Постановление Администрации Тюкалинского муниципального района Омской области от 04.09.2014 N 49/9 "О Порядке осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита"



АДМИНИСТРАЦИЯ ТЮКАЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 сентября 2014 г. № 49/9

О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
И ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО АУДИТА

В соответствии со статьей 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, руководствуясь Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом Тюкалинского муниципального района, Администрация Тюкалинского муниципального района Омской области постановляет:
1. Утвердить Порядок осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.

Глава муниципального района
И.И.Куцевич





Приложение
к постановлению
Администрации Тюкалинского
муниципального района
от 4 сентября 2014 г. № 49/9

ПОРЯДОК
осуществления внутреннего финансового контроля
и внутреннего финансового аудита

I. Общие положения

1. Настоящий Порядок определяет правила осуществления главными распорядителями средств бюджета Тюкалинского муниципального района Омской области (далее - бюджета муниципального района), главными администраторами доходов бюджета муниципального района, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета муниципального района внутреннего финансового контроля и на основе функциональной независимости внутреннего финансового аудита.
2. Главные администраторы средств бюджета муниципального района обязаны предоставлять в структурное подразделение, уполномоченное на осуществление внутреннего муниципального финансового контроля, запрашиваемые им информацию и документы в целях проведения анализа осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.

II. Осуществление внутреннего финансового контроля

3. Внутренний финансовый контроль осуществляется непрерывно руководителем (заместителями руководителя), иными должностными лицами главного администратора средств бюджета муниципального района (далее - должностные лица), организующими и выполняющими внутренние процедуры составления и исполнения бюджета муниципального района, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности (далее - внутренние бюджетные процедуры).
4. Внутренний финансовый контроль направлен:
1) на соблюдение приказов главного администратора средств бюджета муниципального района, регулирующих составление и исполнение бюджета муниципального района, составление бюджетной отчетности и ведение бюджетного учета (далее - внутренние стандарты), главными администраторами средств бюджета муниципального района и получателями средств бюджета муниципального района, исполняющими бюджетные полномочия;
2) на подготовку и организацию мер по повышению экономности и результативности использования средств бюджета муниципального района.
5. Должностные лица осуществляют внутренний финансовый контроль в отношении следующих внутренних бюджетных процедур:
1) составление и представление документов в Комитет финансов и контроля Администрации Тюкалинского муниципального района Омской области (далее - Комитет финансов и контроля), необходимых для составления и рассмотрения проекта бюджета муниципального района;
2) составление и представление документов главному администратору средств бюджета муниципального района, необходимых для составления и рассмотрения проекта бюджета муниципального района;
3) составление и представление документов в Комитет финансов и контроля, необходимых для составления и ведения кассового плана исполнения бюджета муниципального района;
4) составление, утверждение и ведение бюджетной росписи главного распорядителя средств бюджета муниципального района;
5) составление и направление документов в Комитет финансов и контроля, необходимых для формирования и ведения сводной бюджетной росписи бюджета муниципального района, а также для доведения (распределения) бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств до подведомственных получателей средств бюджета муниципального района, исполняющих бюджетные полномочия;
6) составление, утверждение и ведение бюджетных смет;
7) формирование и утверждение муниципальных заданий в отношении подведомственных муниципальных учреждений Тюкалинского муниципального района;
8) исполнение бюджетной сметы;
9) принятие и исполнение бюджетных обязательств;
10) осуществление начисления, учета и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей (поступления источников финансирования дефицита бюджета) в бюджет муниципального района, пеней и штрафов по ним;
11) принятие решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет муниципального района, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы;
12) принятие решений о зачете (уточнении) платежей в бюджет муниципального района;
13) процедура ведения бюджетного учета, в том числе принятия к учету первичных учетных документов (составления сводных учетных документов), отражения информации, указанной в первичных учетных документах и регистрах бюджетного учета, проведения оценки имущества и обязательств, а также инвентаризаций;
14) составление и представление бюджетной отчетности и сводной бюджетной отчетности;
15) исполнение судебных актов по искам к муниципальному району, а также судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета муниципального района по денежным обязательствам муниципальных казенных учреждений.
6. Формами проведения внутреннего финансового контроля являются следующие контрольные действия, применяемые в ходе самоконтроля и (или) контроля по уровню подчиненности (подведомственности) (далее - методы контроля):
1) проверка оформления документов на соответствие требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов Омской области, муниципальных правовых актов Тюкалинского муниципального района, регулирующих бюджетные правоотношения, и внутренних стандартов;
2) авторизация операций (предоставление прав на осуществление действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур);
3) сверка данных;
4) сбор и анализ информации о результатах выполнения внутренних бюджетных процедур.
7. К способам проведения контрольных действий относятся:
1) сплошной способ, при котором контрольные действия осуществляются в отношении каждой проведенной операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры);
2) выборочный способ, при котором контрольные действия осуществляются в отношении отдельной проведенной операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры).
8. Внутренний финансовый контроль осуществляется в структурных подразделениях главного администратора средств бюджета муниципального района, ответственных за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур, в соответствии с картами внутреннего финансового контроля, утверждаемыми руководителем главного администратора средств бюджета муниципального района по форме согласно приложению к настоящему Порядку.
9. Формирование (актуализация) карты внутреннего финансового контроля проводится:
1) до начала очередного финансового года;
2) при принятии решения руководителем главного администратора средств бюджета муниципального района о внесении изменений в карты внутреннего финансового контроля;
3) в случае внесения изменений в нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, определяющих необходимость изменения внутренних бюджетных процедур.
10. Самоконтроль осуществляется сплошным способом должностным лицом путем проведения проверки каждой выполняемой им операции на соответствие нормативным правовым актам Российской Федерации, нормативным правовым актам Омской области, муниципальным правовым актам Тюкалинского муниципального района, регулирующим бюджетные правоотношения, внутренним стандартам, а также путем оценки причин и обстоятельств (факторов), негативно влияющих на совершение операции.
11. Контроль по уровню подчиненности осуществляется сплошным способом должностными лицами главного администратора средств бюджета муниципального района, ответственными за организацию и исполнение внутренних бюджетных процедур, путем авторизации операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур), осуществляемых подчиненными должностными лицами.
12. Контроль по уровню подведомственности осуществляется сплошным или выборочным способом в отношении процедур и операций, совершенных подведомственными получателями средств бюджета муниципального района, исполняющими бюджетные полномочия, путем проведения проверок, направленных на установление соответствия представленных документов требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов Омской области, муниципальных правовых актов Тюкалинского муниципального района, регулирующих бюджетные правоотношения, и внутренним стандартам, и (или) путем сбора и анализа информации о своевременности составления и представления документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур, точности и обоснованности информации, отраженной в указанных документах, а также законности совершения отдельных операций.
Результаты таких проверок оформляются заключением с указанием необходимости внесения исправлений и (или) устранения недостатков (нарушений) при их наличии в установленный в заключении срок либо разрешительной надписью на представленном документе.
13. Информация о результатах внутреннего финансового контроля направляется структурным подразделением, ответственным за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур, руководителю главного администратора средств бюджета муниципального района с установленной руководителем главного администратора средств бюджета муниципального района периодичностью.
14. По итогам рассмотрения результатов внутреннего финансового контроля руководитель главного администратора средств бюджета муниципального района при наличии выявленных нарушений и (или) недостатков принимает одно или несколько из решений:
1) о необходимости устранения выявленных нарушений (недостатков) в установленный срок, применении материальной, дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам, проведении служебных проверок;
2) о внесении изменений в карту внутреннего финансового контроля;
3) об изменении внутренних стандартов, в том числе учетной политики главного администратора средств бюджета муниципального района;
4) об уточнении прав по формированию финансовых и первичных учетных документов, а также прав доступа к записям в регистры бюджетного учета;
5) о направлении информации об обстоятельствах и фактах, свидетельствующих о наличии признаков административного правонарушения (уголовного преступления), влекущего за собой административную (уголовную) ответственность, и (или) документов, подтверждающих такие факты, в органы, в компетенцию которых входит рассмотрение таких обстоятельств и фактов.

III. Осуществление внутреннего финансового аудита

15. Внутренний финансовый аудит осуществляется структурными подразделениями и (или) уполномоченными должностными лицами, работниками главного администратора средств бюджета муниципального района (далее - субъект внутреннего финансового аудита), наделенными полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита, на основе функциональной независимости.
Субъект внутреннего финансового аудита подчиняется непосредственно и исключительно руководителю главного администратора средств бюджета муниципального района.
16. Целями внутреннего финансового аудита являются:
1) оценка надежности внутреннего финансового контроля и подготовка рекомендаций по повышению его эффективности;
2) подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;
3) подготовка предложений о повышении экономности и результативности использования средств бюджета муниципального района.
17. Предметом внутреннего финансового аудита является совокупность финансовых и хозяйственных операций, совершенных структурными подразделениями главного администратора средств бюджета муниципального района, подведомственными получателями средств бюджета муниципального района, исполняющими бюджетные процедуры (далее - объекты аудита), а также организация и осуществление внутреннего финансового контроля.
18. Внутренний финансовый аудит осуществляется в форме плановых и внеплановых аудиторских проверок. Плановые проверки осуществляются в соответствии с годовым планом внутреннего финансового аудита, утверждаемым руководителем главного администратора средств бюджета муниципального района до начала очередного финансового года (далее - план).
19. План представляет собой перечень аудиторских проверок, которые планируется провести в очередном финансовом году.
По каждой аудиторской проверке в плане указывается проверяемая внутренняя бюджетная процедура, объекты аудита, срок проведения аудиторской проверки и ответственные исполнители.
20. При планировании аудиторских проверок учитываются:
1) значимость операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры), групп однотипных операций объектов аудита, которые могут оказать значительное влияние на годовую и (или) квартальную бюджетную отчетность главного администратора средств бюджета муниципального района в случае неправомерного исполнения этих операций;
2) факторы, влияющие на объем выборки проверяемых операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры) для тестирования эффективности (надежности) внутреннего финансового контроля, к которым, в том числе, относятся частота выполнения визуальных контрольных действий, существенность процедур внутреннего финансового контроля и уровень автоматизации процедур внутреннего финансового контроля;
3) наличие значимых бюджетных рисков после проведения процедур внутреннего финансового контроля.
21. Решение о проведении внеплановой аудиторской проверки принимается руководителем главного администратора средств бюджета муниципального района на основании информации, поступившей руководителю главного администратора средств бюджета муниципального района, о фактах нарушения финансовых и хозяйственных операций, совершенных объектами аудита.
22. Аудиторская проверка назначается приказом руководителя главного администратора средств бюджета муниципального района.
23. Аудиторская проверка проводится на основании программы аудиторской проверки, утвержденной руководителем главного администратора средств бюджета муниципального района.
24. Программа аудиторской проверки должна содержать:
1) тему аудиторской проверки;
2) наименование объектов аудита;
3) перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе аудиторской проверки, а также сроки ее проведения.
25. Аудиторские проверки подразделяются:
1) на камеральные проверки, которые проводятся по месту нахождения субъекта внутреннего финансового аудита на основании представленных по его запросу информации и материалов;
2) на выездные проверки, которые проводятся по месту нахождения объектов аудита;
3) на комбинированные проверки, которые проводятся как по месту нахождения субъекта внутреннего финансового аудита, так и по месту нахождения объектов аудита.
26. Должностные лица субъекта внутреннего финансового аудита при проведении аудиторских проверок имеют право:
1) запрашивать и получать на основании мотивированного запроса документы, материалы и информацию, необходимые для проведения аудиторских проверок, в том числе информацию об организации и о результатах проведения внутреннего финансового контроля;
2) посещать помещения и территории, которые занимают объекты аудита, в отношении которых осуществляется аудиторская проверка.
Срок направления и исполнения указанного запроса устанавливается руководителем главного администратора средств бюджета муниципального района.
27. Субъект внутреннего финансового аудита обязан:
1) соблюдать требования нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов Омской области, муниципальных правовых актов Тюкалинского муниципального района в установленной сфере деятельности;
2) проводить аудиторские проверки в соответствии с программой аудиторской проверки;
3) знакомить руководителя или уполномоченное должностное лицо объекта аудита с программой аудиторской проверки, а также с результатами аудиторских проверок (актами).
28. В ходе аудиторской проверки проводится исследование:
1) осуществления внутреннего финансового контроля;
2) законности выполнения внутренних бюджетных процедур и эффективности использования средств бюджета муниципального района;
3) ведения учетной политики, принятой объектом аудита, в том числе на предмет ее соответствия изменениям в области бюджетного учета;
4) формирования финансовых и первичных учетных документов, а также наделения правами доступа к записям в регистрах бюджетного учета;
5) бюджетной отчетности.
29. Аудиторская проверка проводится путем выполнения:
1) инспектирования, представляющего собой изучение записей и документов, связанных с осуществлением операций внутренней бюджетной процедуры и (или) материальных активов;
2) наблюдения, представляющего собой систематическое изучение действий должностных лиц и работников объекта аудита, выполняемых ими в ходе исполнения операций внутренней бюджетной процедуры;
3) запроса, представляющего собой обращение к осведомленным лицам в пределах или за пределами объекта аудита в целях получения сведений, необходимых для проведения аудиторской проверки;
4) подтверждения, представляющего собой ответ на запрос информации, содержащейся в регистрах бюджетного учета;
5) пересчета, представляющего собой проверку точности арифметических расчетов, произведенных объектом аудита, либо самостоятельного расчета работником подразделения внутреннего финансового аудита;
6) аналитических процедур, представляющих собой анализ соотношений и закономерностей, основанных на сведениях об осуществлении внутренних бюджетных процедур, а также изучение связи указанных соотношений и закономерностей с полученной информацией с целью выявления отклонений от нее и (или) неправильно отраженных в бюджетном учете операций и их причин и недостатков осуществления иных внутренних бюджетных процедур.
30. При проведении аудиторской проверки должны быть получены достаточные надлежащие надежные доказательства. К доказательствам относятся достаточные фактические данные и достоверная информация, основанные на рабочей документации и подтверждающие наличие выявленных нарушений и недостатков в осуществлении внутренних бюджетных процедур объектами аудита, а также являющиеся основанием для выводов и предложений по результатам аудиторской проверки.
31. Предельные сроки проведения аудиторских проверок, основания для их приостановления и продления устанавливаются главным администратором средств бюджета муниципального района.
32. Результаты аудиторской проверки оформляются актом аудиторской проверки, который подписывается руководителем аудиторской группы (должностным лицом, уполномоченным на проведение аудиторской проверки) и вручается им представителю объекта аудита. Объект аудита вправе представить письменные возражения по акту аудиторской проверки.
33. Форма акта аудиторской проверки, порядок направления и сроки его рассмотрения объектом аудита устанавливаются главным администратором средств бюджета муниципального района.
34. На основании акта аудиторской проверки составляется отчет о результатах аудиторской проверки, содержащий информацию об итогах аудиторской проверки, в том числе:
1) информацию о выявленных в ходе аудиторской проверки недостатках и нарушениях (в количественном и денежном выражении), об условиях и о причинах таких нарушений, а также о значимых бюджетных рисках;
2) информацию о наличии или об отсутствии возражений со стороны объектов аудита;
3) выводы о степени надежности внутреннего финансового контроля и достоверности представленной объектами аудита бюджетной отчетности;
4) выводы о соответствии ведения бюджетного учета объектами аудита методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;
5) выводы, предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений и (или) недостатков, а также предложения по повышению экономности и результативности использования средств бюджета муниципального района.
35. Отчет о результатах аудиторской проверки с приложением акта аудиторской проверки направляется руководителю главного администратора средств бюджета муниципального района. По результатам рассмотрения указанного отчета руководитель главного администратора средств бюджета муниципального района вправе принять одно или несколько из решений:
1) о необходимости реализации аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
2) о применении материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам, а также о проведении служебных проверок;
3) о направлении информации об обстоятельствах и фактах, свидетельствующих о наличии признаков административного правонарушения (уголовного преступления), влекущего за собой административную (уголовную) ответственность, и (или) документов, подтверждающих такие факты, в органы, в компетенцию которых входит рассмотрение таких обстоятельств и фактов.





Приложение
к Порядку осуществления
внутреннего финансового
контроля и внутреннего
финансового аудита

КАРТА
внутреннего финансового контроля

№ п/п
Операция
Должностное лицо - исполнитель
Должностное лицо - контролер
Методы контроля
Периодичность контрольных действий
Процедура (номер и наименование)
1.





2.







------------------------------------------------------------------