Решение Арбитражного суда Омской области от 19.08.2014 по делу N А46-7214/2014 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим Приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 14.11.2013 N 203/59 "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2013 год">



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 19 августа 2014 г. по делу № А46-7214/2014

Резолютивная часть решения объявлена 14 августа 2014 года.
В полном объеме решение изготовлено 19 августа 2014 года.
Арбитражный суд Омской области в составе председательствующего судьи Третинник М.А., судей Захарцевой С.Г., Долгалева Б.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Алдохиной Е.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "Омскэлектро" (ОГРН 1135543015145 ИНН 5506225921)
к Региональной энергетической комиссии Омской области (ОГРН 1025500751418 ИНН 5503051635),
третьи лица: открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири", открытое акционерное общество "Электротехнический комплекс", общество с ограниченной ответственностью "Объединенная сетевая компания", открытое акционерное общество "Акционерная Компания "Омскагрегат", общество с ограниченной ответственностью "Омскстройматериалы-2", общество с ограниченной ответственностью "Завод строительных конструкций - 1", общество с ограниченной ответственностью "Микрорайон", закрытое акционерное общество "Энергосервис 2000", открытое акционерное общество "Оборонэнерго",
о признании недействующим приказа от 14.11.2013 № 203/59,
при участии в судебном заседании представителей
ОАО "Омскэлектро" - Гусевой М.В. по доверенности № 511юр от 31.03.2014 (личность удостоверена паспортом),
Региональной энергетической комиссии Омской области - Мурановой Т.В. по доверенности № 01-0813 от 05.02.2014 (личность удостоверена паспортом),
ОАО "Электротехнический комплекс" - Колегова В.И. по доверенности № 102/19 от 25.09.2013 (личность удостоверена паспортом),
ЗАО "Энергосервис 2000" - Касимовой А.А. по доверенности № 8-ю от 20.01.2014 (личность удостоверена паспортом),

установил:

ОАО "Омскэлектро" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 14.11.2013 № 203/59 "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2013 год".
По мнению ОАО "Омскэлектро", приказ № 203/59, действующий с 15.11.2013 по 31.12.2013, был принят регулирующим органом с нарушением пункта 7 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 (далее - Правила), поскольку в соответствии с указанным пунктом цены (тарифы) и (или) их предельные уровни вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее 12 месяцев. Оспариваемым актом введены в действие тарифы в большем размере, чем приказом Региональной энергетической комиссии Омской области № 593/69 от 27.12.2012 "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2013 год", действие в один и тот же период двух приказов об установлении тарифов создает неопределенность в их применении, нарушает права заявителя в сфере осуществления предпринимательской деятельности.
Региональная энергетическая комиссия Омской области требования заявителя не признала, указав на обоснованность и законность приказа № 203/59 по основаниям, изложенным в отзыве на заявления.
ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению, оспариваемый акт - законным и обоснованным.
ОАО "Электротехнический комплекс", ЗАО "Энергосервис 2000", ОАО "Оборонэнерго", ОАО "АК "Омскагрегат" требования заявителя не оспорили.
ООО "Объединенная сетевая компания", ОАО "Акционерная Компания "Омскагрегат", ООО "Омскстройматериалы-2", ООО "Завод строительных конструкций - 1", ООО "Микрорайон", ОАО "Оборонэнерго" уведомлены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. В заседание суда явку представителей не обеспечили. Дело рассмотрено без участия представителей указанных лиц по имеющимся в деле документам на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выслушав участников процесса, рассмотрев материалы дела в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд установил следующее обстоятельства.
Региональной энергетической комиссии Омской области был принят приказ от 27.12.2012 № 593/69 "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2013 год", которым установлены и введены в действие с 1 января по 31 декабря 2013 года единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые потребителям услуг, расположенным на территории Омской области, а также с 1 января 2013 года по 31 декабря 2014 года индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые сетевыми организациями, участвующими в процессе электроснабжения потребителей.
Решением Арбитражного суда Омской области от 08.11.2013 по делу А46-9710/2013, приказ Региональной энергетической комиссии Омской области от 27.12.2012 № 593/69 "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2013 год" был признан несоответствующим частям 2, 4 статьи 23 Федерального закона РФ от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Основам ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 и недействующим в полном объеме.
В связи с указанными обстоятельствами, Региональной энергетической комиссией Омской области был принят приказ от 14.11.2013 № 203/59 "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2013 год".
Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30.01.2014 решение Арбитражного суда Омской области от 08.11.2013 по делу А46-9710/2013 было отменено, дело передано в суд первой инстанции на новое рассмотрение.
Определением Арбитражного суда Омской области от 27.05.2014 производство по делу А46-9710/2013 было прекращено в связи с отказом заявителя от требований о признании недействующим приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 27.12.2012 № 593/69 "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2013 год".
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ОАО "Омскэлектро" в арбитражный суд с заявлением о признании приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 27.12.2012 № 593/69 "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2013 год" недействующим в связи с несоответствием нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, повлекшим нарушение прав и охраняемые законом интересов заявителей в сфере осуществления предпринимательской деятельности.
Суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований в силу следующего.
Согласно пункту 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт (пункт 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, проверка оспариваемого нормативного правового акта на предмет его соответствия нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, судом осуществляется на дату его принятия.
В силу части 1 статьи 23 Федерального закона № 35-ФЗ от 26.03.2003 "Об электроэнергетике" государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Правила, разработанные во исполнение статьи 24 Федерального закона "Об электроэнергетике", определяют основания и порядок установления (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, предусмотренных Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 № 1178.
В соответствии с пунктом 4 Правил в рамках установленных Федеральной службой по тарифам предельных уровней цен (тарифов) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов до начала очередного финансового года устанавливают на розничном рынке регулируемые цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность).
Цены (тарифы) и (или) их предельные уровни вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее 12 месяцев.
Действие настоящего пункта не распространяется на решения регулирующих органов, направленные на приведение ранее принятых решений об установлении тарифов или их предельных уровней в соответствие с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, на решения об установлении цен (тарифов) на услуги по обеспечению системной надежности и услуги по обеспечению вывода Единой энергетической системы России из аварийных ситуаций, на решения регулирующих органов об установлении цен (тарифов) для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование цен (тарифов) (в том числе применительно к отдельным категориям (группам) потребителей, потребителям на определенном уровне напряжения), на решения об установлении цен на электрическую энергию (мощность), производимую с использованием генерирующего объекта, мощность которого поставляется в вынужденном режиме, на решения регулирующих органов об установлении размера платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту и платы за технологическое присоединение к территориальным распределительным электрическим сетям энергопринимающих устройств отдельных потребителей и объектов по производству электрической энергии максимальной мощностью не менее 8900 кВт и на уровне напряжения не ниже 35 кВ, а также на решения об установлении цен на электрическую энергию и мощность, производимые с использованием генерирующего объекта, поставляющего мощность в вынужденном режиме, и генерирующих объектов, отнесенных на 1 января 2010 г. и (или) на 1 января 2008 г. к группам точек поставки, в отношении которых торговля электрической энергией либо электрической энергией и мощностью осуществлялась участником оптового рынка (за исключением оптовой генерирующей компании, созданной в результате реорганизации дочерних и зависимых акционерных обществ Российского открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Единая энергетическая система России", в уставный капитал которой переданы генерирующие объекты гидроэлектростанций), в отношении которого в перечень генерирующих объектов, определяемый распоряжением Правительства Российской Федерации для заключения договоров о предоставлении мощности, был включен генерирующий объект, для которого действует договор о предоставлении мощности и предельный объем поставки мощности которого равен нулю в течение 12 месяцев (пункт 7 Правил).
Как было указано выше и следует из материалов дела, тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2013 год были установлены приказом Региональной энергетической комиссии № 593/69 от 27.12.2012 "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2013 год".
Решением Арбитражного суда Омской области от 08.11.2013 по делу А46-9710/2013, вступившим в законную силу, приказ Региональной энергетической комиссии Омской области от 27.12.2012 № 593/69 "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2013 год" был признан несоответствующим частям 2, 4 статьи 23 Федерального закона РФ от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Основам ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 и недействующим в полном объеме.
В связи с несоответствием решения об установлении тарифов нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, Региональной энергетической комиссией Омской области в целях приведения ранее принятого решения регулирующего органа об установлении тарифов в соответствие с законодательством Российской Федерации был принят приказ от 14.11.2013 № 203/59 "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2013 год".
Таким образом, при принятии Региональной энергетической комиссией Омской области приказа № 203/59 от 14.11.2013 "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2013 год" нарушений пункта 7 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 допущено не было.
Доводы ОАО "Омскэлектро" о последующем изменении фактических обстоятельств (прекращением определением Арбитражного суда Омской области от 27.05.2014 производства по делу А46-9710/2013 в связи с отказом от заявленных требований о признании недействующим приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 27.12.2012 № 593/69), судом во внимание не принимаются.
Как было указано выше и следует из главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оспариваемый нормативный правовой акт может быть признан недействующим в случае, в том числе его несоответствия нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, на дату его принятия. Таковых нарушений судом не установлено. Изменение фактических обстоятельств период действия оспариваемого нормативного правового акта не предусмотрено законом как основание для признания его недействующим. Нормы права, позволяющей прийти к иному выводу, заявителем не приведено.
Доводы ОАО "Омскэлектро" о том, что приказ Региональной энергетической комиссии Омской области № 203/59 от 14.11.2013 не соответствует принципам, закрепленным частью 1 статьи 20 Федерального закона "Об электроэнергетике" об обеспечении защиты потребителей от необоснованного повышения цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), не принимаются судом во внимание, поскольку доказательств, указывающих на необоснованность тарифов, утвержденных оспариваемым приказом № 203/59, заявителем не представлено.
Что касается доводов ОАО "Омскэлектро" о нарушении его прав оспариваемым актом, то они также судом отклоняются по следующим основаниям. В обоснование доводам в данной части заявитель указал на то, что оспариваемым приказом № 203/59 от 14.11.2013 введены в действие тарифы в большем размере, чем тарифы, утвержденные приказом Региональной энергетической комиссии Омской области № 593/69 от 27.12.2012 "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2013 год", подобная ситуация, по мнению заявителя, является недопустимой и влечет нарушение прав ОАО "Омскэлектро" как субъекта розничного рынка электроэнергии.
Вместе с тем, согласно пункту 49 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-Э/2 индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, которые территориальные сетевые организации оказывают друг другу, то есть для взаиморасчетов пары сетевых организаций (далее - индивидуальные тарифы), определяются исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и необходимой валовой выручкой (с учетом расходов на оплату нормативных технологических потерь в сетях и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций).
Расходы территориальной сетевой организации на оплату предоставляемых ей услуг по передаче электрической энергии прочими сетевыми организациями включаются в экономически обоснованные расходы, учитываемые при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии для иных потребителей ее услуг, доходы от предоставления услуги сетевой организации, предоставляющей услугу по передаче электрической энергии, и доходы от услуг по передаче электрической энергии, предоставляемых иным потребителям, должны суммарно обеспечивать необходимую валовую выручку данной организации.
Таким образом, необходимая валовая выручка ОАО "Омскэлектро" обеспечивается за счет платежей от потребителей по единым (котловым) тарифам и за счет платежей ОАО "Электротехнический комплекс" по индивидуальным тарифам.
Расходы складываются из собственных расходов ОАО "Омскэлектро" и расходов на оплату услуг по передаче электрической энергии территориальным сетевым организациям, в том числе филиалу ОАО "МРСК Сибири" - "Омскэнерго".
Изменение единого (котлового) тарифа прямо пропорционально влияет на изменение индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии пары сетевых организаций филиал ОАО "МРСК Сибири" - "Омскэнерго" - ОАО "Омскэлектро".
Таким образом, при увеличении расходов ОАО "Омскэлектро" для оплаты филиалу ОАО "МРСК Сибири" - "Омскэнерго", возрастают и доходы, получаемые ОАО "Омскэлектро" по единым (котловым) тарифам, вследствие чего оспариваемыми тарифами обеспечено возмещение расходов ОАО "Омскэлектро".
Доказательств, позволяющих прийти к иному выводу, заявителем суду не представлено.
Принимая во внимание изложенные выше обстоятельства, суд приходит к выводу о недоказанности ОАО "Омскэлектро" нарушений закона при принятии регулирующим органом приказа № 203/59 "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2013", равно как не представлено доказательств, подтверждающих нарушение прав оспариваемым актом ОАО "Омскэлектро", в связи с чем основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.
В силу статьи 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
Согласно пункту 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В связи с отказом заявителю в удовлетворении требований, понесенные им судебные расходы в виде уплаты государственной пошлины, возмещению за счет средств заинтересованного лица не подлежат.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,

решил:

заявление ОАО "Омскэлектро" о признании недействующим приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 14.11.2013 № 203/59 "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2013 год" оставить без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Председательствующий
М.А.Третинник

Судьи
С.Г.Захарцева
Б.Г.Долгалев


------------------------------------------------------------------