Решение Омского областного суда от 07.05.2014 N 3-11/2014 <Об отказе в удовлетворении требований о признании недействующим приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 20.12.2013 N 536/72 "Об установлении тарифа на тепловую энергию для потребителей Открытого акционерного общества "Омский бекон", Омский муниципальный район Омской области">



ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 7 мая 2014 г. № 3-11/2014

Омский областной суд в составе
председательствующего судьи Ершовой Л.А.
при секретаре Фоминой С.Л.
с участием прокурора Сафроновой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 7 мая 2014 г. гражданское дело по заявлению Открытого акционерного общества "Омский бекон" о признании недействующим приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 20 декабря 2013 г. № 536/72 "Об установлении тарифа на тепловую энергию для потребителей Открытого акционерного общества "Омский бекон", Омский муниципальный район Омской области",

установил:

приказом Региональной энергетической комиссии Омской области (далее - РЭК Омской области) от 20 декабря 2013 г. № 536/72 "Об установлении тарифа на тепловую энергию для потребителей Открытого акционерного общества "Омский бекон", Омский муниципальный район Омской области" установлен и введен в действие на период с 1 января 2014 г. по 31 декабря 2014 г. тариф на тепловую энергию для указанной категории потребителей согласно приложению к настоящему приказу.
Приказ опубликован на официальном портале Правительства Омской области (http://www.omskportal.ru, http://www.омская-область.рф) 21 декабря 2013 г. (л.д. 52).
Данным приказом предусмотрено, что одноставочный тариф на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям регулируемой организацией, составляет:
- для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения, без учета НДС - с 1 января по 30 июня 2014 г. - 831,92 руб./Гкал, с 1 июля 2014 г. по 31 декабря 2014 г. - 877,68 руб./Гкал,
- для населения, с учетом НДС - с 1 января по 30 июня 2014 г. - 981,67 руб./Гкал, с 1 июля 2014 г. по 31 декабря 2014 г. - 1035,66 руб./Гкал (л.д. 50 - 51).
Открытое акционерное общество "Омский бекон" (далее - ОАО "Омский бекон") обратилось в суд с заявлением о признании приказа РЭК Омской области от 20 декабря 2013 г. № 536/72 недействующим.
Ссылаясь на положения подпункта "г" пункта 7 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", представитель заявителя указал на отсутствие правовых оснований для установления ограничения изменения тарифа по сравнению с предшествующим периодом (л.д. 3 - 4, 91).
В судебных заседаниях представители ОАО "Омский бекон" Афельд В.Э., Богатов А.Я. заявленные требования поддержали.
Представитель РЭК Омской области Ванюкова Ю.А. против удовлетворения заявления возражали, ссылаясь на принятие оспариваемого приказа с соблюдением установленного порядка, отсутствие нарушений при установлении тарифов на тепловую энергию (письменные отзывы - л.д. 47, 125 - 126).
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Сафроновой Л.А., полагавшей, что основания для удовлетворения требований заявителя отсутствуют, суд приходит к следующим выводам.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций установлены Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ "О теплоснабжении".
В силу положений части 1, пункта 1 части 2 статьи 5 Федерального закона "О теплоснабжении" органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют полномочия по государственному регулированию и контролю в сфере теплоснабжения в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. К полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере теплоснабжения относится, в частности, реализация предусмотренных частью 3 статьи 7 настоящего Федерального закона полномочий в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
Согласно приведенной норме (пункт 1 части 3 статьи 7 Федерального закона "О теплоснабжении") органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают тарифы, перечень которых приведен в статье 8 настоящего Федерального закона, за исключением предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям.
В составе тарифов в сфере теплоснабжения, подлежащих регулированию, предусмотрены тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов (пункт 4 части 1 статьи 8 Федерального закона "О теплоснабжении").
В соответствии с пунктом 1 "Положения о Региональной энергетической комиссии Омской области", утв. постановлением Правительства Омской области от 2 ноября 2011 г. № 212-п, РЭК Омской области является органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим государственное регулирование и региональный государственный контроль (надзор) в сфере теплоснабжения, электроэнергетики, коммунального комплекса и естественных монополий.
К полномочиям комиссии отнесено установление тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям тепловой энергии (мощности), в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней указанных тарифов (подпункт 1 пункта 10 "Положения о Региональной энергетической комиссии Омской области").
Согласно п. 3 "Положения о Региональной энергетической комиссии Омской области" комиссия издает правовые акты в форме приказов и распоряжений.
Таким образом, оспариваемый приказ принят РЭК Омской области в пределах предоставленных законом полномочий и в предусмотренной форме, его опубликование произведено в установленном порядке в соответствии с пунктом 3 Указа Губернатора Омской области от 30 марта 2004 года № 74 "О порядке опубликования и вступления в силу правовых актов Губернатора Омской области, Правительства Омской области, других органов исполнительной власти Омской области" (в редакции от 14 ноября 2013 г.).
Частью 1 статьи 10 Федерального закона "О теплоснабжении" установлено, что государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных настоящим Федеральным законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.
В соответствии с частью 3 статьи 8 Федерального закона "О теплоснабжении" подлежащие регулированию цены (тарифы) на товары, услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и в отношении каждого регулируемого вида деятельности.
Согласно положениям статьи 11 указанного Федерального закона тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям, тарифы на услуги по передаче тепловой энергии могут устанавливаться органом регулирования в виде одноставочного или двухставочного тарифа (часть 1 статьи 11).
Срок действия установленных тарифов в сфере теплоснабжения не может быть менее чем один финансовый год, если иное не установлено федеральными законами, решениями Правительства Российской Федерации (часть 2 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ "О теплоснабжении").
Частью 1 статьи 9 указанного Федерального закона определены методы регулирования тарифов в сфере теплоснабжения: метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод индексации установленных тарифов, метод обеспечения доходности инвестированного капитала, метод сравнения аналогов.
В свою очередь, к полномочиям федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения относится установление предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям (пункт 4 части 2 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ "О теплоснабжении").
Осуществление указанных полномочий возложено на Федеральную службу по тарифам (ФСТ России) (пункт 1, подпункт 5.3.1.11 пункта 5 "Положения о Федеральной службе по тарифам", утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 332 (в редакции от 2 ноября 2013 г.).
ОАО "Омский бекон" является поставщиком тепловой энергии; производство и передача тепловой энергии для общества не является основным видом деятельности.
Регулирование тарифов на тепловую энергию, поставляемую ОАО "Омский бекон" потребителям, осуществляется в течение длительного периода. В 2013 году указанное регулирование осуществлялось приказом РЭК Омской области от 20 декабря 2012 г. № 535/67 "Об установлении тарифа на тепловую энергию для потребителей Открытого акционерного общества "Омский бекон", Омский муниципальный район Омской области".
При регулировании тарифов на тепловую энергию в указанный период (2013 г.) предприятие представляло в РЭК Омской области на рассмотрение материалы по трем газовым котельным, вырабатывающим тепловую энергию на нужды отопления в виде горячей воды и насыщенного пара, расположенным в с. Лузино, с. Октябрьское, с. Калинино (л.д. 127 - 149).
Тариф на тепловую энергию на 2013 г. для потребителей ОАО "Омский бекон" сформирован единым по трем котельным; по состоянию на 31 декабря 2013 г. для потребителей, оплачивающих производство и передачу тепловой энергии (без учета НДС), указанный тариф составлял 831,92 руб./Гкал, для населения (с учетом НДС) - 981,67 руб. (л.д. 50 - 51).
В течение 2013 г. котельная в с. Лузино передана в аренду ООО "Лузинская тепловая компания", расчеты по котельной в с. Октябрьское не проводились в связи с отсутствием сторонних потребителей.
При формировании тарифов на 2014 г. ОАО "Омский бекон" выбран метод экономически обоснованных расходов (затрат), что не противоречит подпункту "в" пункта 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" (л.д. 66).
Как следует из Заключения по рассмотрению дела № 03-2/3152 в Региональной энергетической комиссии Омской области по установлению экономически обоснованного тарифа на тепловую энергию от 18 декабря 2013 г., материалы для формирования тарифа представлены обществом в соответствии с указанным Постановлением Правительства Российской Федерации.
Экономически обоснованный тариф на 2014 г. определен в размере 1490,37 руб./Гкал (без учета НДС), в том числе для населения - в размере 1758,64 руб./Гкал (с учетом НДС) (л.д. 73 - 78).
Заявителем не оспаривается размер исчисленного экономически обоснованного тарифа.
Сопоставление размера экономически обоснованного тарифа на 2014 г. с установленным тарифом на тепловую энергию для потребителей ОАО "Омский бекон" по состоянию на 31 декабря 2013 г. свидетельствует о том, что рост тарифа к действующему на тепловую энергию составил 190,9% (л.д. 78).
Приказом ФСТ России от 15 октября 2013 г. № 191-э/2 "Об установлении предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2014 год" установлены и введены в действие с 1 января 2014 года предельные максимальные уровни тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам Российской Федерации со следующей календарной разбивкой:
- с 1 января 2014 г. по 30 июня 2014 г. на уровне, определяемом исходя из среднего тарифа по субъекту Российской Федерации, рассчитанного с учетом тарифов, действовавших для теплоснабжающих организаций по состоянию на 31 декабря 2013 г., и максимальной величины роста тарифов по субъекту Российской Федерации согласно приложению к настоящему приказу;
- с 1 июля 2014 г. по 31 декабря 2014 г. на уровне, определяемом исходя из среднего тарифа по субъекту Российской Федерации, рассчитанного с учетом тарифов, действовавших для теплоснабжающих организаций по состоянию на 31 декабря 2013 г., и максимальной величины роста тарифов по субъекту Российской Федерации согласно приложению к настоящему приказу.
Применительно к Омской области максимальная величина роста тарифов в процентном отношении предусмотрена в размере 100% с 1 января 2014 г., в размере 105,5% с 1 июля 2014 г. (пункт 71 приложения к приказу).
В этой связи РЭК Омской области принято решение об установлении тарифа на тепловую энергию потребителям ОАО "Омский бекон" на 2014 г. с ростом на уровне максимальной величины роста тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в среднем по Омской области 105,5% с 1 июля 2014 г., утвержденным приказом ФСТ России от 15 октября 2013 г. № 191-э/2 "Об установлении предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2014 год".
До 1 июля 2014 г. тариф на тепловую энергию сохранен в размере тарифа, существующего по состоянию на 31 декабря 2013 г.
Установление тарифа в указанных размерах соответствует положениям пункта 1 части 3 статьи 7, пункта 4 части 1 статьи 8, пункта 4 части 2 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ "О теплоснабжении", а также приказа ФСТ России от 15 октября 2013 г. № 191-э/2 "Об установлении предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2014 год".
Приводимый заявителем довод об отсутствии правовых оснований для применения предельного максимального уровня тарифов в связи с изменением количества котельных, участвующих в теплоснабжении, является ошибочным.
Пунктом 7 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", предусмотрены случае, на которые не распространяется применение предельных уровней тарифов:
а) на решения органов регулирования о приведении ранее принятых решений об установлении цен (тарифов) или предельных уровней тарифов в соответствие с законодательством Российской Федерации;
б) на решения органов регулирования об установлении платы за подключение к системе теплоснабжения, устанавливаемой в соответствии с Основами ценообразования в индивидуальном порядке;
в) на решения органов регулирования об установлении цен (тарифов) для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование цен (тарифов);
г) на решения органов регулирования об установлении тарифов на осуществляемые отдельными организациями отдельные регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование цен (тарифов).
Поскольку в 2013 году (и ранее) РЭК Омской области осуществлялось государственное регулирование тарифов на тепловую энергию, поставляемую ОАО "Омский бекон", оснований для неприменения предельный уровней тарифов не усматривается.
Уменьшение количества котельных, участвующих в теплоснабжении, повлекшее снижение объема производства тепловой энергии и рост экономически обоснованного тарифа, в качестве оснований, предусмотренных подпунктами "в", "г" пункта 7 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, исключающих применение предельных уровней тарифов, рассматриваться не может.
К принципам регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения статьей 7 Федерального закона "О теплоснабжении" отнесен не только принцип обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), но и принцип обеспечения доступности тепловой энергии (мощности) для потребителей; для реализации последнего и осуществляется установление предельных максимальных уровней тарифов.
Таким образом, при принятии тарифов на тепловую энергию подлежали применению предельные максимальные уровни тарифов на тепловую энергию, установленные Федеральной службой по тарифам.
Процедура принятия оспариваемого приказа не нарушена. Установлению оспариваемых тарифов предшествовало представление предприятием документов, подтверждающих затраты за выработку и передачу тепловой энергии. Указанные документы подвергнуты проверке и анализу специалистами РЭК Омской области, по результатам составлено заключение от 18 декабря 2013 г. (л.д. 73 - 79).
Вопрос об установлении тарифов на тепловую энергию рассмотрен на заседании РЭК Омской области 20 декабря 2013 г. при наличии необходимого кворума (л.д. 67 - 69).
Учитывая изложенное, суд полагает, что оспариваемый приказ Региональной энергетической комиссии Омской области не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, прав и законных интересов заявителя не нарушает.
В соответствии с ч. 1 ст. 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 251 - 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

требования Открытого акционерного общества "Омский бекон" о признании недействующим приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 20 декабря 2013 г. № 536/72 "Об установлении тарифа на тепловую энергию для потребителей Открытого акционерного общества "Омский бекон", Омский муниципальный район Омской области" оставить без удовлетворения.
На решение могут быть поданы апелляционная жалоба, представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Омский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Омского областного суда
Л.А.ЕРШОВА


------------------------------------------------------------------