Решение Арбитражного суда Омской области от 13.11.2014 N А46-9190/2014 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 15 статьи 2 решения Омского городского Совета от 19.06.2013 N 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах">



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 13 ноября 2014 г. по делу № А46-9190/2014

Резолютивная часть решения объявлена 06 ноября 2014 года.
Полный текст решения изготовлен 13 ноября 2014 года.
Арбитражный суд Омской области в составе:
председательствующего судьи Н.А. Голобородько,
судей Б.Г. Долгалева, В.В. Пермякова
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Е.М. Касаткиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Омская ритуальная компания Память - В" (ИНН 5504214113, ОГРН 1095543026864)
к Омскому городскому Совету,
при участии в деле в качестве третьих лиц: Администрации города Омска,
департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска,
о признании незаконным в части решения № 131 от 19.06.2013,
в судебном заседании приняли участие:
от заявителя - не явились, извещены надлежащим образом,
от заинтересованного лица - В.В. Кондаков по доверенности № 02-15/143с от 04.02.2014,
от третьего лица Администрации города Омска - И.А. Веселкова по доверенности № Исх-АГ/24-4633 от 08.09.2014,
от третьего лица департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска - не явились, извещены надлежащим образом,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Омская ритуальная компания Память - В" (далее - заявитель, общество, ООО "Омская ритуальная компания Память - В") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Администрации города Омска о признании незаконным пункта 15 статьи 2 решения Омского городского Совета от 19.06.2013 № 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах".
Определением суда от 31.07.2014 к участию в деле по ходатайству Администрации города Омска в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Омский городской Совет и департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска.
Определением суда от 16.09.2014 Омский городской Совет был исключен из числа третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, и привлечен к участию в деле в качестве заинтересованного лица. Администрация города Омска исключена из числа заинтересованных лиц и вместе с департаментом архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, привлечена к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.
Определением суда от 14.10.2014 дело № А46-9190/2014 было назначено к рассмотрению в коллегиальном составе.
Заявитель, будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени слушания дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил.
Представитель Омского городского Совета возражал против удовлетворения заявленных требований, высказавшись в соответствии с представленным отзывом.
Представитель третьего лица - Администрации города Омска в удовлетворении требований заявителя просила отказать, ссылаясь на их необоснованность.
Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени слушания дела, в судебное заседание своего представителя не направил.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд установил следующие обстоятельства.
17.12.2013 ООО "Омская ритуальная компания Память - В" обратилось в департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска с заявлением о выборе земельного участка на территории города Омска и предварительном согласовании места размещения объекта - крытого, физкультурно-оздоровительного сооружения, с указанием предполагаемого местоположения земельного участка: в 28 м севернее жилого дома 14 по улице Панфилова в Октябрьском административном округе города Омска, с указанием предполагаемого размера земельного участка - 900 кв.м, для строительства.
Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска в письме № 06/15881 отказал ООО "Омская ритуальная компания Память - В" в формировании земельного участка площадью 900 кв.м, в 28 м севернее жилого дома 14 по улице Панфилова в Октябрьском административном округе города Омска, указав, что:
- в соответствии с Решением Омского городского Совета от 19.06.2013 № 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах", предоставление находящихся в муниципальной собственности города Омска земельных участков и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории города Омска, для строительства крытых физкультурно-оздоровительных сооружений осуществляется исключительно на торгах.
- согласно Карте градостроительного зонирования территорий города Омска, содержащейся в Правилах землепользования, данный земельный участок относится к территориальной зоне объектов здравоохранения ОДЗ-1020, предназначенной для размещения объектов здравоохранения и объектов, связанных с ними.
- в соответствии с Проектом планировки территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области в границах: улица Масленникова - улица Б. Хмельницкого - улица 1-я Военная - улица Братская - проспект К. Маркса - в Центральном, Октябрьском и Ленинском административных округах города Омска, утвержденным постановлением Администрации города Омска от 16.07.2012 № 969-п, указанная территория определена как зона размещения жилой застройки средней этажности (застроенные территории, увеличение плотности застройки недопустимо).
ООО "Омская ритуальная компания Память - В", полагая, что пункт 15 статьи 2 решения Омского городского Совета от 19.06.2013 № 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах" не соответствует Земельному кодексу Российской Федерации, введенному в действие Федеральным законом от 25.10.2001 № 136-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", обратилось в Арбитражный суд Омской области с настоящими требованиями.
В обоснование заявленных требований ООО "Омская ритуальная компания Память - В" указало на ограничение оспариваемым решением Омского городского Совета от 19.06.2013 № 131 прав арендаторов земельных участков, предусмотренных статьями 30, 30.1, 32 Земельного кодекса Российской Федерации, на получение земельных участков без проведения торгов.
Проанализировав доводы заявления и отзывов на него, оценив в порядке статьи 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суд считает, что заявленные обществом требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Частью 5 данной статьи оговорено, что арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме.
Частью 6 установлено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
Как установлено судом, оспариваемый акт изданы Омским Городским Советом в порядке реализации полномочий, предусмотренных пунктом 1.2 части 1 статьи 30 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ), согласно которому органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
В соответствии со статьей 2 закона Омской области от 08.02.2006 № 731-ОЗ (ред. от 27.05.2013) "О регулировании земельных отношений в Омской области" (далее - закон № 731-ОЗ), регулирующим отношения по распоряжению землями, их охране и использованию на территории Омской области в пределах полномочий, предоставленных органам государственной власти субъектов Российской Федерации Земельным кодексом Российской Федерации и иными актами федерального законодательства, регулирование земельных отношений в Омской области осуществляют:
1) Законодательное Собрание Омской области;
2) Правительство Омской области;
3) специально уполномоченный орган исполнительной власти Омской области в сфере регулирования земельных отношений, определяемый Губернатором Омской области (далее - специально уполномоченный орган);
4) органы местного самоуправления Омской области.
В соответствии с частью 1 статьи 6 закона № 731-ОЗ органы местного самоуправления Омской области в сфере регулирования земельных отношений осуществляют, в том числе, следующие полномочия:
1) осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности;
2) принимают решения о предоставлении в собственность гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности;
3) принимают решения о предоставлении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, в аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование;
4) осуществляют распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством.
При этом пунктом 1.1 статьи 6 Закона, введенного Законом Омской области от 04.06.2010 № 1266-ОЗ, как и нормами Земельного кодекса РФ, установлено право органов местного самоуправления устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
Поскольку применение указанного перечня предполагается неоднократно и распространяет свое действие на неограниченный круг лиц, его установление носит нормативный характер и относится к компетенции законодательного органа местного самоуправления, каковым в силу Устава города Омска является Омский Городской Совет.
Таким образом, судом установлено, что оспариваемый нормативный акт вынесен Омским Городским Советом в пределах его полномочий.
При проверке положений решения Омского городского Совета от 19.06.2013 № 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах" на соответствие их федеральным законам и нормативно-правовым актам, имеющим большую юридическую силу, судом было установлено следующее.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлен статьями 30 - 32 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно пункту 5 статьи 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Кодекса.
Порядок выбора земельных участков для строительства определен в статье 31 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с указанной нормой гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка.
В силу пункта 2 статьи 31 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее Границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Пунктами 5, 6 статьи 31 Земельного кодекса РФ установлено, что результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Согласно пункту 8 статьи 31 Земельного кодекса РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства (пункт 2 статьи 32 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 1.2 статьи 30 ЗК РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
В силу положений пункта 1.1 статьи 6 Закона Омской области "О регулировании земельных отношений в Омской области" органы местного самоуправления Омской области вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
Решением Омского городского Совета от 19.06.2013 № 131 был установлен перечень случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах (далее - Перечень).
В соответствии с пунктом 15 статьи 2 Перечня в случае строительства спортивно-зрелищные сооружения с трибунами крытые и открытого типа, физкультурно-оздоровительные сооружения крытые и открытого типа предоставление находящихся в муниципальной собственности города Омска земельных участков и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории города Омска, осуществляется исключительно на торгах.
Принимая Решение от 19.06.2013 № 131, Омский городской Совет реализовал право, предоставленное пунктом 1.2 статьи 30 Земельного кодекса РФ органам местного самоуправления.
В соответствии со статьей 2 Земельного кодекса РФ земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Земельное законодательство состоит из Земельного кодекса РФ, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Земельные отношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить Земельному кодексу РФ, федеральным законам. На основании и во исполнение Земельного кодекса РФ, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права (часть 4 статьи 2 ЗК РФ).
Учитывая, что законодатель предоставил органам местного самоуправления право на определение перечня случаев, когда предоставление земельного участка осуществляется исключительно на торгах, соответственно применение положений статей 30, 31 Земельного кодекса РФ должно осуществляться с учетом принятых муниципальных правовых актов.
В соответствии с пунктом 6 Постановления Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 основанием для принятия решения суда о признании в случаях, предусмотренных законом, нормативного акта органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием. При отсутствии указанных обстоятельств требования заявителя удовлетворению не подлежат.
При таких обстоятельствах в удовлетворении требований ООО "Омская ритуальная компания Память-В" следует отказать.
В связи с отказом в удовлетворении требований в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ расходы по уплате государственной пошлины следует отнести на заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Признать пункт 15 статьи 2 решения Омского городского Совета от 19.06.2013 № 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах" соответствующим Земельному кодексу Российской Федерации.
В удовлетворении требований Общества с ограниченной ответственностью "Омская ритуальная компания Память-В" о признании незаконным пункта 15 статьи 2 решения Омского городского Совета от 19.06.2013 № 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах" отказать.
Решение вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано в установленном законом порядке в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение месяца со дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Председательствующий судья
Н.А.Голобородько

Судьи
Б.Г.Долгалев
В.В.Пермяков


------------------------------------------------------------------