры поступило ходатайство об отложении для подготовки письменного мотивированного заключения по делу. Представителем ИП Лялюшкина Когут О.Н. предъявлена доверенность на право представления интересов ИП Мартюшева Е.А., от имени которого заявлено ходатайство об объединении дел № А46-1716/2014 и № А46-3912/2014. Указанное ходатайство удовлетворено судом, вышеназванные дела объединены в одно производство с присвоением ему номера А46-1716/2014. Поскольку в соответствии с частью 8 статьи 130 АПК РФ после объединения дел в одно производство рассмотрение дела производится с самого начала, судебное разбирательство было отложено на 19 мая 2014 года.
В судебном заседании 19 мая 2014 года, проведенном в коллегиальном составе судей по делу № А46-1716/2014, объявлялся перерыв, после чего 26 мая 2014 года судебное заседание было продолжено, и судом была объявлена резолютивная часть решения.
В обоснование требований представители заявителей указали на то, что поскольку правоотношения по поводу реализации права на предоставление земельного участка под строительство с предварительным согласованием места размещения объекта, то есть без проведения торгов, возникают с момента обращения с соответствующим заявлением в соответствующий уполномоченный орган (в данном случае - в Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска), положения оспариваемых актов, позволяющие органам местного самоуправления применять перечень случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах при рассмотрении заявлений, поступивших до вступления в силу указанного перечня, фактически придают обратную силу закону, в связи с чем подлежат признанию недействующими, как противоречащие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Представители Омского Городского Совета требования не признали, пояснив, что Постановление № 655 не является нормативным актом, поскольку дает лишь официальное толкование по применению Решения Омского Городского Совета от 19.06.2013 № 131 и его применение невозможно в отрыве от Решения Омского Городского Совета от 19.06.2013 № 131, в связи с чем производство по делу о признании недействующим нормативного правового акта подлежит прекращению.
Представитель третьего лица, требования не признали.
Представитель Прокуратуры пояснила, что поскольку правоотношения между заявителями и органами местного самоуправления возникают с момента утверждения акта о выборе земельного участка, оспариваемые положения нормативных актов не придают обратную силу закону, в связи с чем в удовлетворении требований следует отказать.
Судом отклонены доводы заинтересованного лица о необходимости прекращения рассмотрения дела в порядке главы 23 АПК РФ в силу следующего.
По правилам главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассматриваются дела об оспаривании актов, принятых органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, содержание которых составляют правовые нормы (правила поведения), рассчитанные на неоднократное применение и влекущие юридические последствия для неопределенного круга лиц, либо нормы, которыми вводятся в действие, изменяются или отменяются действующие правовые нормы.
Положения нормативного характера могут быть включены в утвержденные нормативным правовым актом приложения.
В связи с этим при определении юридической природы оспариваемого акта арбитражным судам надлежит исходить из оценки его содержания.
С учетом вышеприведенного понятия, суд установил, что положения пункта 3 статьи 1, а также статьи 2 Решения Омского городского Совета от 20.11.2013 № 183 "О внесении изменений в некоторые Решения Омского городского Совета", а также оспариваемые заявителями положения Постановления Омского городского Совета от 20.11.2013 № 655 "Об официальном толковании применения во времени Решения Омского городского Совета от 19.06.2013 № 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах", содержат все вышеперечисленные признаки нормативного правового акта, в связи с чем рассмотрел заявленные требования по существу в порядке главы 23 АПК РФ.
Изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд установил следующие обстоятельства.
11.07.2013 заявитель 1 обратился в Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска (далее - Департамент) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта строительства - завода по производству сыров - по ул. Заводская в Советском административном округе г. Омска.
Распоряжением директора Департамента от 27.08.2013 № 2109-р была утверждена схема расположения объекта на кадастровом плане территории.
Распоряжением директора Департамента от 24.10.2013 № 2757-р был утвержден акт о выборе испрашиваемого земельного участка.
Распоряжением Департамента от 17.12.2013 № 3500-р был утвержден градостроительный план согласованного земельного участка.
Однако, письмом от 13.01.2014 директор Департамента со ссылкой на статью 2 Решения Омского Городского Совета от 19.06.2013 № 131 и Постановление Омского Городского Совета от 20.11.2013 № 655 сообщил заявителю о признании утратившим силу распоряжения об утверждении акта выбора земельного участка.
15.05.2013 заявитель 2 обратился в Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска (далее - Департамент) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта строительства - лодочная станция - по ул. Мостоотряд, д. 63/2 в Кировском административном округе г. Омска.
13.07.2013 на обращение ООО "ЛАЛД" Департамент сообщил, что 20.06.2013 на заседании комиссии по градостроительству и землепользованию материалы по обращению рассмотрены, обеспечивается процедура выбора земельного участка в порядке статьи 31 Земельного кодекса РФ.
Получив за счет собственных средств положительные согласования и заключения заинтересованных служб по выбору земельного участка, технические условия, в соответствии с перечнем № 2874 от 08.07.2013, письмом от 12.12.2013 № 122 заявитель 2 направил указанные документы в адрес Департамента.
Письмом от 20.12.2013 № 09/15328 Департамент со ссылкой на Решение Омского Городского Совета от 19.06.2013 № 131 и Постановление Омского Городского Совета от 20.11.2013 № 655 сообщил заявителю о невозможности принятия решения по обращению ООО "ЛАЛД" в соответствии с пунктом 6 статьи 31 Земельного кодекса РФ.
04.02.2013 заявитель 3 обратился в Главное управление по земельным ресурсам Омской области (далее - ГУЗР) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта строительства - коммунально-складского объекта для хранения и переработки кабельной продукции в 25 метрах южнее строения по ул. 10 лет Октября, 211/1 в Центральном административном округе г. Омска.
Согласно письму ГУЗР от 12.02.2013 в связи с переходом соответствующих полномочий с 11.02.2013 к Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска (далее - Департамент), указанное заявление было передано ГУЗР в соответствующий уполномоченный орган.
Распоряжением Департамента от 01.07.2013 № 1354-р была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Распоряжением директора Департамента от 03.10.2013 № 2531-р был утвержден акт о выборе испрашиваемого земельного участка.
Однако, письмом от 09.01.2014 директор Департамента со ссылкой на Решение Омского Городского Совета от 19.06.2013 № 131 и Постановление Омского Городского Совета от 20.11.2013 № 655 сообщил заявителю о признании утратившим силу распоряжения об утверждении акта выбора земельного участка.
Омский городской Совет принял решение от 19.06.2013 № 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах" (далее - решение № 131), которое было опубликовано в газете "Третья столица" 28.06.2013.
Статьей 2 решения № 131 было установлен перечень объектов, под строительство которых предоставление находящихся в муниципальной собственности города Омска земельных участков и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории города Омска, осуществляется исключительно на торгах.
Решением Омского городского Совета от 25.09.2013 № 162 (далее - решение № 162) указанный перечень был дополнен пунктом 69, данное решение опубликовано в газете "Третья столица" 03.10.2013.
Решением Омского городского Совета от 20.11.2013 № 183 (далее - решение № 183) указанный перечень дополнен пунктами 70 - 148, данное решение опубликовано в газете "Третья столица" 28.11.2013.
Пунктом 3 статьи 1 Решения № 183 решение № 131 было дополнено статьей 2.2 следующего содержания:
"Действие настоящего Решения не распространяется на случаи предоставления земельных участков на основании решений о предварительном согласовании места размещения объектов, принятых до 29 июня 2013 года."
Статьей 2 Решения № 183 статья 2 Решения Омского городского Совета от 25.09.2013 № 162 "О внесении изменений в Решение Омского городского Совета от 19.06.2013 № 131..." была дополнена пунктом 1.1 следующего содержания:
"1.1. Действие настоящего Решения не распространяется на случай предоставления земельных участков на основании решений о предварительном согласовании места размещения объектов, принятых до 4 октября 2013 года."
Омский городской Совет принял также постановление от 20.11.2013 № 655 "Об официальном толковании применения во времени решения Омского городского Совета от 19.06.2013 № 131 "Об установлении перечня случае предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах" (далее - постановление № 655), согласно которому в приложении к настоящему Постановлению дано официальное толкование применения во времени Решения Омского городского Совета от 19.06.2013 № 131, которое является обязательным для всех лиц, применяющих Решение Омского городского Совета от 19.06.2013 № 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах".
Согласно абзацу 5 приложения к Постановлению № 655, Решение № 131 (в первоначальной редакции) было опубликовано в газете "Третья столица", № 31, 28 июня 2013 года, соответственно... вступило в силу 29 июня 2013 года.
В абзаце 6 приложения к Постановлению № 655 указано: "Таким образом, со дня вступления в силу Решения № 131, в случае поступления в уполномоченный орган заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, а также при наличии на дату вступления в силу Решения № 131 в уполномоченном органе таких заявлений, независимо от стадии выполнения процедуры выбора земельного участка до принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, уполномоченный орган не вправе принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, в случае намерения заявителя осуществить строительство объекта, включенного в утвержденный Решением № 131 перечень.
Далее, в абзаце 7 приложения к постановлению № 655 указано, что Решение № 162 было опубликовано в газете "Третья столица", № 49, 3 октября 2013 года, соответственно оно вступило в силу 4 октября 2013 года.
Абзац 9 названного приложения гласит: "Таким образом, с 4 октября 2013 года уполномоченный орган не вправе принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, в случае поступления либо наличия заявления в отношении объектов, которые были дополнены при принятии Решения № 162."
Полагая, что оспариваемые положения нормативных правовых актов органов местного самоуправления противоречат действующему законодательству и нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, а также нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской (экономической) деятельности и создают препятствия для ее осуществления, заявители обратились в суд.
Суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, исходя из следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Частью 5 данной статьи оговорено, что арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме.
Частью 6 установлено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
Как следует из пояснений заинтересованного лица и было установлено судом, оспариваемые акты были изданы Омским Городским Советом в порядке реализации полномочий, предусмотренных пунктом 1.2 части 1 статьи 30 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ), согласно которому органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
В соответствии со статьей 2 Закона Омской области от 08.02.2006 № 731-ОЗ (ред. от 27.05.2013) "О регулировании земельных отношений в Омской области" (далее - закон № 731-ОЗ), регулирующим отношения по распоряжению землями, их охране и использованию на территории Омской области в пределах полномочий, предоставленных органам государственной власти субъектов Российской Федерации Земельным кодексом Российской Федерации и иными актами федерального законодательства, регулирование земельных отношений в Омской области осуществляют:
1) Законодательное Собрание Омской области;
2) Правительство Омской области;
3) специально уполномоченный орган исполнительной власти Омской области в сфере регулирования земельных отношений, определяемый Губернатором Омской области (далее - специально уполномоченный орган);
4) органы местного самоуправления Омской области.
В соответствии с частью 1 статьи 6 закона № 731-ОЗ органы местного самоуправления Омской области в сфере регулирования земельных отношений осуществляют, в том числе, следующие полномочия:
1) осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности;
2) принимают решения о предоставлении в собственность гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности;
3) принимают решения о предоставлении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, в аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование;
4) осуществляют распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством.
При этом пунктом 1.1 статьи 6 закона, введенного Законом Омской области от 04.06.2010 № 1266-ОЗ, как и нормами ЗК РФ, установлено право органов местного самоуправления устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
Поскольку применение указанного перечня предполагается неоднократно и распространяет свое действие не неограниченный круг лиц, его установление носит нормативный характер и относится к компетенции законодательного органа местного самоуправления, каковым в силу Устава г. Омска является Омский Городской Совет, в круг полномочий которого согласно пункту 2 статьи 12 Устава города Омска, утв. Решением Омского городского Совета от 20.09.1995 № 92 (ред. от 26.09.2012), входит и толкование Решений Омского городского Совета.
Таким образом, судом установлено, что оспариваемые нормативные акты вынесены Омским Городским Советом в пределах его полномочий.
При проверке оспариваемых положений на соответствие их федеральным законам и нормативно-правовым актам, имеющим большую юридическую силу, судом было установлено следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов (то есть, на торгах) либо с предварительным согласованием мест размещения объектов (то есть, без проведения торгов).
Согласно пункту 5 статьи 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Порядок выбора земельных участков для строительства определен в статье 31 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с указанной нормой гражданин или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в уполномоченный орган с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка.
Таким образом, указываемые в заявлении характеристики земельного участка являются предположительными и могут отличаться, как по расположению, так и по площади от земельного участка, определенного при утверждении акта о выборе земельного участка.
Пунктами 5, 6 статьи 31 Земельного кодекса РФ установлено, что результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
В соответствии со статьей 9 закона № 731-ОЗ выбор земельных участков для строительства осуществляется в несколько этапов:
1. Гражданин или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства из земель, находящихся в собственности Омской области, обращается в специально уполномоченный орган с заявлением о выборе соответствующего земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
2. Специально уполномоченный орган направляет обращение в орган местного самоуправления Омской области об обеспечении выбора земельного участка из земель, находящихся в собственности Омской области, для строительства.
3. Орган местного самоуправления Омской области по обращению специально уполномоченного органа обеспечивает выбор земельного участка из земель, находящихся в собственности Омской области, оформляемый актом о выборе земельного участка для строительства, в течение шести месяцев со дня поступления такого обращения.
4. Специально уполномоченный орган принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка из земель, находящихся в собственности Омской области, в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта в течение одного месяца со дня поступления акта о выборе земельного участка для строительства от органа местного самоуправления Омской области.
В соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации вынесению решения о предварительном согласовании или об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта для строительства предшествуют действия по выбору земельного участка, определению условий его использования, а также информированию населения городских и сельских поселений о предстоящем предоставлении земельного участка для строительства.
В соответствии с пунктом 19 Положения о департаменте архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, утв. Решением Омского городского Совета от 11.04.2012 № 3 (ред. от 27.03.2013) в сфере земельных отношений департамент осуществляет следующие функции:
1) планирует использование земель, расположенных в городе Омске, находящихся в муниципальной собственности и государственная собственность на которые не разграничена;
2) разрабатывает и утверждает схемы расположения земельных участков на кадастровых планах (картах) территории в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства без предварительного согласования мест размещения объектов;
3) обеспечивает выбор земельных участков на территории города Омска в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов, результаты которого оформляются актами о выборе земельных участков для строительства (а в необходимых случаях и для установления их охранных или санитарно-защитных зон);

4) запрашивает и получает сведения государственного кадастра недвижимости, Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок ним в целях подготовки схем расположения земельных участков на кадастровых планах (картах) территории для строительства, градостроительных планов земельных участков, извещения смежных землепользователей;
5) определяет разрешенное использование земельных участков, предоставляемых для строительства;
6) получает технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и согласования надзорных служб;
7) разрабатывает и утверждает схемы расположения земельных участков на кадастровых планах (картах) территории в отношении земельных участков, предоставляемых для строительства;
8) информирует население о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства;
9) в отношении земельных участков, расположенных в городе Омске, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена:
- принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или решение об отказе в размещении объекта;
- осуществляет подготовку проекта правового акта Администрации города Омска о предоставлении земельного участка для строительства.
Таким образом, организационное обеспечение реализации права на предоставление земельного участка под строительство осуществляется Департаментом архитектуры и градостроительства.
Из указанных норм, по мнению суда, следует вывод о том, что правоотношения по поводу реализации права заявителя на предоставление земельного участка под строительство объекта носят сложный и многоэтапный характер.
При этом с момента подачи соответствующего заявления у заявителя появляется право на своевременное его рассмотрение и принятие по нему соответствующего положительного либо отрицательного решения в установленный законом 7-месячный срок.

Соглашаясь с позицией заявителей о недопустимости придания обратной силы новому регулированию, если оно ухудшает правовое положение личности, ограничивает ее субъективные права, уже существующие в конкретных правоотношениях, отраженной в письменных пояснениях по делу со ссылками на взаимосвязанные положения статей 1, 2, 17 (часть 1), 18, 19, 54 (часть 1 и 55 (часть 2 и 3); статью 1 и пункт 1 статьи 4 Гражданского кодекса РФ, пункт 4 статьи 2 и пункт 3 статьи 3 Земельного кодекса РФ, пункты 1, 2 статьи 47 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункт 9 статьи 7 Устава города Омска, принятого Решением Омского Городского Совета от 20.09.1995 № 92, суд все же полагает, что правоотношение по поводу предоставления конкретного земельного участка под строительство возникает с момента утверждения акта выбора земельного участка и принятия в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
При этом суд исходит из следующего.
В соответствии со статьей 5 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.
Статьей 6 ЗК РФ предусмотрено, что объектами земельных отношений являются:
1) земля как природный объект и природный ресурс;
2) земельные участки;
3) части земельных участков.
С учетом этого, земельное правоотношение может возникнуть между его участниками лишь по поводу конкретного земельного участка (части земельных участков).
В связи с указанным, до тех пор, пока стороны земельного правоотношения не согласовали между собой расположение, площадь и границы земельного участка (по аналогии с моментом заключения договора), правоотношение по поводу объекта земельных правоотношений - конкретного земельного участка - нельзя считать возникшим.
Подача заявления о предоставлении предполагаемого земельного участка под строительство, по мнению суда, представляет собой своего рода оферту - предложение органу местного самоуправления считать объектом земельных отношений земельный участок, необходимый заявителю для строительства конкретного объекта.
В свою очередь, получив согласования соответствующих органов, орган местного самоуправления в лице Департамента может предложить свои варианты характеристик (границ, расположения, площади) объекта земельных отношений.
В связи с этим, как полагает суд, земельное правоотношение, по аналогии с нормами статьи 433 Гражданского кодекса РФ, возникает с момента утверждения акта о выборе земельного участка и принятии решения соответствующим уполномоченным органом решения о предварительном согласовании места размещения объекта в соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 30 ЗК РФ.
Именно на момент принятия такого решения соответствующий уполномоченный орган должен определить, возможно ли предоставление испрашиваемого земельного участка под строительство в предлагаемом заявителем месте размещения и без проведения торгов с учетом, в том числе, полученных согласований иных органов. Соответственно, указанный орган должен применить нормативные правовые акты, действующие на момент принятия указанного решения.
Поскольку в соответствии с оспариваемыми положениями Решения № 183 установлено, что действие перечня случаев не распространяется на случаи предоставления земельных участков на основании решений о предварительном согласовании места размещения объектов, принятых до момента официального опубликования решений, определяющих такие случаи, суд полагает, что оспариваемые положения Решения № 183 не противоречат общеправовому принципу "непридания обратной силы закону" и заключающемуся, в том числе, в том, что изменения в нормативные правовые акты не могут распространяться на правоотношения, возникшие до вступления их в законную силу.
Как следует из смысла оспариваемых положений постановления № 655, ими установлено, что в случае поступления в уполномоченный орган заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, а также при наличии на дату вступления в силу Решения № 131 (Решения № 162) в уполномоченном органе таких заявлений, независимо от стадии выполнения процедуры выбора земельного участка до принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, уполномоченный орган не вправе принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, в случае намерения заявителя осуществить строительство объекта, включенного в утвержденный Решением № 131 (№ 162) перечень.
Таким образом, в связи с тем, что, как было установлено судом, земельные правоотношения по поводу земельного участка, как места размещения объекта строительства возникают с момента принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, оспариваемые положения постановления № 655 также не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
При таких обстоятельствах суд признал правильной позицию заинтересованного лица и Прокуратуры о том, что в удовлетворении требований заявителей следует отказать.
В соответствии с частью 2 статьи 168, частью 1 статьи 110 АПК РФ при вынесении итогового судебного акта по делу суд распределяет судебные расходы.
В связи с тем, что по результатам рассмотрения дела требования заявителей о признании недействующим нормативного акта оставлены без удовлетворения, расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на заявителей.
В то же время, судом установлено, что заявителем 1 государственная пошлина была уплачена в размере 8000 рублей при подаче заявления платежным поручением № 7282 от 10.02.2014.
Поскольку в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса РФ для физических лиц при подаче заявлений о признании нормативного правового акта недействующим подлежит уплате государственная пошлина в размере 200 рублей с каждого материального требования, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 333.40 НК РФ излишне уплаченная государственная пошлина в размере 7 600 подлежит возврату из бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 195 АПК РФ, именем РФ, суд

решил:

Признать положения пункта 3 статьи 1, а также статьи 2 Решения Омского городского Совета от 20.11.2013 № 183 "О внесении изменений в некоторые Решения Омского городского Совета", абзацев 6, 8 и 9 приложения к Постановлению Омского городского Совета от 20.11.2013 № 655 "Об официальном толковании применения во времени Решения Омского городского Совета от 19.06.2013 № 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах" соответствующими взаимосвязанным положениям статей 1, 2, 17 (часть 1), 18, 19, 54 (часть 1 и 55 (часть 2 и 3); п/п "к" п. 1 статьи 72, п/п "о" статьи 71 Конституции РФ; статье 1 и пункту 1 статьи 4 Гражданского кодекса РФ, пункту 4 статьи 2 и пункту 3 статьи 3 Земельного кодекса РФ, пунктам 1, 2 статьи 47 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункту 9 статьи 7 Устава города Омска, принятого Решением Омского Городского Совета от 20.09.1995 № 92.
В удовлетворении требований индивидуального предпринимателя Лялюшкина Сергея Миноминовича (ИНН 550203142856, ОГРНИП 307550114400069) отказать.
Признать положения Постановления Омского городского Совета от 20.11.2013 № 655 "Об официальном толковании применения во времени Решения Омского городского Совета от 19.06.2013 № 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах" соответствующими взаимосвязанным положениям статей 1, 2, 17 (часть 1), 18, 19, 54 (часть 1 и 55 (часть 2 и 3); п/п "к" п. 1 статьи 72, п/п "о" статьи 71 Конституции РФ; статье 1 и пункту 1 статьи 4 Гражданского кодекса РФ, пункту 4 статьи 2 и пункту 3 статьи 3 Земельного кодекса РФ, пунктам 1, 2 статьи 47 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункту 9 статьи 7 Устава города Омска, принятого Решением Омского Городского Совета от 20.09.1995 № 92.
В удовлетворении требований индивидуального предпринимателя общества с ограниченной ответственностью "ЛАЛД" (ИНН 5528023686, ОГРН 1055553007916) отказать.
Признать положения абзаца 6 приложения к Постановлению Омского городского Совета от 20.11.2013 № 655 "Об официальном толковании применения во времени Решения Омского городского Совета от 19.06.2013 № 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах" соответствующими взаимосвязанным положениям статей 1, 2, 17 (часть 1), 18, 19, 54 (часть 1 и 55 (часть 2 и 3); п/п "к" п. 1 статьи 72, п/п "о" статьи 71 Конституции РФ; статье 1 и пункту 1 статьи 4 Гражданского кодекса РФ, пункту 4 статьи 2 и пункту 3 статьи 3 Земельного кодекса РФ, пунктам 1, 2 статьи 47 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункту 9 статьи 7 Устава города Омска, принятого Решением Омского Городского Совета от 20.09.1995 № 92.
В удовлетворении требований индивидуального предпринимателя Мартюшева Евгения Анатольевича (ИНН 551500975073, ОГРН 304551517000012) отказать.
Возвратить из федерального бюджета индивидуальному предпринимателю Лялюшкину Сергею Миноминовичу (ИНН 550203142856, ОГРНИП 307550114400069) 7600 (Семь тысяч шестьсот) рублей государственной пошлины, излишне уплаченной при подаче заявления.
Настоящее решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Председательствующий
С.Г.Захарцева

Судьи
Б.Г.Долгалев
И.М.Солодкевич


------------------------------------------------------------------