Решение Арбитражного суда Омской области от 14.10.2014 по делу N А46-6924/2014 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании Решения Омского городского Совета от 19.06.2013 N 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах" не соответствующим Земельному кодексу Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 14 октября 2014 г. по делу № А46-6924/2014

Резолютивная часть решения объявлена 08 октября 2014 года.
Арбитражный суд Омской области в составе председательствующего судьи Яркового С.В., судей Долгалева Б.Г., Пермякова В.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Леванович Я.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Монолит-Инвест" о признании решения Омского городского Совета от 19.06.2013 № 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах" незаконным,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительного предмета спора, Администрации города Омска в судебном заседании приняли участие представители:
от ООО "Монолит-Инвест" - Смирнова Ю.Н., по доверенности от 20.02.2014, личность удостоверена паспортом,
от Омского городского Совета - Кондаков В.В., по доверенности от 04.02.2014, удостоверение от 28.01.2013 № 56,
от Администрации города Омска - Веселкова И.А., по доверенности от 08.09.2014, удостоверение от 02.09.2013 № 0592/13,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Монолит-Инвест" обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, Администрации города Омска о признании решения Омского городского Совета от 19.06.2013 № 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах" незаконным.
18.07.2014 в предварительном судебном заседании представитель ООО "Монолит-Инвест" заявил ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве заинтересованного лица Омского городского Совета и определении процессуального положения Администрации города Омска в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора. При этом от требований к департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска представитель заявителя отказался.
Суд удовлетворил заявленные обществом ходатайства и определением от 18.07.2014 по делу № А46-6924/2014 привлек к участию в деле в качестве заинтересованного лица Омский городской Совет; в соответствии с частью 1 статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд исключил из числа ответчиков и в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрацию города Омска.

В судебном заседании 08.10.2014 представитель заявителя уточнил требования, пояснив, что он просит проверить решение Омского городского Совета от 19.06.2013 № 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах" на соответствие Земельному кодексу Российской Федерации, введенному в действие Федеральным законом от 25.10.2001 № 136-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
В обоснование заявленных требований ООО "Монолит-Инвест" указало на ограничение оспариваемым решением Омского городского Совета от 19.06.2013 № 131 прав арендаторов земельных участков, предусмотренных статьями 30, 30.1, 32 Земельного кодекса Российской Федерации, на получение земельных участков без проведения торгов.
Омский городской Совет с требованиями заявителя не согласился, в письменном отзыве указал на то, что Решение Омского городского Совета от 19.06.2013 № 131 принято в силу прямого указания закона, в соответствии с пунктом 1.2 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, и на основании Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Администрация города Омска в письменном отзыве поддержала позицию заинтересованного лица, указав на отсутствие оснований для удовлетворения заявленных ООО "Монолит-Инвест" требований.
В судебном заседании 08 октября 2014 года, проведенном по правилам главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в коллегиальном составе, суд, установив следующие обстоятельства.
20 мая 2013 ООО "Монолит-Инвест" обратилось в Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска (далее - Департамент) с заявлением о выборе земельного участка под строительство общежития, расположенного в Ленинском административном округе г. Омска по улице Светловская, площадью 25000 кв.м., зона П-3.
В связи с неполучением ответа от Департамента 12 декабря 2013 обществом указанное заявление было направлено повторно.
Письмом от 18.12.2013 № 09/15182 директор Департамента со ссылкой на пункт 1 статьи 2 Решения Омского Городского Совета от 19.06.2013 № 131 и Постановление Омского Городского Совета от 20.11.2013 № 655 сообщил заявителю о том, что принятие решения в соответствии с пунктом 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации не предоставляется возможным, поскольку строительство общежитий включено в перечень случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах.
Полагая, что решение Омского городского Совета от 19.06.2013 № 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах" не соответствует Земельному кодексу Российской Федерации, и ограничивает, предусмотренные его статьями 30, 30.1, 31 права арендаторов земельных участков на предоставление в собственность для строительства земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности без проведения торгов, ООО "Монолит-Инвест" обратилось в Арбитражный суд Омской области с соответствующим заявлением.
Рассмотрев материалы дела и заслушав, явившихся в судебное заседание представителей участвующих в деле лиц, суд не нашел оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с частью 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Частью 5 данной статьи оговорено, что арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме.
Частью 6 установлено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
Как следует из пояснений заинтересованного лица и было установлено судом, оспариваемый акт изданы Омским Городским Советом в порядке реализации полномочий, предусмотренных пунктом 1.2 части 1 статьи 30 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ), согласно которому органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
В соответствии со статьей 2 закона Омской области от 08.02.2006 № 731-ОЗ (ред. от 27.05.2013) "О регулировании земельных отношений в Омской области" (далее - закон № 731 -ОЗ), регулирующим отношения по распоряжению землями, их охране и использованию на территории Омской области в пределах полномочий, предоставленных органам государственной власти субъектов Российской Федерации Земельным кодексом Российской Федерации и иными актами федерального законодательства, регулирование земельных отношений в Омской области осуществляют:
1) Законодательное Собрание Омской области;
2) Правительство Омской области;
3) специально уполномоченный орган исполнительной власти Омской области в сфере регулирования земельных отношений, определяемый Губернатором Омской области (далее - специально уполномоченный орган);
4) органы местного самоуправления Омской области.
В соответствии с частью 1 статьи 6 закона № 731-ОЗ органы местного самоуправления Омской области в сфере регулирования земельных отношений осуществляют, в том числе, следующие полномочия:
1) осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности;
2) принимают решения о предоставлении в собственность гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности;
3) принимают решения о предоставлении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, в аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование;
4) осуществляют распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством.
При этом пунктом 1.1 статьи 6 закона, введенного Законом Омской области от 04.06.2010 № 1266-ОЗ, как и нормами Земельного кодекса РФ, установлено право органов местного самоуправления устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
Поскольку применение указанного перечня предполагается неоднократно и распространяет свое действие на неограниченный круг лиц, его установление носит нормативный характер и относится к компетенции законодательного органа местного самоуправления, каковым в силу Устава г. Омска является Омский Городской Совет.
Таким образом, судом установлено, что оспариваемый нормативный акт вынесен Омским Городским Советом в пределах его полномочий.
При проверке положений решения Омского городского Совета от 19.06.2013 № 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах" на соответствие их федеральным законам и нормативно-правовым актам, имеющим большую юридическую силу, судом было установлено следующее.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлен статьями 30 - 32 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно пункту 5 статьи 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Кодекса.
Порядок выбора земельных участков для строительства определен в статье 31 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с указанной нормой гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка.
В силу пункта 2 статьи 31 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее Границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Пунктами 5, 6 статьи 31 Земельного кодекса РФ установлено, что результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Согласно пункту 8 статьи 31 Земельного кодекса РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства (пункт 2 статьи 32 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 1.2 статьи 30 ЗК РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
В силу положений пункта 1.1 статьи 6 Закона Омской области "О регулировании земельных отношений в Омской области" органы местного самоуправления Омской области вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
Решением Омского городского Совета от 19.06.2013 № 131 был установлен перечень случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах (далее - Перечень).
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Перечня в случае строительства общежитий предоставление находящихся в муниципальной собственности города Омска земельных участков и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории города Омска, осуществляется исключительно на торгах.
Принимая Решение от 19.06.2013 № 131, Омский городской Совет реализовал право, предоставленное пунктом 1.2 статьи 30 Земельного кодекса РФ органам местного самоуправления.
В соответствии со статьей 2 Земельного кодекса РФ земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Земельное законодательство состоит из Земельного кодекса РФ, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Земельные отношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить Земельному кодексу РФ, федеральным законам. На основании и во исполнение Земельного кодекса РФ, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права (часть 4 статьи 2 ЗК РФ).
Учитывая, что законодатель предоставил органам местного самоуправления право на определение перечня случаев, когда предоставление земельного участка осуществляется исключительно на торгах, соответственно применение положений статей 30, 31 Земельного кодекса РФ должно осуществляться с учетом принятых муниципальных правовых актов.
В соответствии с пунктом 6 Постановления Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 основанием для принятия решения суда о признании в случаях, предусмотренных законом, нормативного акта органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием. При отсутствии указанных обстоятельств требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

признать решение Омского городского Совета от 19.06.2013 № 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах" соответствующим Земельному кодексу Российской Федерации, введенному в действие Федеральным законом от 25.10.2001 № 136-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Обществу с ограниченной ответственностью "Монолит-Инвест" в удовлетворении требований о признании решения Омского городского Совета от 19.06.2013 № 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах" несоответствующим закону и недействующим отказать.
Решение вступает в законную силу немедленно, может быть обжаловано в установленном законом порядке в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу через Арбитражный суд Омской области.

Председательствующий
С.В.ЯРКОВОЙ

Судьи
Б.Г.ДОЛГАЛЕВ
В.В.ПЕРМЯКОВ


------------------------------------------------------------------