Решение Омского областного суда от 28.05.2014 N 3-10/2014 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим в части приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 20.12.2013 N 565/72 "Об установлении тарифов на теплоноситель, поставляемый Открытым акционерным обществом "Территориальная генерирующая компания N 11">



ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 28 мая 2014 г. № 3-10/2014

Омский областной суд в составе
председательствующего судьи Цериградских И.В.
при секретаре Жуковой Н.П.
с участием прокуроров Осинцевой О.С., Черепанова И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 28 мая 2014 года в городе Омске гражданское дело по заявлению открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания № 11" о признании недействующим в части приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 20 декабря 2013 года № 565/72 "Об установлении тарифов на теплоноситель, поставляемый открытым акционерным обществом "Территориальная генерирующая компания № 11" (Омский филиал)",

установил:

приказом Региональной энергетической комиссии Омской области (далее РЭК Омской области) от 20 декабря 2013 года № 565/72 "Об установлении тарифов на теплоноситель, поставляемый открытым акционерным обществом "Территориальная генерирующая компания № 11" (Омский филиал)" установлены и введены в действие на период с 1 января 2014 года по 31 декабря 2014 года с календарной разбивкой тарифы на теплоноситель, поставляемый потребителям открытым акционерным обществом "Территориальная генерирующая компания № 11" (Омский филиал) (далее - ОАО "ТГК-11", Общество).
Приказ опубликован 21 декабря 2013 года на официальном портале Правительства Омской области http:www.omskportal.ru (том 1, л.д. 148 - 150).
Данным приказом предусмотрен тариф на теплоноситель "пар", поставляемый ОАО "ТГК-11" потребителям без учета НДС, с 1 января по 31 декабря 2014 года в размере <...> руб./Гкал (том 1, л.д. 149).
ОАО "ТГК-11" обратилось в Омский областной суд с заявлением о признании недействующим приказа РЭК Омской области от 20 декабря 2013 года № 565/72 "Об установлении тарифов на теплоноситель, поставляемый открытым акционерным обществом "Территориальная генерирующая компания № 11" (Омский филиал) в части установления тарифа на теплоноситель "пар" в размере <...> руб./м.куб.
В обоснование требований указало, что 30 апреля 2013 года ОАО "ТГК-11" обратилось в РЭК Омской области с заявлением об установлении тарифа на теплоноситель "пар" на 2014 год, в котором рассчитало данный тариф в размере <...> руб./м.куб.
14 мая 2013 года РЭК Омской области сформировано извещение об открытии дела об установлении тарифа, которым запрошен дополнительный пакет обосновывающих документов и материалов. 19 июня 2013 года все документы представлены Обществом в РЭК Омской области.
20 декабря 2013 года на заседании правления РЭК Омской области принято решение об отказе во включении в тариф на теплоноситель "пар" общепроизводственных расходов в размере <...>.руб. по причине отсутствия обосновывающих материалов предприятия и установлении тарифа на теплоноситель "пар" в размере <...> руб./м.куб.
Ссылается на то, что ни при открытии тарифного дела на теплоноситель "пар", ни при рассмотрении его материалов у специалистов РЭК Омской области не возникало вопросов по поводу обоснования общепроизводственных расходов в заявленном ОАО "ТГК-11" размере, какие-либо дополнительные запросы по общепроизводственным расходам в адрес ОАО "ТГК-11" не поступали.
Полагает, что при установлении тарифа на теплоноситель "пар" РЭК Омской области нарушены принципы регулирования тарифов, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ "О теплоснабжении" (ст. 7), Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" (п. п. 15, 20, 22, 33), в части исполнения обязанности регулирующего органа по анализу наличия полного комплекта документов для открытия дела об установлении тарифа, запроса дополнительных документов и материалов в случае их недостаточности для подтверждения предоставленных регулируемой организацией расчетов, а также возможности отказа включения расходов в состав тарифа только в случае их экономической необоснованности.
В состав тарифа на теплоноситель "пар" вошли только прямые расходы: исходная вода, химреагенты, зарплата персонала, непосредственно занятого на производстве теплоносителя. Тарифы на иные виды продукции, производимые ОАО "ТГК-11", утверждены комиссией с учетом общепроизводственных расходов, уменьшенных на <...>.руб., которые были отнесены на теплоноситель "пар". В результате чего нарушены права заявителя на получение полноценного финансового обеспечения (том 1, л.д. 6 - 8).
Дополнительно в заявлении ОАО "ТГК-11" указало, что при принятии оспариваемого приказа нарушена процедура его принятия, поскольку заявитель был ознакомлен с проектом приказа РЭК Омской области об установлении тарифа в заявленном ОАО "ТГК-11" размере, т.е. <...> руб./м.куб. Заседание правления РЭК Омской области по вопросу установления тарифа на теплоноситель "пар" перенесено с 19 декабря 2013 на 20 декабря 2013 года, о чем представителю заявителя было сообщено устно без размещения соответствующей информации на официальном сайте РЭК Омской области.
Указывает, что ОАО "ТГК-11" заявлены к включению в тариф на теплоноситель "пар" "общестанционные расходы", т.е. расходы на управление производством и его обслуживание, которые являются косвенными и не могут быть отнесены на себестоимость конкретного продукта.
Кроме того, РЭК Омской области обладало полной документально подтвержденной информацией о составе и сумме расходов, заявленных ОАО "ТГК-11" к включению в тариф. Так, в период с 2 сентября по 25 октября 2013 года на основании распоряжения РЭК Омской области от 27 августа 2013 года проводилась плановая выездная проверка хозяйственной деятельности ОАО "ТГК-11" за 2012 год и первое полугодие 2013 года, в рамках которой предоставлялась бухгалтерская, налоговая, статистическая отчетность, план счетов.
Ссылается на то, что в апреле 2014 года ОАО "ТГК-11" направило в РЭК Омской области несколько заявок на установление тарифов на 2014 год: на тепловую энергию, на теплоноситель в горячей воде, на горячую воду, на теплоноситель в "паре". В качестве приложения к заявлению на установление тарифа на тепловую энергию был представлен отчет о фактических показателях работы общества за 2012 год - анализ основных технико-экономических показателей по производству, передаче и сбыту тепловой энергии за 2012 год, в том числе оборотные ведомости по затратным счетам 20, 23, 25.26, 44 с разбивкой по видам деятельности.
Учитывая, что вопросами регулирования всех тарифов на продукцию, производимую ОАО "ТГК-11" занимаются одни и те же специалисты РЭК Омской области, выработка теплоносителя в паре не является самостоятельной, сопряжена с производством иных продуктов, включая тепловую энергию, при установлении тарифа на которую была предоставлена полная информация по разделению затрат по видам произведенной продукции, то регулирующий орган необоснованно не включил в состав тарифа на теплоноситель пар "общестанционные" расходы.
Размер убытков по данному виду продукции за 1 квартал 2014 года составил <...>. руб. (том 2, л.д. 127 - 132).
В судебном заседании представители ОАО "ТГК-11" Сиворакшина А.Л., Дядюн В.Н. заявленные требования поддержали.
Представители РЭК Омской области Ванюкова Ю.А., Бондарь Н.И. против удовлетворения заявления возражали, ссылаясь на принятие оспариваемого приказа с соблюдением установленного порядка, отсутствие нарушений при установлении тарифа на теплоноситель "пар" (письменные отзывы - том 1, л.д. 146 - 147, том 2, л.д. 177 - 178).
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, оценив нормативный правовой акт в оспариваемой части на его соответствие федеральному закону и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокуроров Осинцевой О.С., Черепанова И.А., полагавших, что основания для удовлетворения требований ОАО "ТГК-11" отсутствуют, суд приходит к следующим выводам.
Правоотношения по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения на уровне Российской Федерации регламентированы Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ), Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" вместе с Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Постановление Правительства Российской Федерации), иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере теплоснабжения относятся в том числе установление тарифов в указанной сфере и выбор методов тарифного регулирования.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Региональной энергетической комиссии Омской области, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 2 ноября 2011 года № 212-п, РЭК Омской области является органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим государственное регулирование и региональный государственный контроль (надзор) в сфере теплоснабжения, электроэнергетики, коммунального комплекса и естественных монополий, контроль за соблюдением порядка ценообразования в пределах своей компетенции на территории Омской области, государственное регулирование цен, тарифов, платы, наценок, ставок, надбавок на товары и услуги, регулирование которых в соответствии с федеральным законодательством осуществляется органами исполнительной власти Омской области. Основными задачами комиссии являются, в частности, установление подлежащих государственному регулированию цен, тарифов, наценок, ставок, надбавок на товары и услуги (пункт 8 Положения).
Статьей 3 Закона Омской области от 21 ноября 2002 года № 409-ОЗ "О нормативных правовых актах Омской области" (в редакции от 29 мая 2009 года) предусмотрено, что нормативными правовыми актами Омской области являются принятые (изданные) в определенных Уставом (Основным Законом) Омской области, федеральным законом и настоящим Законом форме и порядке акты уполномоченных на то органов государственной власти Омской области, устанавливающие правовые нормы (общие правила поведения), обязательные для персонально неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актами.
Нормативные правовые акты Омской области принимаются органами государственной власти Омской области в соответствии с их компетенцией.
Согласно положениям п. 2 ст. 9 указанного Закона органы исполнительной власти Омской области по вопросам, входящим в их компетенцию, издают нормативные правовые акты в форме приказов.
В соответствии с пунктом 3 Положения о Региональной энергетической комиссии Омской области комиссия издает правовые акты в форме приказов и распоряжений по вопросам, отнесенным к ее компетенции федеральным и областным законодательством.
Пунктом 3 Указа Губернатора Омской области от 30 марта 2004 года № 74 "О порядке опубликования и вступления в силу правовых актов Губернатора Омской области, Правительства Омской области, других органов исполнительной власти Омской области" (в редакции от 22 марта 2011 года) определено, что официальным опубликованием правовых актов Губернатора Омской области, Правительства Омской области, других органов исполнительной власти Омской области является публикация их полного текста в газете "Омский вестник". Допускается официальное опубликование указанных правовых актов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" путем первого размещения (опубликования) их полного текста на официальном портале Правительства Омской области с адресами www.omskportal.ru., "омская-область.рф".
Таким образом, оспариваемый Обществом приказ принят РЭК Омской области в пределах предоставленных законом полномочий и опубликован в установленном порядке.
Из материалов дела следует, что РЭК Омской области при принятии и введении в действие оспариваемого тарифа был применен метод экономически обоснованных расходов (затрат) общества на производство теплоносителя "пар".
Установлению оспариваемого тарифа на теплоноситель "пар" предшествовало представление ОАО "ТГК-11" заявления и материалов, обосновывающих расчет стоимости теплоносителя в паре. Указанные документы подвергнуты проверке и анализу специалистами РЭК Омской области, по результатам составлено экспертное заключение об установлении экономически обоснованного тарифа на теплоноситель "пар", поставляемого ОАО "ТГК-11" (Омский филиал), от 20 декабря 2013 года (том 1, л.д. 20 - 24, 151 - 159).
Вопрос об установлении тарифа на теплоноситель "пар", поставляемый ОАО "ТГК-11" (Омский филиал) рассмотрен на заседании РЭК Омской области 20 декабря 2013 года при наличии необходимого кворума (том 1, л.д. 173 - 176).
Из содержания заключения по рассмотрению дела в РЭК Омской области по установлению тарифа на теплоноситель "пар", поставляемый ОАО "ТГК-11" (Омский филиал), усматривается, что на территории города Омска поставку теплоносителя "пар" предприятиям и организациям осуществляет ОАО "ТГК-11" (Омский филиал), основными видами деятельности которого является производство электрической и тепловой энергии. С заявлением об установлении тарифа предприятие вышло впервые в 2013 году. В состав расходов на производство воды, вырабатываемой на водоподготовительных установках источника тепловой энергии, включены следующие расходы:
1.стоимость исходной воды;
2.стоимость реагентов, а также фильтрующих и ионообменных материалов, используемых при водоподготовке;
3.расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе водоподготовки;
4.амортизация основных фондов, участвующих в процессе водоподготовки;
5.прочие расходы, относимые на процесс водоподготовки, в том числе расходы на ремонт основных фондов, водный налог, общехозяйственные расходы.
Установлен и введен в действие с 1 января 2014 года по 31 декабря 2014 года тариф на теплоноситель "пар", поставляемый ОАО "ТГК № 11" (Омский филиал), в размере <...> руб./м.куб. без учета НДС. Не приняты к расчету "общестанционные расходы" в размере <...> <...> руб. по причине отсутствия расчета, расшифровки расходов и обосновывающих материалов (том 1, л.д. 153 - 159).
Основной довод заявителя, положенный в основу требования о признании оспариваемого приказа РЭК Омской области недействующим в части, сводится к тому, что РЭК Омской области следовало установить тариф на теплоноситель "пар" в размере <...> руб./куб.м., включив в тариф "общестанционные расходы" в размере <...> <...>. руб.
Приведенный довод судом проверен.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных настоящим Федеральным законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.
К числу основных принципов регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения относятся: обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя; обязательный раздельный учет организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, объема производства тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с производством, передачей и со сбытом тепловой энергии, теплоносителя (ст. 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075 утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила).
Исходя из положений, предусмотренных Основами, органы регулирования тарифов устанавливают тарифы в отношении каждой регулируемой организации и в отношении каждого регулируемого вида деятельности (п. 3). К регулируемым ценам (тарифам) на товары и услуги в сфере теплоснабжения относится тариф на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям (п. 4). В случае если регулируемая организация кроме регулируемых видов деятельности осуществляет нерегулируемые виды деятельности, расходы на осуществление нерегулируемых видов деятельности и полученная в ходе их осуществления прибыль (убытки) не учитываются при установлении регулируемых цен (тарифов). Повторный учет одних и тех же расходов по указанным видам деятельности не допускается (п. 9). Регулируемые организации ведут раздельный учет объема тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с осуществлением следующих видов деятельности: г) производство теплоносителя (п. 10). Раздельный учет объема тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов осуществляется регулируемой организацией с дифференциацией в том числе по системам теплоснабжения, субъектам Российской Федерации, а также по иным критериям в соответствии с единой системой классификации и раздельного учета затрат относительно видов деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, установленной федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов (п. 11). Необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется раздельно по видам деятельности, указанным в пункте 10 настоящего документа (п. 12) В случае если регулируемая организация в течение расчетного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), в том числе расходы, связанные с незапланированным органом регулирования при установлении цен (тарифов) для такой регулируемой организации ростом цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией в течение расчетного периода регулирования, то такие расходы, включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме (п. 13). Срок действия регулируемых цен (тарифов) не может быть менее одного финансового года, если иное не установлено федеральными законами или решениями Правительства Российской Федерации (п. 15). При регулировании тарифов в сфере теплоснабжения используются следующие методы: а) метод экономически обоснованных расходов (затрат); б) метод обеспечения доходности инвестированного капитала; в) метод индексации установленных тарифов; г) метод сравнения аналогов (п. 16). Метод экономически обоснованных расходов (затрат) применяется в случае если в отношении организации ранее не осуществлялось государственное регулирование цен (тарифов) (п. 17). Срок действия тарифов, установленных методом экономически обоснованных расходов (затрат), составляет не более 1 финансового года (п. 18). Выбор метода регулирования тарифов осуществляется органом регулирования с учетом предложения регулируемой организации и на основании критериев, установленных настоящим документом (п. 19). Тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения. Расчет цен (тарифов) осуществляется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями (п. 22). При применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на расчетный период регулирования расходов, уменьшающих налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), расходов, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль (расходы, относимые на прибыль после налогообложения), величины налога на прибыль, а также экономически обоснованных расходов регулируемой организации, указанных в пункте 13 настоящего документа (п. 32). Расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаемые в необходимую валовую выручку, состоят из следующих групп расходов: 1) топливо; 2) прочие покупаемые энергетические ресурсы, холодная вода, теплоноситель; 3) оплата услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; 4) сырье и материалы; 5) ремонт основных средств; 6) оплата труда и отчисления на социальные нужды; 7) амортизация основных средств и нематериальных активов; 8) прочие расходы в соответствии с пунктом 44 настоящего документа (п. 33). В состав прочих расходов регулируемой организации, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаются: а) расходы на выполнение работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, определяемые исходя из плановых (расчетных) значений цен и экономически обоснованных объемов работ (услуг), определяемых в соответствии с методическими указаниями; б) расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам, заключенным со сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных услуг, которые определяются исходя из плановых (расчетных) значений цен и экономически обоснованных объемов работ (услуг); в) плата за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду в пределах установленных нормативов и (или) лимитов; г) арендная плата, концессионная плата, лизинговые платежи; д) расходы на служебные командировки; е) расходы на обучение персонала; ж) расходы на страхование производственных объектов, учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль; з) другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией продукции, в том числе налоговые платежи, определяемые в соответствии с методическими указаниями (п. 44).
В соответствии с Правилами установление тарифов производится органом регулирования тарифов путем открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов (п. 12). Орган регулирования проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении (п. 28). Содержание экспертного заключения отражено в п. 29. Решение об установлении тарифов принимается органом регулирования тарифов по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования тарифов не позднее 20 декабря года, предшествующего началу периода регулирования, на который устанавливаются тарифы. Форма решения и протокол заседания правления (коллегии) органа регулирования отражены в пп. 31 и 32. Орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае, если экономическая обоснованность таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями не подтверждена (п. 33).
Приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года № 760-э утверждены Методические рекомендации по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
В пункте 149 Методических указаний определена формула, согласно которой определяется тариф на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающей организацией. При этом указано, что в состав расходов на производство воды, вырабатываемой на водоподготовительных установках источника тепловой энергии, включаются в экономически обоснованном размере следующие расходы:
стоимость исходной воды;
стоимость реагентов, а также фильтрующих и ионообменных материалов, используемых при водоподготовке;
расходы на электрическую энергию (мощность) и тепловую энергию (мощность), используемую при водоподготовке;
стоимость транспортировки и очистки сточных вод, возникающих в процессе водоподготовки;
расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе водоподготовки;
амортизация основных фондов, участвующих в процессе водоподготовки;
прочие расходы, относимые на процесс водоподготовки, в том числе расходы на ремонт основных фондов, водный налог (плата за пользование водными объектами), общехозяйственные расходы на основании принципов и с использованием данных раздельного учета, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения и учетной политикой регулируемой организации.
Таким образом, при установлении тарифа регулирующим органом в составе расходов могут быть учтены прочие расходы при наличии следующих условий: расходы связаны с процессом водоподготовки, соответствуют принципам законодательства Российской Федерации в сфере теплоснабжения и предусмотрены учетной политикой регулируемой организации.
Из материалов дела следует, что ОАО "ТГК-11" в заявлении от 29 апреля 2013 года просит об установлении тарифа на теплоноситель "пар" для потребителей Омского филиала ОАО "ТГК-11" на 2014 год в размере <...> руб./м.куб. без НДС, включив "общестанционные расходы" на приготовление добавочной воды питания паровых котлов в размере <...>.руб. Имеется указание, что "общестанционные расходы" определены в соответствии с утвержденным процентом в калькуляции на 2013 год - 150,235. Каких-либо документов, подтверждающих экономическую обоснованность данного вида расходов, их состав не приложены, не представлена также и учетная политика предприятия (том 2, л.д. 20 - 24).
14 июня 2013 года РЭК Омской области уведомило ОАО "ТГК-11" об открытии дела по установлению тарифа на теплоноситель "пар", одновременно предоставив право на предоставление дополнительных документов, подтверждающих экономическую обоснованность заявленного тарифа (том 2, л.д. 118 - 119).
19 июня 2013 года ОАО "ТГК-11" представлено Положение об унифицированной учетной политике для целей бухгалтерского учета ОАО "ТГК-11" сегмента "Теплогенерация" на 2013 год, утвержденное приказом генерального директора ОАО "ТГК-11" № 163 от 15 апреля 2013 года (далее - Положение) (том 1, л.д. 114 - 117).
Согласно пункту 4.8 Положения учет затрат на производство и формирование себестоимости осуществляются в соответствии с Инструкцией по учету и калькулированию себестоимости продукции, работ, услуг, утверждаемой приказом по Обществу (л. 21 тарифного дела).
Приказом генерального директора ОАО "ТГК-11" № 233 от 31 мая 2013 года утверждена Инструкция по учету и калькулированию себестоимости продукции, работ, услуг ОАО "ТГК-11" бизнес-дивизиона "Теплогенерация", которая 7 октября 2013 года направлена в РЭК Омской области.
Однако в названных выше локальных актах Общества понятие "общестанционные расходы" и порядок их распределения по видам деятельности (критерии распределения) отсутствуют.
Из пояснений представителя ОАО "ТГК-11" Дядюн В.Н. в судебном заседании следует, что данные об "общестанционных расходах" в размере <...>.руб. представлены в РЭК Омской области путем исчисления их из общехозяйственных расходов по всем видам деятельности ОАО "ТГК-11" (горячее водоснабжение, теплоснабжение, нерегулируемые виды деятельности и прочее) пропорционально. Расходы на управление производством и его обслуживание не могут быть отнесены на конкретное производство, собираются на собирательно-распределительных счетах 25 "общецеховые расходы" и 26 "общехозяйственные расходы", впоследствии переносятся на счет 20 "основное производство" для включения в общую сумму затрат. Косвенные расходы распределяются между объектами учета, как правило, пропорционально основной заработной плате производственных рабочих, однако возможны и другие варианты (том 2, л.д. 165).
Соответствующие ведомости с расшифровкой по статьям затрат в РЭК Омской области при рассмотрении тарифного дела ОАО "ТГК-11" не представлялись, представлены только в суд в объеме 12 листов, общая сумма затрат (общехозяйственных расходов) за 2012 год составила <...>. руб., в том числе на невозврат конденсата ("пар") отнесено <...>.руб. без их расшифровки по статьям расходов (том 2, л.д. 146 - 157).
Вместе с тем, Приказом Федеральной службы по тарифам от 12 апреля 2013 года № 91 утверждена Единая система классификации и раздельного учета затрат относительно видов деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций (далее - Приказ).
Приказ устанавливает единые принципы классификации раздельного учета затрат организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения (далее - регулируемые организации), объема производства (передачи) тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с производством, передачей и сбытом тепловой энергии, теплоносителя (далее - раздельный учет).
Раздельный учет осуществляется путем сбора и обобщения информации об объеме производства (передачи) тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с осуществлением регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения, а также о показателях, необходимых для осуществления такого учета, раздельно по осуществляемым регулируемым видам деятельности на основании данных бухгалтерского и статистического учета (п. 2 Приказа).
Раздельный учет ведется на основе подтвержденной данными первичного бухгалтерского учета информации о фактических затратах и доходах по регулируемым видам деятельности регулируемой организации, необходимой для принятия решения федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное регулирование (цен) тарифов по данным регулируемым видам деятельности, а также формирование информации о плановых затратах по регулируемым видам деятельности регулируемых организаций (п. 3 Приказа).
Ведение раздельного учета осуществляется на счетах и субсчетах Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденного приказом Минфина России от 31 октября 2000 года № 94н (признан не нуждающимся в государственной регистрации, письмо Минюста России от 9 ноября 2000 года № 9558-ЮД), в соответствии с учетной политикой (приложением к учетной политике) регулируемой организации (п. 4 Приказа).
Раздельный учет осуществляется регулируемой организацией с дифференциацией доходов и расходов, объема тепловой энергии, теплоносителя по источникам тепловой энергии, системам теплоснабжения, субъектам Российской Федерации, а также с учетом дифференциации цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (п. 5 Приказа).
Согласно письму заместителя генерального директора ОАО "ТГК-11" от 7 октября 2013 года в ОАО "ТГК-11" ведется работа по разукрупнению номенклатурных групп по видам номенклатуры в соответствии с Приказом ФСТ России от 12 апреля 2013 года № 91 в целях ведения раздельного учета с учетом дифференциации тарифов по параметрам пара (том 1, л.д. 171).
Таким образом, суд приходит к выводу, что Обществом в нарушение п. п. 18 - 20 Основ не ведется раздельный учет затрат по видам деятельности (теплоноситель "пар") в порядке, предусмотренном Приказом, учетной политикой общества не предусмотрены "общестанционные расходы" на теплоноситель "пар", не расшифрованы расходы при подаче заявки на установление тарифа, документы, подтверждающие их обоснованность, не представлены в регулирующий орган.
Следовательно, РЭК Омской области правомерно с учетом требований п. 149 Методических указаний не включил "общестанционные расходы" в состав тарифа на теплоноситель "пар", установив тариф на теплоноситель "пар" в размере <...> руб./м.куб.
При этом суд учитывает, что в соответствии с пунктом 13 Основ при документальном подтверждении экономического обоснования расходов в 2014 году ОАО "ТГК-11" вправе претендовать на их включение в необходимую валовую выручку в последующих периодах регулирования.
Доводы ОАО "ТГК-11" о нарушении порядка и процедуры принятия нормативного правового акта судом проверены и не нашли своего подтверждения.
Так, перенос заседания правления РЭК Омской области с 19 декабря 2013 года на 20 декабря 2013 года и отсутствие письменного извещения о переносе даты рассмотрения дела об установлении тарифа не повлекло нарушения прав ОАО "ТГК-11", поскольку 20 декабря 2013 года представитель названного общества принимал участие в работе правления РЭК Омской области.
Наличие в проекте приказа РЭК Омской области значения тарифа на теплоноситель "пар", поставляемого ОАО "ТГК-11", отличного от указанного в приказе, также не влечет признание приказа недействующим, поскольку в процессе нормотворческой деятельности возможно внесение замечаний на проект нормативного правового акта и его изменение с учетом экспертного заключения и поступивших замечаний.
Существенных нарушений процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта, влекущих его отмену, в ходе судебного заседания не установлено.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что приказ Региональной энергетической комиссии Омской области от 20 декабря 2013 года № 565/72 "Об установлении тарифов на теплоноситель, поставляемый открытым акционерным обществом "Территориальная генерирующая компания № 11" (Омский филиал)" в части установления тарифа на теплоноситель пар в размере <...> руб./м.куб. не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, прав и законных интересов заявителя не нарушает.
В соответствии с ч. 1 ст. 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 251 - 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении заявления открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания № 11" о признании недействующим в части приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 20 декабря 2013 года № 565/72 "Об установлении тарифов на теплоноситель, поставляемый Открытым акционерным обществом "Территориальная генерирующая компания № 11" (Омский филиал)" отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Омский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья
И.В.ЦЕРИГРАДСКИХ


------------------------------------------------------------------