Распоряжение Правительства Омской области от 15.10.2014 N 137-рп "О прогнозе социально-экономического развития Омской области на 2015 год и на период до 2017 года"



ПРАВИТЕЛЬСТВО ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 15 октября 2014 г. № 137-рп

О ПРОГНОЗЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ОМСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2015 ГОД И НА ПЕРИОД ДО 2017 ГОДА

В соответствии со статьей 10 Закона Омской области "О Правительстве Омской области":
Одобрить прогноз социально-экономического развития Омской области на 2015 год и на период до 2017 года согласно приложению к настоящему распоряжению.

Губернатор Омской области,
Председатель Правительства
Омской области
В.И.Назаров





Приложение
к распоряжению Правительства Омской области
от 15 октября 2014 г. № 137-рп

ПРОГНОЗ
социально-экономического развития Омской
на 2015 год и на период до 2017 года (далее - прогноз)

Раздел 1. Основные показатели прогноза

Показатели
Единица измерения
Отчет
Оценка
Прогноз
2013 год
2014 год
2015 год
2016 год
2017 год
1-й вариант
2-й вариант
1-й вариант
2-й вариант
1-й вариант
2-й вариант
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Валовой региональный продукт <*>









в ценах соответствующих лет <**>
млрд. рублей
552,2
597,5
633,0
637,5
677,0
690,0
727,0
752,0
в сопоставимых ценах <**>
в процентах к предыдущему году
104,5
101,5
101,4
102,1
101,5
102,5
101,6
103,1
Индекс промышленного производства
в процентах к предыдущему году
103,2
101,7
101,5
102,3
101,5
102,6
101,9
103,1
Добыча полезных ископаемых









отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами
млн. рублей
5780,8
6803,8
7083,8
7094,8
7519,6
7593,5
7892,2
8061,4
индекс производства
в процентах к предыдущему году
76,0
82,2
89,6
102,2
89,6
103,1
92,9
102,8
Обрабатывающие производства









отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами
млн. рублей
621059,8
738747,7
787581,7
792650,2
837217,9
858130,6
891018,3
923337,5
индекс производства
в процентах к предыдущему году
104,7
102,6
101,8
102,3
101,9
102,6
102,2
103,1
Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака









индекс производства
в процентах к предыдущему году
97,0
98,7
101,1
101,9
100,5
101,0
100,6
101,1
Текстильное и швейное производство









индекс производства
в процентах к предыдущему году
103,0
100,5
105,7
108,1
104,6
107,8
103,5
105,5
Производство кожи, изделий из кожи и производство обуви









индекс производства
в процентах к предыдущему году
100,2
98,5
103,1
104,6
104,2
105,9
105,5
107,5
Обработка древесины и производство изделий из дерева









индекс производства
в процентах к предыдущему году
103,7
101,9
102,0
103,2
102,1
103,6
102,5
105,1
Целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность









индекс производства
в процентах к предыдущему году
101,3
135,5
101,6
105,5
102,6
105,5
104,5
105,5
Производство кокса и нефтепродуктов









индекс производства
в процентах к предыдущему году
103,2
102,0
101,4
102,7
101,5
102,8
101,8
103,2
Химическое производство









индекс производства
в процентах к предыдущему году
104,4
103,1
101,8
103,6
102,1
103,6
103,1
104,5
Производство резиновых и пластмассовых изделий









индекс производства
в процентах к предыдущему году
102,1
99,0
102,7
105,3
103,4
106,0
105,4
107,0
Производство прочих неметаллических минеральных продуктов









индекс производства
в процентах к предыдущему году
109,6
109,5
105,9
107,4
106,2
107,3
106,7
107,8
Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий









индекс производства
в процентах к предыдущему году
93,3
103,6
101,1
103,1
101,6
104,1
103,1
104,2
Производство машин и оборудования









индекс производства
в процентах к предыдущему году
105,1
103,5
103,9
104,5
102,5
104,3
101,5
102,2
Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования









индекс производства
в процентах к предыдущему году
126,8
112,5
103,5
105,9
103,3
107,3
102,1
103,5
Производство транспортных средств и оборудования









индекс производства
в процентах к предыдущему году
108,4
104,5
102,1
104,2
102,0
105,5
101,1
103,1
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды









отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами
млн. рублей
40478,0
43197,4
46582,6
47046,1
50671,1
51682,0
54208,5
55834,6
индекс производства
в процентах к предыдущему году
96,8
98,2
100,5
101,5
101,0
102,0
101,5
102,5
Продукция сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий









в ценах соответствующих лет
млн. рублей
76262,7
74049,4
78767,9
80552,8
83886,8
86205,8
90896,4
93953,3
в сопоставимых ценах
в процентах к предыдущему году
125,9
95,8
101,5
103,8
102,6
103,1
103,0
103,6
Инвестиции в основной капитал









в ценах соответствующих лет
млн. рублей
104963,0
110024,0
115085,0
118190,0
122900,0
128450,0
133570,0
142880,0
в сопоставимых ценах
в процентах к предыдущему году
92,7
100,5
100,0
102,5
102,0
103,8
103,9
106,4
Ввод в действие жилых домов
тыс. кв.м общей площади
826,5
690,0
690,0
700,0
720,0
750,0
730,0
800,0
Индекс потребительских цен на товары и платные услуги населению
декабрь в процентах к декабрю предыдущего года
106,1
107,8
106,0
105,0
105,0
104,0
104,5
103,5
Оборот розничной торговли









в ценах соответствующих лет
млн. рублей
294569,8
317332,7
341887,9
347197,5
369423,5
379868,8
400336,9
416792,0
в сопоставимых ценах
в процентах к предыдущему году
105,9
102,5
103,0
104,8
103,5
105,0
104,0
105,5
Объем платных услуг населению









в ценах соответствующих лет
млн. рублей
71804,2
78733,3
86182,3
87288,9
94721,2
96782,4
103918,6
107210,7
в сопоставимых ценах
в процентах к предыдущему году
99,1
102,0
102,3
104,1
103,2
104,6
103,5
105,0
Прибыль (убыток) организаций
млн. рублей
39276,0
25427,2
41609,2
45148,0
44590,1
48423,9
45999,6
52166,6
Прибыль прибыльных организаций
млн. рублей
51793,7
53115,2
54800,9
56875,1
56880,6
61198,7
58803,8
65681,2
Экспорт товаров
млн. долларов США
869,6
857,3
859,0
883,0
865,3
913,9
875,5
940,0
Импорт товаров
млн. долларов США
522,8
481,0
486,8
491,6
492,6
502,4
498,0
513,4
Фонд начисленной заработной платы работников
млн. рублей
178905,5
192240,0
200160,0
203930,0
214560,0
220000,0
234000,0
242680,0
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата
рублей
24847,9
26700,0
27800,0
28300,0
29800,0
30500,0
32500,0
33650,0
Среднедушевые денежные доходы населения
рублей в месяц
21354,3
23084,3
24939,0
25167,4
26994,6
27458,9
29229,3
29900,0
Величина прожиточного минимума в расчете на душу населения
рублей в месяц
6389,8
7290,0
8180,0
8120,0
9070,0
8990,0
10000,0
9900,0
Численность экономически активного населения (среднегодовая)
тыс. человек
1057,4
1058,0
1058,0
1059,0
1058,0
1060,0
1059,0
1061,0
Уровень зарегистрированной безработицы (среднегодовой)
в процентах от численности экономически активного населения
1,1
1,1
1,1
1,1
1,1
1,1
1,1
1,1

--------------------------------
<*> В основных ценах.
<**> За 2013 год приведены оценочные данные Министерства экономики Омской области.

Раздел 2. Пояснительная записка к прогнозу

Прогноз разработан на основе:
- прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, предполагающего относительную стабилизацию геополитической обстановки, прекращение действия в августе 2015 года санкций, введенных в Российской Федерации на импорт продовольственных продуктов, постепенную отмену в 2015 году санкций в отношении российских компаний, восстановление доступа компаний на мировые рынки капитала в 2016 - 2017 годах;
- тенденций социально-экономического развития Омской области за предшествующие годы и фактически складывающейся ситуации в текущем году;
- прогнозных данных о деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляемой на территории Омской области, на 2015 год и на период до 2017 года;
- мер по социально-экономическому развитию Омской области, предусмотренных областным законодательством.
Прогноз выполнен по двум вариантам. Второй вариант прогноза предполагает более высокие, чем по первому варианту прогноза, темпы социально-экономического развития Омской области.
Показатели прогноза ориентированы на достижение целевых индикаторов указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596 - 602, 606 и рассчитаны исходя из направлений региональной государственной политики, определенных в рамках завершения первого этапа и начала второго этапа Стратегии социально-экономического развития Омской области до 2025 года, утвержденной Указом Губернатора Омской области от 24 июня 2013 года № 93 (далее - Стратегия).
Корректировка основных параметров прогноза на 2015 - 2017 годы по сравнению с показателями уточненного прогноза социально-экономического развития Омской области на 2014 год и на период до 2016 года, утвержденного распоряжением Правительства Омской области от 10 апреля 2014 года № 35-рп, в основном связана с ухудшением макроэкономических показателей в связи с ростом внешнеполитических рисков и введением санкций в отношении российских компаний. В связи с этим в сторону понижения пересмотрены оценки 2014 года и прогноз по динамике ряда показателей, в том числе валового регионального продукта Омской области (далее - ВРП), индекса промышленного производства, инвестиций в основной капитал, внешнеторгового оборота, финансовых результатов деятельности организаций, осуществляющих деятельность на территории Омской области, а также фонда оплаты труда и среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников организаций Омской области.
ВРП в 2017 году вырастет на 4,6 - 7,9 процента к уровню 2014 года по первому и второму вариантам прогноза соответственно. Среднегодовой прирост ВРП составит 1,5 - 2,6 процента по вариантам прогноза соответственно.
Динамика данного интегрированного показателя в прогнозируемом периоде будет определяться темпами роста в производственном секторе экономики Омской области, инвестиционной активностью организаций, улучшением их финансового состояния.
В 2015 - 2017 годах прогнозируется рост промышленного производства в Омской области. В 2017 году объем промышленного производства составит по первому варианту прогноза 105 процентов к уровню 2014 года, по второму варианту - 108,2 процента. Среднегодовые темпы роста промышленного производства составят 101,6 - 102,7 процента.
Основой роста промышленного производства в прогнозируемом периоде останутся обрабатывающие производства. В 2017 году объем обрабатывающего производства возрастет на 6 - 8,2 процента относительно уровня 2014 года по вариантам прогноза соответственно. Наибольший вклад в рост промышленного производства внесут организации нефтехимического комплекса, пищевой промышленности и машиностроения, доля которых в валовой добавленной стоимости составляет более 70 процентов.
В разрезе видовой структуры обрабатывающей промышленности прогнозируется следующая динамика: производство нефтепродуктов (104,8 - 109 процентов соответственно по вариантам прогноза к уровню 2014 года); химическое производство (107,2 - 112,2 процента); производство резиновых и пластмассовых изделий (111,9 - 119,4 процента); производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака (102,2 - 104,1 процента); производство машин и оборудования (108,1 - 111,4 процента); производство транспортных средств и оборудования (105,3 - 113,3 процента); производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования (109,2 - 117,6 процента); металлургическое производство и производство готовых металлических изделий (105,9 - 111,8 процента); производство прочих неметаллических минеральных продуктов (120 - 124,2 процента); обработка древесины и производство изделий из дерева (106,7 - 112,4 процента); целлюлозно-бумажное производство (108,9 - 117,4 процента); текстильное и швейное производство (114,4 - 122,9 процента); производство кожи, изделий из кожи и производство обуви (113,3 - 119,1 процента).
Стратегией определены приоритетные для развития региона и имеющие высокий уровень конкурентоспособности отраслевые кластеры: кластер нефтепереработки и нефтехимии, кластер высокотехнологичных компонентов и систем, агропищевой и лесопромышленный кластеры. Реализация кластерных проектов, ориентированных на создание законченной технологической цепи, не только обеспечит прирост промышленного производства, но и позволит создавать конкурентоспособную продукцию с высокой добавленной стоимостью, стимулировать инвестиционную и инновационную активность организаций-участников кластеров, развить кооперационные связи между ними.
Основные направления перспективного развития кластера нефтепереработки и нефтехимии предусматривают использование имеющегося потенциала и создание новых мощностей по производству нефтехимической продукции, реализацию проекта по производству этилена, создание и развитие сегмента инжиниринговых услуг на базе проектных и сервисных организаций - участников кластера Омской области. В 2015 - 2017 годах планируется начало реализации проекта газохимического комплекса.
Кроме того, развитию нефтехимического кластера будет способствовать продолжение реализации проектов, ориентированных на создание законченной технологической цепи от переработки углеводородного сырья до выпуска конечной продукции с высокой добавленной стоимостью, в том числе:
- увеличение глубины переработки нефти (с 91 процента в 2014 году до 95 процентов в 2017 году) и объема выпуска высокомаржинальной продукции - высокооктановых бензинов и топлива классов Евро-4 и Евро-5 (ОАО "Газпромнефть - ОНПЗ");
- наращивание объемов производства полипропилена (ООО "Полном") и создание промышленного парка по его переработке и выпуску тары, упаковки, посуды, строительных материалов;
- реализация проектов по переработке полимеров в готовые изделия (ЗАО "Ретал", ООО "Омский завод трубной изоляции" и т.д.);
- увеличение объемов производства и расширение ассортимента и модификаций шинной продукции (ОАО "Кордиант").
В рамках развития кластера высокотехнологичных компонентов и систем в 2015 - 2017 годах получит развитие производство импортозамещающих изделий для российской авиационной и ракетной техники, инженерных машин, телекоммуникационной продукции, промышленной и бытовой электроники, оборудования для нефтегазодобычи, приборов и оборудования для медицины и жилищно-коммунального хозяйства.
Предполагается дальнейшее развитие омского технопарка радиоэлектроники, центров промышленной кооперации и прототипирования, продолжение реализации проекта создания федерального инжинирингового центра по разработке конструкций на основе нанокомпозитных материалов на базе ФГУП "НПП "Прогресс", расширение поставок высокотехнологичной продукции наукоемких организаций Омской области структурным подразделениям ОАО "Газпром" в соответствии с Дорожной картой проекта "Расширение использования высокотехнологичной продукции наукоемких организаций Омской области, в том числе импортозамещающей, в интересах ОАО "Газпром", утвержденной Губернатором Омской области, Председателем Правительства Омской области В.И. Назаровым и Председателем Правления ОАО "Газпром" А.Б. Миллером 29 января 2014 года, подписание и реализация аналогичных дорожных карт с другими корпоративными заказчиками и потенциальными потребителями (ОАО "АК "АЛРОСА", ОАО "МРСК Сибири", ОАО "ТГК-11").
Прирост объемов производства в машиностроительном комплексе в 2015 - 2017 годах планируется обеспечить за счет развития импортозамещения, освоения новых видов и модификаций продукции, увеличения объемов работ по государственному оборонному заказу, увеличению спроса на продукцию и объема заказов.
В производстве машин и оборудования "точками роста" станут организации, развивающие высокие оборонные технологии (например, ОАО "Омский завод транспортного машиностроения", на базе которого в 2016 году предусмотрено открыть центр аддитивных технологий и цифрового производства).
В производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования приоритетными проектами являются:
- развитие теле- и радиоэлектроники в рамках создаваемого центра по проектированию и изготовлению радиоэлектронных компонентов на базе ОАО "ОНИИП";
- создание дизайн-центра по разработке и производству многофункциональных сверхвысокочастотных модулей типа "система в корпусе" в ОАО "Центральное конструкторское бюро автоматики";
- формирование современного научно-производственного комплекса для выполнения обязательств предприятия по поставкам продукции по государственному оборонному заказу и в рамках международного военно-технического сотрудничества в ОАО "Сатурн".
Развитие производства транспортных средств и оборудования планируется обеспечить за счет:
- организации серийного производства ракет-носителей семейства "Ангара" на базе унифицированных ракетных модулей на ПО "Полет" - филиале ФГУП "Государственный космический научно-производственный центр им. М.В. Хруничева";
- модернизации и технического перевооружения производственных мощностей в филиале "Омское моторостроительное объединение им. П.И. Баранова" ФГУП "НПЦ газотурбостроения "Салют", ОАО "Высокие технологии", ОАО "Омское моторостроительное конструкторское бюро", ОАО "Омское машиностроительное конструкторское бюро".
Предусматривается участие промышленных организаций Омской области в реализации приоритетных государственных программ Российской Федерации, в том числе ряда программ развития высокотехнологичных секторов экономики (авиастроения, электронной и радиоэлектронной промышленности, космического комплекса).
Развитие новых инновационных производств в рамках кластера высокотехнологичных компонентов и систем позволит создать новые высокопроизводительные рабочие места, увеличить долю продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в ВРП с 16,6 процента в 2014 году до 17,1 процента в 2017 году.
Перспективными направлениями развития агропищевого кластера в 2015 - 2017 годах являются увеличение глубины переработки продукции, выход на новые рынки сбыта, создание и развитие производств в новых продуктовых сегментах и импортозамещение, повышение конкурентоспособной продукции, развитие системы государственной поддержки местных сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также содействие реализации инвестиционных проектов, в том числе за счет средств федерального бюджета. Будет продолжено формирование 7 подкластеров вокруг системообразующих организаций агропромышленного комплекса Омской области.
Предполагается дальнейшее развитие производственно-логистического сегмента инфраструктуры кластера путем создания на территории Омской области нескольких логистических центров для аккумулирования омской продукции в целях максимально эффективной ее реализации местным потребителям и за пределы Омской области. Планируется увеличение объемов оказываемых услуг по сортировке, фасовке и вакуумной упаковке овощей, введенными в эксплуатацию в 2014 году двумя агрологистическими центрами - ООО "Форто" с проектной мощностью до 10 тонн переработки плодоовощной продукции в сутки и ООО "Агрокультура" с мощностью до 50 тонн переработки овощей в сутки.
В производстве пищевых продуктов темпы роста в 2017 году составят 102,2 - 104,1 процента к уровню 2014 года соответственно по вариантам прогноза. Среднегодовой прирост по прогнозу составит 0,7 - 1,3 процента на фоне продолжения сокращения объемов производства пива и алкогольной продукции. При этом среднегодовой прирост производства мясных, молочных и прочих пищевых продуктов (включая хлебобулочные) без учета пива и алкогольной продукции планируется на более высоком уровне.
Факторами роста производства пищевых продуктов в прогнозируемом периоде станут:
- выход на проектную мощность предприятий агропромышленного комплекса Омской области - комбикормовых заводов, свиноводческого и птицеводческих комплексов (ООО "РУСКОМ-Агро", ООО "Титан-Агро", ООО "Осокино" и ООО "Птицевод"), хлебозавода (ОАО "Хлебодар"), завода по глубокой переработке масличных культур (ООО "Продэкс - Омск");
- модернизация производства "Манрос М" филиала ОАО "Вимм-Билль-Данн", омского филиала ООО "Юнилевер Русь", ООО "Маслосыркомбинат "Тюкалинский", ЗАО "Любинский молочноконсервный комбинат", ООО "Вибиряк плюс", ОАО "Омский Бекон" (г. Калачинск);
- развитие производственно-логистической инфраструктуры для подработки, хранения и дальнейшей транспортировки различных видов сельскохозяйственной продукции;
- расширение поставок омской пищевой продукции в торговые сети, государственным и муниципальным учреждениям Омской области на организацию социального питания, а также за пределы Омской области;
- удвоение (до 1 млн. дал) к 2016 году выпуска спирта ООО "Ликероводочный завод "Оша".
В 2015 - 2017 годах в лесопромышленном кластере предусматривается создание новых производственных мощностей по переработке мягколиственной, низкосортной и мелкотоварной древесины, древесных отходов, реализация малобюджетных проектов по использованию сыпучего древесного топлива (пеллеты, топливные брикеты, щепа).
В рамках развития кластера планируется строительство в Тарском муниципальном районе Омской области завода по производству ориентированно-стружечных плит, применяемых в малоэтажном и деревянном домостроении.
В 2015 году также предусмотрена реализация проекта по переводу котельных муниципальных районов Омской области на более дешевое, экологически чистое топливо - топливную древесную щепу.
Кроме того, в прогнозируемом периоде завершится строительство завода по производству быстровозводимых конструкций для индивидуального строительства в Азовском немецком национальном муниципальном районе Омской области.
В 2015 - 2017 годах по второму варианту прогноза ожидается рост объема производства по виду экономической деятельности "добыча полезных ископаемых" (в среднем на 2,7 процента ежегодно) в результате увеличения добычи природного газа на Тевризском газоконденсатном месторождении в связи с вводом в эксплуатацию второго ствола скважины № 5. В прогнозируемом периоде планируется начать разработку Кормиловского месторождения кварцевых песков с применением технологии скважинной гидродобычи.
Рост производства и распределения электроэнергии, газа и воды за счет увеличения потребления топливно-энергетических ресурсов промышленными предприятиями Омской области в 2017 году к уровню 2014 года по первому варианту прогноза составит 3 процента, по второму варианту прогноза - 6,1 процента.
Объем производства продукции сельского хозяйства в 2017 году увеличится на 7,3 - 10,9 процента к уровню 2014 года по первому и второму вариантам прогноза соответственно. В основу второго варианта прогноза заложены благоприятные погодные условия и, следовательно, более высокие объемы производства в растениеводстве. Среднегодовые темпы роста сельскохозяйственного производства составят 102,4 - 103,5 процента по вариантам прогноза соответственно.
Продолжится программа реконструкции и модернизации молочного животноводства с переходом на современные технологии содержания и кормления с вводом в 2015 году не менее 3 современных комплексов с доильными залами.
В 2015 году планируется начать реализацию крупных инвестиционных проектов по строительству животноводческих комплексов на 1800 коров в Омском муниципальном районе Омской области (группа компаний "Руском") и на 1200 коров в Азовском немецком национальном муниципальном районе Омской области (ООО "Русское зерно").
После завершения строительства завода по переработке молока ООО "МилкОм" планирует приступить к строительству молочного комплекса на 1200 коров.
В целях увеличения производства мяса будут реализовываться проекты по производству мяса индейки в Омском, Таврическом муниципальных районах Омской области, мяса бройлеров в Азовском немецком национальном и Кормиловском муниципальных районах Омской области, модернизации и реконструкции производственных мощностей ОАО "Омский Бекон" со строительством селекционно-племенного центра, по увеличению (на 35 тыс. тонн) производства мяса птицы на ОАО "Птицефабрика "Сибирская".
Кроме того, планируется завершение работ на свинокомплексе ООО "Титан-Агро" и начало работ на второй очереди свинокомплекса ООО "Руском-Агро" в Кормиловском муниципальном районе Омской области, продолжится модернизация и реконструкция птицефабрик яичного направления в Азовском немецком национальном и Любинском муниципальных районах Омской области.
Экономический рост в Омской области в прогнозируемом периоде во многом будет определяться инвестиционной активностью организаций.
Объем инвестиций в основной капитал в 2017 году увеличится на 6 - 13,2 процента к уровню 2014 года по первому и второму вариантам прогноза соответственно. Среднегодовые темпы роста инвестиций составят 102 - 104,2 процента по вариантам прогноза соответственно.
Бюджетные инвестиции в 2015 - 2017 годах будут направлены на реализацию крупных инфраструктурных проектов, а также строительство объектов высокой степени готовности. Притоку частных инвестиций будет способствовать уже начатая работа по созданию благоприятных условий для инвестиционной и предпринимательской деятельности. Продолжится совершенствование правовых основ осуществления инвестиционной деятельности в Омской области, расширение государственной поддержки инвесторов, развитие специализированных институтов по привлечению инвестиций, а также формирование Областного инвестиционного земельного фонда.
Развитию инвестиционной деятельности будут способствовать также меры по улучшению предпринимательского климата, которые предусматривают развитие следующих приоритетных направлений поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства:
- модернизация производственного процесса путем развития лизинга оборудования, компенсация части затрат на приобретение производственного оборудования;
- развитие социального предпринимательства;
- содействие развитию начинающих предпринимателей;
- развитие деятельности гарантийного фонда для кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства и содействие в привлечении субъектами малого и среднего предпринимательства кредитных ресурсов;
- поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, путем содействия деятельности центра координации поддержки экспортно ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства, информационно-аналитических центров;
- поддержка организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
- вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность, в том числе в инновационной сфере.
С учетом динамики в реальном секторе экономики Омской области прибыль прибыльных организаций увеличится в 2017 году на 10,7 - 23,7 процента к уровню 2014 года до 58,8 - 65,7 млрд. рублей по первому и второму вариантам прогноза соответственно. Прогнозируется положительное сальдо прибылей и убытков организаций, которое к 2017 году составит 46 - 52,2 млрд. рублей (рост к уровню 2014 года в 1,8 - 2 раза). Наибольшее влияние на формирование финансового результата будет оказывать деятельность организаций обрабатывающих производств (в первую очередь организаций, осуществляющих производство нефтепродуктов), а также организаций малого предпринимательства.
Прогноз финансовых результатов деятельности организаций Омской области выполнен без учета деятельности банков в связи с тем, что с 1 августа 2014 года территориальные банки крупных кредитных организаций с широкой сетью подразделений не представляют отчетность в территориальные учреждения Центрального банка Российской Федерации по месту их нахождения в разрезе субъектов Российской Федерации в соответствии с Указаниями Банка России от 31 мая 2014 года № 3269-У "О внесении изменений в Указание Банка России от 12 ноября 2009 года № 2332-У "О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации".
Внешнеторговый оборот Омской области увеличится в 2017 году на 2,6 - 8,6 процента (до 1373,5 - 1453,4 млн. долл. США) относительно уровня 2014 года.
В 2017 году экспорт увеличится по первому варианту прогноза на 2,1 процента, по второму варианту - на 9,6 процента к уровню 2014 года и составит 875,5 - 940 млн. долл. США соответственно по вариантам прогноза. На экспорт будет поставляться продукция химической промышленности, каучук, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье, машины, оборудование и транспортные средства, древесина и целлюлозно-бумажные изделия, алкогольные и безалкогольные напитки.
Импорт в 2017 году возрастет на 3,5 - 6,7 процента относительно уровня 2014 года и достигнет 498 - 513,4 млн. долл. США. Динамика импорта будет зависеть от состояния внутреннего спроса и определяться потребностями технологического перевооружения экономики Омской области, увеличением потребительского спроса населения Омской области. В наибольшей степени это отразится на импорте машин, оборудования и транспортных средств, металлов и изделий из них, продукции химической и пищевой промышленности, текстиля, текстильных изделий и обуви.
Объем ввода жилья в 2017 году по первому варианту прогноза увеличится на 5,8 процента относительно уровня 2014 года до 730 тыс. кв.м, по второму варианту - на 15,9 процента до 800 тыс. кв.м. Среднегодовые темпы роста ввода жилья в 2015 - 2017 годах составят 101,9 - 105,1 процента по вариантам прогноза соответственно.
Рост объемов жилищного строительства в 2015 - 2017 годах будет обеспечен за счет:
- реализации мер, направленных на формирование в Омской области рынка доступного жилья, в том числе жилья экономкласса;
- развития площадок комплексного освоения территорий в Омской области;
- увеличения объемов инвестиций в основной капитал, направляемых в инженерную инфраструктуру и жилищную сферу, за счет развития государственно-частного партнерства;
- развития индивидуального жилищного строительства и обеспечения жильем отдельных категорий граждан.
В прогнозируемом периоде продолжится улучшение показателей, характеризующих уровень жизни населения Омской области, что обусловлено реализацией мер по повышению доходов населения Омской области (предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, предусмотренных федеральным и областным законодательством, повышение заработной платы работников бюджетной сферы Омской области).
В 2017 году среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в Омской области возрастет в 1,2 - 1,3 раза к уровню 2014 года и достигнет по первому варианту прогноза 32500 рублей, по второму варианту - 33650 рублей. Среднегодовой прирост заработной платы в 2015 - 2017 годах прогнозируется на уровне 6,8 - 8 процентов.
Прогноз показателей средней заработной платы и фонда заработной платы учитывает необходимость выполнения обязательств Правительства Омской области по повышению оплаты труда целевым категориям работников бюджетной сферы, определенным указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597, от 1 июня 2012 года № 761 и от 28 декабря 2012 года № 1688.
К 2017 году среднемесячная номинальная начисленная заработная плата составит:
- врачей - 200 процентов от средней заработной платы по Омской области;
- учителей - 100 процентов от средней заработной платы по Омской области;
- преподавателей и мастеров производственного обучения государственных профессиональных образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, - 95 процентов от средней заработной платы по Омской области;
- работников государственных учреждений культуры Омской области - 92 процента от средней заработной платы по Омской области;
- социальных работников - 89,5 процента от средней заработной платы по Омской области.
В 2015 - 2017 годах ожидается рост потребительского спроса населения Омской области. Закладывается динамика умеренного роста оборота розничной торговли и объема платных услуг населению Омской области. В 2017 году оборот розничной торговли вырастет на 10,9 - 16,1 процента к уровню 2014 года соответственно по первому и второму вариантам прогноза, объем платных услуг населению - на 9,3 - 14,3 процента. На увеличение объема платных услуг окажет влияние постепенный рост платежеспособного спроса населения, а также общий рост цен и тарифов. Наибольший удельный вес в общем объеме платных услуг составят жилищно-коммунальные, транспортные, бытовые услуги, а также услуги связи.
В 2015 - 2017 годах прогнозируется умеренный рост цен. Индекс потребительских цен на товары и платные услуги населению в Омской области в декабре 2017 года составит 116,3 процента к уровню декабря 2014 года по первому варианту прогноза и 113 процентов - по второму варианту. В среднем рост потребительских цен составит 4,2 - 5,2 процента в год.
Среднегодовая численность постоянного населения Омской области в 2017 году составит 1988 тыс. человек и по сравнению с 2014 годом увеличится на 12,4 тыс. человек. Положительная динамика изменения численности населения Омской области обусловлена естественным и миграционным приростом населения Омской области. Уровень естественного прироста населения Омской области в 2017 году достигнет 2,2 промилле, миграционного прироста - 2,5 промилле.
В 2015 - 2017 годах продолжится демографическая тенденция уменьшения численности лиц трудоспособного возраста, обусловленная ростом количества людей, выходящих из трудоспособного возраста, а также тем, что резервы пополнения человеческих ресурсов, связанные со вступлением в трудоспособный возраст молодых людей из многочисленного поколения, фактически исчерпаны.
По первому варианту в 2017 году прогнозируется увеличение численности экономически активного населения Омской области до 1059 тыс. человек (на 1 тыс. человек по сравнению с уровнем 2014 года), по второму варианту - до 1061 тыс. человек (на 3 тыс. человек по сравнению с уровнем 2014 года) за счет вовлечения в трудовую деятельность лиц старше трудоспособного возраста, создания дополнительных условий для интеграции в трудовую деятельность лиц с ограниченными физическими возможностями, миграционного прироста трудоспособного населения Омской области.
В условиях прогнозируемого развития экономики Омской области численность занятых в экономике в 2015 году составит 952 - 956 тыс. человек по первому и второму вариантам прогноза соответственно, в 2017 году - 957 - 959 тыс. человек. Увеличение численности занятых в экономике связано с реализацией инвестиционных проектов, ростом объемов производства, ожидаемым увеличением спроса работодателей на рабочую силу.
Показатель зарегистрированной безработицы в 2015 - 2017 годах сохранится на уровне 2014 года - 1,1 процента от численности экономически активного населения Омской области. По методологии Международной организации труда уровень общей безработицы снизится с 6,7 процента от численности экономически активного населения Омской области в 2014 году до 6,2 - 5,9 процента к 2017 году по вариантам прогноза соответственно.

_______________


------------------------------------------------------------------